Восприятие музыки задано оформлением альбома – Софа в созвездии Пылесоса. Большая красная софа (по простому – диван), рука с сигарой и старомодно разрисованная карта звездного неба с планетами и созвездиями. Среди Медведиц и классических зодиакальных Близнецов, Скорпиона, Козерога там есть созвездие Лягушки, созвездие Лимузина (Альфа-Ромео), созвездие Пылесоса. Шланг пылесоса – ключевой фаллический символ Вселенной Заппы. В соответствии с духом противоречия Заппа совершает инверсию: пылесос-мутант не вдувает в себя, а наоборот выдувает из себя (музыку и не только), помахивает шлангом и орошает.
"OSFA" был выпущен в середине 1975 года, в самой середине 70-х, в зените рок-н-ролла, в зените траектории Заппы, посередине его золотого периода 1972-1977 (между падением со сцены и радио-премьерой альбома Lather). И в музыкальном отношении он представляет собой золотую середину, это один из самых гармоничных и благорасположенных к слушателю альбомов. Здесь нет ни музыкальной эксцентрики, ни сложных авангардных музыкальных экспериментов, ни пародийного поп-артовского примитива песенок, ни Большого стиля джаз-рок- биг-бэндов, как в дуплете 1972 года Waka/Wazoo. Формат композиций не превышает 10 минут. Состав ансамбля ни большой ни маленький, прог-рок-группа (гитара + клавишные + бас + ударные) дополнена до джаз-рок состава духовыми (саксофон/флейта) и перкуссией (вибрафон/маримба). На последнем для брэнда Mothers of invention альбоме музыка звучит подчеркнуто ансамблево, никто не лезет "с кошелкой поперед всех". Ведущие вокальные партии поделены поровну между самим Заппой, Наполеоном (духовиком Броком) и Герцогом (клавишником Дюком).
Предлагается удобно расположиться (растянуться, возлечь) на софу (мягкую и упругую, как музыка), выкурить сигару и, созерцая красоты звездного неба, отдаться на волю фантазии. И начать виртуальное путешествие по дорогам инков, в Анды. Inca roads, самая первая, самая длинная и самая лучшая композиция, начинается россыпью звуков виброфона - сверкающая звездная пыль. Перкуссия Руфь Ундервуд – визитная карточка Mothers of Invention середины 70-х годов. А затем идут рваные вокально-разговорные эпизоды и плавные межзвездные перелеты - улетные, продолжительные инструментальные соло сначала на гитаре (см. 10 гитарных партий), а в конце на синтезаторе.
Небольшой контраст вносят два более крутых и «американских» рок-номера (Can't Afford No Shoes и San Ber'dino) – по стилю похоже на маленькое превью следующей работы. Совместный с Капмтаном Бифхартом альбом Bongo Fury был записан через месяц после окончания работы над "OSFA", Бифхарт и здесь уже появляется (под псевдонимом). Кроме него на альбоме есть и еще один примечательный гость – Джонни «Гитар» Уотсон.
В остальных композициях звучит изящный ненапрягающий джаз-рок. Фирменное запповское "раздолбайство" слышно только в голосах певцов и в умеренных дозах. Сквозное музыкальное действие (или расслабленное бездействие) подчеркнуто мягкой, уютной темой «софы». Сначала в инструментальном варианте (Sofa No. 1), затем в финальном вокально-инструментальном (Sofa No. 2).
|