Рубрика
ИСКУССТВО КУЛЬТУРА
«Леди и джентльмены, перед вами Том Джонс!» - прозвучал из-за кулис под нарастающий грохот литавр усиленный электроникой голос ведущего. На сцену выбежал атлетически сложенный, элегантный артист с мужественным загорелым лицом и густой копной слегка подернутых серебром на висках волос.
Голос, который давно признан самым мощным среди голосов поп-артистов Запада, то взлетал на головокружительные высоты, то стремительно падал вниз, окрашивался в самые разные тона, подобно тому, как сцена купалась в лучах прожекторов всех цветов радуги. Звучали новые композиции и хорошо знакомые нашим слушателям: «Дилайла», «Зеленая трава моего дома», «Она - настоящая леди», «Никогда больше не влюблюсь». И как звучали! Ничего не скажешь, то была демонстрация подлинной добросовестности артиста перед зрителем. В конце концерта рубашка певца была насквозь мокрой от пота.
Том Джонс не почил на лаврах, с годами ничуть не снизил своего профессионального мастерства. Первый раз, что называется, «живьем» его довелось увидеть 11 лет назад в лондонском концертном зале «Хаммерсмит-Одеон». С тех пор, кажется, петь он стал еще лучше. Возраст - Джонсу сейчас 45 лет - нисколько не повлиял ни на темперамент певца, ни на его внешний вид. Молодцеватости артиста, ежедневно пробегающего десятки миль, занимающегося боксом и тяжелой атлетикой, может позавидовать любой юноша. Ну, например, его же собственный сын, который на фотографиях смотрится, прямо скажем, постарше отца.
...В течение всего концерта в вашингтонском «Кеннеди-сентр» публика ликовала. Том Джонс не подстраивается под новомодные течения 8 популярной музыке, он верен своему стилю, и поклонников у него отнюдь не убавилось.
Не требовалось проводить серьезного социологического исследования, чтобы установить, что большинство собравшихся в тот вечер в «Кеннеди-сентр» - представительницы прекрасного пола.
Лишь один раз во время концерта певец подошел к очереди обезумевших от восторга девиц за рампой, да и то не знал, как потом от них отделаться. Когда мы встретились с Джонсом после концерта за кулисами, он не скрывал величайшего облегчения, что удалось, наконец, избавиться от назойливых поклонниц. Ведь Том Джонс - прекрасный семьянин. Бульварной прессе, смакующей подробности личной жизни других «звезд», пока так и не удалось состряпать что-либо, компрометирующее его.
Талант, многократно помноженный на упорный труд, - вот, пожалуй, слагаемые успеха Тома Джонса. К тяжелому труду певцу не привыкать. Родился он на Британских островах в шахтерском городке Понтиприд, на юге Уэльса. Еще подростком стал строительным рабочим, трудился, что называется, от зари и до зари. Песни рабочего класса, сказал мне сам исполнитель, были всегда ему близки. Включает он их в свой репертуар и сегодня.
Практически в каждом диске Джонса есть песни о буднях простого рабочего человека. На одной из пластинок фирмы «Мелодия» певец превосходно спел своего рода гимн американских безработных времен «великой депрессии» 30-х годов: «Браток, одолжи десять центов». Особым чувством и теплотой проникнуты в его исполнении «Шестнадцать тонн», «Детройт», «Сидя на берегу у залива»-песни о тех, кому приходится нелегко в обществе «всеобщего благоденствия» Том Джонс по-настоящему увлекся пением еще подростком. Когда пошел трудиться, по вечерам забавлял рабочий люд в «пабах». И надо сказать, что уже тогда певец здорово выделялся незаурядными профессиональными данными - у «пабов» выстраивались очереди желавших послушать красивый и сильный голос.
И все же «звезды» на Западе зажигаются магами шоу-бизнеса и рождаются волею случая. Не было бы этого случая, не знали бы мы вообще о Томе Джонсе. Это признает и сам певец. Фортуна явилась в лице английского продюсера Гордона Миллза, заглянувшего в Уэльс в начале шестидесятых годов совсем случайно. Когда он увидел Джонса, то понял, что «звезда» почти создана - нужна только пара новых, с легко запоминающейся мелодией песен да шлифовка «образа». Физические данные Джонса, его мощнейший голос и манера исполнения подсказали Миллзу и амплуа Джонса. Когда «подшлифованный» Том - среди прочего певцу была сделана небольшая пластическая операция - в 1965 году выпустил «сорокопятку» с песней «Это - в порядке вещей» и сделал свою первую запись на телевидении, началось восхождение на заветный Олимп славы. Песня заняла первое место в британском «хит-параде». Последовавшие за ней «Дилайла» и «Зеленая трава у моего дома» легко пересекли границу Англии и приобрели большую популярность за рубежом. За ними неизменно становились «золотыми» долгоиграющие диски «Что нового, милая?», «Никогда больше не влюблюсь», «Без любви», «Дочь темноты», «Она - настоящая леди». Названия говорят сами за себя. Репертуар артиста в основном составляют песни на вечные темы - о любви, трудных поисках счастья, радости жить на земле.
Приходилось читать, однако, что отношения Тома с Гордоном Миллзом не всегда складывались гладко - эксплуатация таланта Джонса компаниями грамзаписи, их попытки навязать ему лишь композиции безг обидного, аполитичного содержания вызывали раздражение у исполнителя, настаивавшего на включении в репертуар песен с социальным подтекстом. В изнурительном шоу-марафоне он сумел не растерять лучших душевных качеств и всегда помнить, где его корни (недавно посетил свой родной рабочий городок в Уэльсе, там земляки устроили ему восторженный прием), как, впрочем, не забывает он и о животрепещущих насущных проблемах сегодняшнего дня. Во время нашего разговора после концерта Том рассказал, что отказался выступать в ЮАР перед сегрегированными аудиториями (белые и черные отдельно). «Я решительно против апартеида», - твердо произнес певец.
За несколько минут до концерта корреспондент местной телекомпании, узнав, что среди публики будут советские зрители, спросил Джонса, что бы тот хотел передать своим поклонникам в СССР.
«Прежде всего, - сказал певец, - я хотел бы, чтобы настало время, когда две самые крупные и великие державы мира, два великих народа - народы СССР и США - будут жить в атмосфере настоящего взаимопонимания. Недопустимо, чтобы эта напряженность сохранялась».
...Перед началом концерта я раскрыл программу и из нее узнал, что Том Джонс - обладатель немалого числа рекордов в истории западной поп-музыки. Согласно опросу, проведенному в свое время среди американских диск-жокеев, Джонс был признан «эстрадным вокалистом номер один в мире». Различные ассоциации и общества музыкальных критиков в США, Англии, других странах неоднократно признавали его «лучшим».
Листаю программу с массой фотографий, запечатлевших самые радостные моменты жизни Тома Джонса. Вдруг наталкиваюсь на приятную неожиданность: на одном из снимков певец стоит на фоне советского морского лайнера «Одесса» вместе с его капитаном. Еще одна фотография - Джонс позирует в фуражке, позаимствованной у кого-то из советских моряков. А еще на одной - оживленно беседует на борту «Одессы» с членами ее экипажа. Как потом выяснилось, Том несколько лет назад совершил круиз по Атлантике на нашей «Одессе» и сохранил самые теплые воспоминания о советских людях.
И как только певцу передали, что среди гостей его концерта будет советский журналист, он с радостью согласился на встречу.
- Я очень польщен, - сказал Том Джонс, услышав, что он популярен в Советском Союзе.- Знаете, если появится возможность, обязательно хочу приехать к вам на гастроли. У вас прекрасный народ. Кстати, мена и на «Одессе» приглашали в Советский Союз. Очень рад доставить удовольствие советским слушателям.
Протягиваю певцу программу концерта с его фотографией во весь рост. Том старательно выводит на ней: «Моим поклонникам в СССР. С любовью, Том Джонс».
Расставаясь, весело подмигивает. В глазах - признательность и заинтересованность.
А. ЛЮТЫЙ.
корр. ТАСС - специально для «Советской культуры».
ВАШИНГТОН.
|