"Хрупкий" (Fragile) - четвертый по счёту номерной альбом британской группы прогрессивного рока Yes, выпущенный фирмой Atlantic Records в ноябре 1971 в Соединенном Королевстве и в январе 1972 - в Северной Америке. Это первый альбом Yes с клавишником Риком Уэйкманом в составе, и первый из серии альбомов Yes, обложки которых оформлял английский художник Роджер Дин. Его работы стали эмблемными не только для группы, но и для всего прогрессивного рока в целом. Гитарит Yes Стив Хау сказал однажды: "Существует довольно тесная связь между нашим звучанием и живописью Роджера."
Выпуск Fragile в Америке нарочно задержали на два месяца по сравнению c британским по триумфальной причине - успеху в американских чартах предыдущего альбома Yes. Дав возможность The Yes Album (1971) пожать лавры успеха, выпустили Fragile (кат. № SD 7211), который скакнул на 4-е место в Биллборде и продержался в чартах 46 недель. Британское издание (кат. № 2401 019) достиг 7-го места в Соединенном Королевстве.
Работа над материалом альбома началась еще при клавишнике Тони Кей. Он репетировал альбом чуть ли не до его середины, но в конце-концов был уволен из-за своей технической отсталости - он не хотел (или просто не мог) освоить новые электронные инструменты, которые были способны значительно улучшить музыку группы. Четыре из девяти номеров альбома представляют во всей красе новый состав с Уэйкманом на клавишах, три композиции длятся по восемь минут и дольше. Наиболее известная из них - "Roundabout" - в отредактированном виде вышла в США на сингле. Рик Уэйкман внес свой вклад в песни "South Side of the Sky" и "Heart of the Sunrise" в виде фортепианных интерлюдий, но остался неуказанным в титрах по причине незавершившегося контракта с его предыдущим лейблом. Сотрудники Atlantic пообещали ему компенсировать сей факт деньгами, но как утверждает Уэйкман, он этих денег не видел.
Пять композиций из альбома представляют собой индивидуальные идеи каждого из пяти членов группы, каждая аранжирована и организована лично каждым музыкантом. "Cans and Brahms" - это аранжировка Риком Уэйкманом третьей части Четвертой симфонии ми-минор Иоганна Брамса. Уэйкман исполняет партии разных инструментов симфонии на клавишных и синтезаторах: партии струнных на электропиано, партии деревянных духовых - на рояле, партии медных духовых - на органе, партии язычковых инструментов (типа фагота, гобоя) - на электроклавесине, партию контрафагота - на синтезаторе. В то время как раз пошла мода на применение синтезаторов, адаптированных к классической музыке, в этой области работали американский композитор Уэнди Карлос и японский - Исао Томита.
"We Have Heaven" - можно сказать, бенефисный номер Джона Андерсона, он поет здесь все вокальные партии - массу вокальных партий - эту технику он применит позже в своем сольном альбоме Olias of Sunhillow (1976). Фредди Меркьюри, как известно, был также большой любитель накладывать множество собственных голосов. 16-тактная композиция "Five Per Cent for Nothing" дала возможность показать себя ударнику Биллу Брэфорду. В композиции "The Fish" каждый рифф, каждый ритм и каждая мелодия созданы с использованием различных звучаний бас-гитары - работа Криса Сквайра, а "Mood for a Day" показывает талант гитариста Стива Хау. Альбом писался старым добрым аналоговым методом многоканального наложения, не обошлось без прокрутки пленок задом наперед: эта тема звучит в начале альбома и внезапно возникает в конце его. Остальные четыре композиции аранжированы и исполняются группой совместно.
На обложке изображена небольшая планета. На лицевой стороне обложки эта планета, полная зелени и воды, дышит миром и покоем. На обратной стороне обложки эта планета раскалывается на части, а ее население пытается спастись на причудливых деревянных космических кораблях. Эта концепция позже вдохновила Андерсона на сольный альбом Olias of Sunhillow. А обложка концертного альбома Yessongs (1973), похоже, продолжает этот же сюжет.
В комплекте с альбомом шел промо-буклет с еще двумя работами художника Роджера Дина. На лицевой стороне обложки буклета изображены пять различных существ, переплетенных в кучу под корнями какого-то растения. На обратной стороне изображен человек, взбирающийся на отвесную скалу. Внутри буклета - фотографии участников группы вперемежку с небольшими иллюстрациями Роджера Дина, а также фотографии жен музыкантов, включая Дженни Андерсон, Никки Сквайр и их детей. На страничке Уэйкмана фотография его любимой собаки и список всех, кого Рик благодарит за помощь в продвижении его музыкальной карьеры. Например, "Господи, благослови Брентфордский футбольный клуб" (после какой-то ссоры с Брентфордом, сейчас Уэйкман поддерживает футбольный клуб "Манчестер"), а вконце списка: "P.S...и будущего потомка."
Источник: Oldies But Goldies
|