Альманах «Рок Восточной Европы»
№ 11, ноябрь, 2017 г.
Из цикла:
ПЯТНАДЦАТЬ КЛЮЧЕВЫХ АЛЬБОМОВ
СОВЕТСКОГО ПРОГРЕССИВ-РОКА
ДАВИД ТУХМАНОВ
Н. Л. О.
(с) Мелодия, 1982
Итак, Давид Тухманов вновь появляется в данном обзоре с другим проектом под названием «Н.Л.О.». Я вообще с сочувственной симпатией отношусь к Тухманову как к человеку и композитору. По его рассказам знаю, что эстрадная поденщина ему особой радости не приносила, сам он тяготел к классической или хотя бы усложненной музыке, и расцвет прогрессивного рока ему явно пришелся по душе. Но по какой-то причине все его проекты подобного рода особым долголетием не отличались.
«Н.Л.О.», пожалуй, самый известный рок-альбом «Мелодии» из числа, выпущенных в восьмидесятые годы. Он пережил множество допечаток на виниле и переизданий на компакт-дисках. Компанию Тухманову составила полупрофессиональная группа «Москва» во главе с певцом-гитаристом Николаем Носковым, ныне широко известным сольным исполнителем.
Любопытно, что «Н.Л.О.» никого равнодушным не оставляет и, как правило, собирает полярные мнения: от резкой неприязни (дескать, нечего делать композитору-песеннику в святых ареалах прогрессивного рока) до восторга и объявления Тухманова гением. Я скорей отношусь ко вторым, но с известной долей скепсиса. Думаю, что многих отталкивает издевательско-натужная манера пения Носова в простых до смешного куплетах - наиболее выпуклом проявлении постмодернистской сущности альбома, словно бы Тухманов издевается над советской эстрадой, переосмысливает ее в кривом зеркале прогрессивных аранжировок.
Но на меня альбом произвел большое впечатление. Энергично-импульсивный, сверхритмичный рок фантастически непредсказуемого характера. Каждая из семи песен удивляет насыщенностью разнообразнейших гармоний, виртуозной игрой на электрогитаре, неожиданными поворотами и пестрит рассыпанными в них клавишными эффектами, что при первом прослушивании неизбежно ускользают. Тухмановская студия, где записывался альбом, явно ломилась от разнообразных, дорогих и редких инструментов! Похоже, Давид так увлекся процессом сочинения, что изменил своему кредо - выдавать хиты. В альбоме нет ни одной песни, которая могла выйти за такой, кроме, разве что, вступительной «НЛО», которая и в самом деле далеко не лучшая.
Несмотря на то, что проект должного развития не получил и вообще отличается экспериментальностью, я не могу не выразить уважения к самой попытке. Ничего подобного советский рок доселе не знал.
Автор:
Андрей Гаевский
Источник:
РОК ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
ПРОЕКТ АНДРЕЯ ГАЕВСКОГО
Опубликовано:
1.12.2018 г.
|