Тихая революция 1981 г. может быть отмечена следующими явлениями и событиями.
В социокультурном плане эта метаморфоза проявляется в том, что с начала 80-х гг. у молодежи появляются неоконсервативные умонастроения: наметилось массовое возвращение молодежи в лоно семьи. Эволюция контркультуры к 80-м гг. выразилась в мотиве, который реализовался в гедонистическом программном требовании "Счастье немедленно!" наряду с параллельно существующим, но раньше провозглашенным лозунгом "Не верь тому, кому за тридцать!" Отсюда и две основных тенденции развития рока в 80-е гг., о которых будет сказано ниже.
Собственно говоря, к переломному 1981 г. уже актуально было говорить о "смене поколений" в рок-музыке. Неудивительно и то, что во второй половине 80-х в престижнейшем американском музыкальном журнале "Биллборд" в "топах" появляется новая категория - "Рок, ориентированный на взрослых". Как мы видим, в третьей 12-летке продолжают концертировать и записывать свои диски многие из уже снискавших славу маститых исполнителей и рок-коллективов, заслуживающих звания "ветеранов рок-сцены". Одни проповедовали уже найденный и опробованный в свое время стиль, иные предпринимали усилия в поиске новых, созвучных времени средств выражения. А поскольку тон уже задавали более молодые, ищущие новизну звучания музыканты, отсюда и еще большая пестрота стилей и декларируемых направлений, чем в предыдущей 12-летке. В обильном букете стилей и их терминологическом обозначении ориентироваться стало совсем нелегко.
И все же новый качественный период, начинавшийся с 1981 г., нам представляется целесообразным назвать ПЕРИОДОМ КОММЕРЦИАЛИЗИРОВАННОГО РОКА.
"Коммерческое" - не только экономическая категории, но и категория культуры, отражающая специфику и свойства творчества тех или иных художников, а часто и их побудительные мотивы.
Практически всю историю рок-музыки можно рассматривать как историю блуждания между художественным и коммерческим, музыкальным и внемузыкальным. "Коммерциализированность" - это прежде всего имитация художественности.
Именно в 80-е вырисовывается (почти) безоговорочная победа коммерческой поп-индустрии, в связи с этим заметно размываются границы между понятиями поп-музыка и рок-музыка. Однако мы, различая их, в первую очередь, ориентируемся на те два фундаментальных признака, которые рассматривались выше в сопоставлении рок-музыки с рок-н-роллом.
К 1981 г. наметились две доминирующие тенденции. Может быть, это не всем и нравится, однако рок-музыку и чистом виде представляет реализация первой из них: "металлизация" рок-сцены. Металлический рок вызревал непосредственно из хард-рока 70-х гг. путем его утяжеления и несколько обогатился "идеями" панк-рока, и в какой-то степени диско, и к середине 80-х завоевал ведущие позиции. Ключевым событием для нашей классификации периодов как раз является 1981 год, а именно - год основания музыкального журнала "Керранг", ориентированного в первую очередь на хэви метал и своим появлением свидетельствующего о том, что сформировалось новое направление в роке. В "металле", как и положено в роке, тон задавали опять-таки представители Британских островов. Пионерами хэви метал можно назвать JUDAS PRIEST, MOTORHEAD (завоевавший, как в свое время BEATLES, Америку, но уже в 1981 г.), IRON MAIDEN, DEF LEPPARD, SAXON. На протяжении 80-х гг. групп, исполняющих хэви метал развелось, как грибов после дождя. В их названиях и разно- видностях гораздо лучше ориентируется юное поколение; и это явление стало подлинно интернациональным - фундаментом же и атрибутом его был и остается "могучий и прекрасный английский язык".
Децибельная атака, проводимая "тяжелыми молотильщиками", как их называют в Англии, представляла вызов не только всем взрослым, но и всей "взрослой" культуре с ее культом красоты и уравновешенности. Справедливости ради надо сказать, что проблески "гуманизма" замечались и у "молотильщиков" (в частности, у того же IRON MAIDEN - в духе зеппелиновского "Kashmir").
Стилистическая концепция хэви метал-рока как раз может быть рассмотрена как реализация принципов музыкальной коммерции.
Другая существенная тенденция к 1981 г. проявилась в возникновении групп и исполнителей с ярким сценическим имиджем, противопоставившим себя панковскому нигилизму. Явлением можно назвать творчество группы DURAN DURAN. Помимо шикарной внешности и безупречных манер молодые люди ансамбля не были лишены и "божьей искры", о чем свидетельствует их дискография, берущая начало в 1981 г.
Другой яркой исполнительницей "новой музыки" стала британская красавица Ким Уайлд (Kim Wilde), как ее окрестили - "Бриджит Бардо рока", тоже дебютировавшей в 1981 г.
Появление таких лидеров рок-сцены, на наш взгляд, можно расценивать как усиление эстетического начала в "роке нового образца", что, с одной стороны, может быть и ценно, но с другой - лишь подтверждает, что эволюция рока пошла в направлении его коммерциализации.
Итак, в начале 12-летки все теми же англичанами даны ориентиры. Появляется много коллективов, уделяющих большое внимание яркой сценической внешности, таких как THOMPSON TWINS, CULTURE CLUB, WHAM, заметно феминизируется рок-эстрада (Toyah Willcox, Sheena Easton, Hazel O'Connor и др.).
Заработал новый мощный, ориентированный на визуальное восприятие фактор. В апреле 1980 г. в Англии в продажу впервые поступает видеокассета с концертом Гари Ньюмэна (Gary Numan), а с августа 1981 г. начал функционировать американский круглосуточный музыкальный кабельный телеканал ЭМ ТИ ВИ (MTV), по которому регулярно стали передаваться музыкальные новости, викторины, интервью и, главным образом, видеоклипы. Это значит, что уже к 1981 г. обозначилась новая фаза. Теперь стало важным не только как звучит музыка, но и то, как она "выглядит". И это все, естественно, имеет весьма ощутимый коммерческий привкус.
Из новых же непосредственно музыкальных явлений, определяющих приоритеты нового периода, характерно появление таких новых кумиров, как DEPECHE MODE, которые сильно заморочили головы новой подрастающей генерации фэнов; дебютный альбом группы был выпущен опять-таки в 1981 г. (Вы, наверное, встречали это название на заборах и стенах еще на заре перестройки.) Заметным явлением было также образование из осколков группы TOURISTS дуэта EURITHMICS в 1981 г.
С 1981 года начинает выступать на рок-сцене и колоритная певица Sade (со своей постоянной группой), весьма достойно модернизируя блюзовые традиции.
Как и до этого, на рубеже 12-леток усиливаются центробежные тенденции в группах. В результате "охоты к перемене мест" у кого-то что-то получилось, у кого-то - нет. Чуть не распалась замечательная группа YES. Несмотря на созвездие имен в такой группе как ASIA (John Wetton, Steve Howe, Geoff Downes, Carl Palmer), созданные ими с 1981 г. четыре альбома нельзя назвать явлением, тем более - новым. Попытка Роберта Фриппа (Robert Fripp) возродить в 1981 г. KING CRIMSON не принесла ему прежнего успеха. Сольные же альбомы Р.Фриппа получались интереснее.
Событием 1981 года можно назвать выход диска тройки величайших гитаристов мира "Friday Night In San-Francisco" (Paco De Lucia, Al Di Meola, John McLaughlin). Но то, что они очень достойно сделали, - не совсем "рок".
"Старички" скорее огорчают, чем радуют. Уже не те DEEP PURPLE, SLADE, NAZARETH, BLACK SABBATH. Видимо, понадобились деньги (опять-таки коммерция). Фил Коллинз (Phil Collins) сознательно пошел на упрощение (в чем он признавался в интервью в прессе) "богатой" музыки прежнего GENESIS в своих сольных проектах, но имеет устойчивый коммерческий успех. Только на рекламную кампанию по поводу выхода одного из своих последних дисков - истратил около 30 (!) миллионов долларов. (Эх, Фил, Филушка... Куда ж тебя занесло?)
Тем не менее, продолжают оставаться в строю еще многие ветераны рока, которые несмотря на тупиковую, кризисную в целом ситуацию в рок-культуре 80-х гг., продолжают создавать подлинные произведения искусства музыкального. Это - JETHRO TULL, DIRE STRAITS, Peter Gabriel, Rod Stewart, Dawid Bowie, Mike Oldfield. He ставя прямой задачей достижение коммерческого успеха, они, тем не менее, его имеют. Такие же музыканты, как Jeff Beck, Sting и сравнительно молодая ирландская группа U-2, заведомо не пишут коммерческих пластинок, однако имеют обширную аудиторию своих почитателей. И уж совсем непонятно, откуда берется вдохновение у великолепных ROLLING STONES - более 30 лет на рок-сцене и никаких вам кризисов!
Итак, практически на протяжении трех 12-леток законодателями моды в роке были и остаются британцы. Даже, несмотря на раздутые дельцами заокеанской поп-индустрии достоинства "суперзвезд" Майкла Джексона (Michael Jackson) и Мадонны (Madonna), нам ближе и понятнее хотя бы те же PET SHOP BOYS и George Michael, потому что они - "наши", британцы (европейцы). Срочно собранный американцами MONKEES не смог в 60-е годы затмить BEATLES. A GRAND FUNK, как бы он ни был хорош, не заменил бы нам в 70-е великих LED ZEPPELIN и DEEP PURPLE...
|
|