Cut Above the Rest, 1979

S W E E T ~ 1979
CUT ABOVE THE REST
Рок-энциклопедия

"Cut Above the Rest," - седьмой студийный альбом английской рок-группы Sweet, вышедший в октябре 1979 года на Polydor в Европе, Австралии и Новой Зеландии, на Capitol Records - в США, Канаде и Японии. С тех пор на виниле нигде и никогда не издавался. Википедия называет Cut Above the Rest восьмым, учитывая чисто американский альбом 1973 года The Sweet, составленный частично из Funny How Sweet Co-Co Can Be (1971), частично из многочисленных синглов, не включённых в английские альбомы.

Cut Above the Rest стал первым альбомом Sweet, записанным без участия коренного члена группы - главного вокалиста Брайана Коннолли. 23 февраля 1979 г. было объявлено, что Брайан Конноли покинул Sweet, чтобы заняться сольной карьерой. Это было шоком для фанов группы. Хотя Sweet всегда отличалась многоголосием и богатыми вокальными гармониями, трудно было представить группу без её фронтмена Брайана. В заявлении для прессы менеджер Sweet Дэвид Уолкер назвал причиной ухода Коннолли "расхождения музыкальных интересов". Сам Брайан добавил: "Ну на самом деле, я ушёл бы еще два года назад, но был привязан к гастрольному графику, будучи верным группе. У неё было запланировано два больших турне по Штатам, и я их сделал," - сказал Коннолли в интервью 1980 г.

Официально Коннолли нигде не признавал тот факт, что его выгнали за беспробудное пьянство, мешавшее ему даже на сцене появляться в трезвом виде. Несколько выступлений упомянутого турне в Штатах были под угрозой срыва, потому что Брайан выходил к публике настолько пьяным, что падал и отрубался на сцене. Коннолли утверждал в интервью, что "никогда не пил и не потреблял наркотики." Позже однако, в документальном фильме для 4-го английского телеканала, он косвенно выдал себя, лукаво заявив: "Но я сделал тупость, когда год спустя после выхода из группы запил. Я подумал: "А какая разница, они всё равно так про меня говорят, пусть это будет правдой."

В конце 1978 года Sweet, в составе трио Скотт - Таккер - Прист, прибыли вновь в замок Клиэрвелл в Западной Англии, где сочинялся предыдущий альбом Level Headed (1978) и приступили к работе над новой пластинкой, позже получившей название Cut Above the Rest. Брайан ещё был в группе, но пил беспощадно. Ночи проводил в пьянстве, а днём держался на кокаине.

Наконец, когда были записаны инструментальные "болванки", пришло время Коннолли накладывать на них свой вокал. Между ним и Энди Скоттом часто бывали стычки, поэтому группа решила во время записи голоса Конноли посадить за пульт в студии Мика Таккера. Через день Прист и Скотт пришли посмотреть на результаты их сесий. "Мы были в большом разочаровании. Брайан с трудом осилил пару строчек из песни "That Girl", и общее состояние его духа было упадочным".


ПРОДОЛЖЕНИЕ ВНИЗУ СТРАНИЦЫ


Sweet, 1979


Английский выпуск
Polydor Records, 1979

Sweet, 1979, Cut Above the Rest, Great Britain

Sweet, 1979, Cut Above the Rest, Великобритания

Sweet, Cut Above the Rest, 1979



Sweet ~ Cut Above the Rest, ~ 1979
Хронометраж песен взят с немецкого винила

SIDE 1:
1. Call Me (Scott) - 3:38
2. Play All Night (Priest, Scott, Tucker) - 3:16
3. Big Apple Waltz (Priest, Scott) - 4:03
4. Dorian Gray (Priest, Scott, Tucker) - 4:38
5. Discophony (Dis-Kof-O-Ne) (Priest, Scott, Tucker, Gary Moberley) - 5:57

SIDE 2:
6. Eye Games (Scott, Louis Austin) - 1:54
7. Mother Earth (Priest, Scott) - 7:45
8. Hold Me (Scott) - 6:07
9. Stay With Me (Priest, Scott, Tucker) - 5:02

Бонус на CD 2010 г.:
11. Why Don't You (Priest, Scott, Tucker) - 3:25


Steve Priest - bass guitar & vocals
Mick Tucker - all percussions & vocals
Andy Scott - all guitars, synthesizers and vocals

+
Guest musicians:
Geoff Westley - pianos and arrangements
Gary Moberley - pianos on 1, 4, 9
Eddie Hardin - ARP 2600 solo on 5
+
Thanks to the road crew and all at the "Town House" for the vocal hand on "Play All Night"
Our special thanks to Eddie, Lindsay and David for their honesty


Produced by Sweet for Chinebridge Ltd
Recorded at The Town House studio, Shepherd's Bush, London
Engineered by Louis Austin
Released: October 1979
Labels: Polydor, Capitol



Немецкий выпуск "Cut Above the Rest"
Polydor Records, 1979

Sweet, Cut Above the Rest, 1979, West Germany

Sweet, Cut Above the Rest, 1979, Германия

Sweet, Cut Above the Rest, 1979, немецкий выпуск



ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ

За неделю он записал всего одну песню "That Girl". "Я не понимаю, почему, не мог брать высокие ноты, у меня куда-то пропал голос," - вспоминал Брайан в 1996 году, давая интервью для документального фильма "Don’t Leave Me This Way" на 4-м канале. Тогдашний менеджер Sweet Дэвид Уолкер даже утверждал, что Скотт, Прист и Таккер так сильно добивались того, чтоб Коннолли ушёл из группы, что нарочно записали альбом в тональности, которую Брайан не мог осилить. "Они сказали мне, что я потерял голос, что я уже не тот," - говорил Коннолли. "Это был величайший из творческих саботажей, какие мне довелось наблюдать в своей жизни," - заявил Дэвид Уолкер в интервью 1996 г.

Учитывая реальный алкоголизм Коннолли, неизвестно, насколько серьёзно можно относиться к этой истории. В то же время, взглянув на основные хиты Sweet, можно обнаружить, что многие из них записаны в ми-мажоре (куплеты часто начинаются с си-бемоль) с припевами на очень высоких нотах (песни "Ballroom Blitz", "Hellraiser", "Blockbuster", "Teenage Rampage" и др.), которые Брайан легко брал когда-то. Песня "That Girl" (Та девушка) начинается в ля-мажоре, первый припев поётся в ре-мажоре, второй - в ми-мажоре.

Кроме неё, Коннолли, перед уходом успел наложить вокал только в "Play All Night" (Играй всю ночь). После того, тексты в обоих песнях успели частично поменяться и, за неимением уже в студии Коннолли, вокальные партии в обоих песнях пришлось переписать оставшимися участниками группы. "That Girl" даже поменяла название на "Stay With Me" (Останься со мной). Версия "That Girl" с вокалом Брайана Коннолли вышла на CD The Sweet - Platinum Rare в 1995 г. В YouTube её можно послушать тоже.

На том же диске опубликована песня "Play All Night" с главным вокалом Коннолли. Это очевидно, что запись была искуственно понижена в тональности. В результате, темп стал медленнее задуманного варианта, попавшего в Cut Above The Rest, а тональность находится где-то между A и G#. Это было сделано, вероятно, чтобы облегчить Брайану взятие этих нот. Версия "Play All Night" без Коннолли в альбоме звучит заметно быстрее и строго в ля-мажоре, а припев - в ре-мажоре. С уходом Коннолли, от его голоса в альбоме ничего не осталось, все главные партии спели либо Стив Прист, либо Энди Скотт.

Последние годы 1970-х вообще были трудными для классических рокеров, которых музыкальная пресса, в угоду новомодной новой волне и панку, окрестила "отжившими своё монстрами", а Sweet было труднее вдвойне. Потеря яркого главного вокалиста была не единственной проблемой группы. Они потеряли чувство ориентации в музыкальном пространстве того периода. Играть старое было по сути "запрещено". Да-да! Как ни смешно и нелепо это звучит, но панк-революция и её рьяные апологеты в прессе поступали с прежней рок-классикой примерно так же, как большевистский агитпроп, предлагавший "сбросить классиков с корабля современности".

Эту ситуацию метко описал самый нонконформистский из рок-музыкантов Фрэнк Заппа, приехавший в январе 1978 года в Англию на гастроли и давший интервью журналу New Musical Express: "Панк-рок - это феномен, созданный менеджерами. Я так и чувствую, что необходимость быть частью модных течений, какие бы они ни были, превратилась здесь буквально в вопрос выживания. В Штатах другие проблемы. Там тоже есть вопрос признания сверстниками, но он не основан на роке как культуре...

Такое впечатление, что ради выживания в этой стране необходимо абсолютно посвятить себя тому, что объявлено трендом сегодняшнего дня, а иначе ты - "ботаник", и никто не хочет быть "ботаником". Как социолог-любитель я сказал бы, что с точки зрения рока в Штатах более здоровая обстановка чем здесь."

Вероятно, этим можно объяснить странный набор песен, который представляет собой альбом Cut Above The Rest. Многообразие стилей удивит даже всеядных меломанов, а что говорить про твердолобых фанов старого доброго хард-рокового Sweet, каким они привыкли видеть группу с начала 1970-х. Альбом начинается с песни "Call Me" (Позвони мне) вероятно про call-girls, то есть "девушек по вызову". Это номер в стиле чистейшей воды "новой волны", и звучит прямо как группа The Cars того же периода. Отличная песня, вся вина её только в том, что она нетипична для Sweet. Раскатистое, рычащее "р-р-р" вокалиста, совершенно неприемлемое в английском языке, где "р" звучит совсем картаво, намекает вероятно на то, что действие песни происходит в Испании, которая давно стала основным курортом для англичан, каким раньше для русских был Крым.

"Big Apple Waltz" уходит совсем в другую область. Это балладный рок, учитывая многоголосые раскладки, в духе Eagles. Переводится как "Вальс Большого Яблока". Sweet в этой трогательной балладе признаётся в любви к Большому Яблоку - таково романтическое прозвище Нью-Йорка. Песня производит удивительный эффект. Своим на редкость сладким попсовым началом она отталкивает любителя хард-рокового Sweet, но слитый из дружных голосов припев её насмерть въедается в сознание:

Я был так долго в этом городе
И город так долго был во мне
Был долго во мне
Жаль, я давно
Далеко от него
Но я всё ещё танцую
Вальс Большого Яблока


"Discophony (Dis-Kof-O-Ne)" - "Дискофония", вероятно каламбур, намекающий на какафонию. Это антидиско-песня, очень характерная для своего времени. Диско-музыка, монотонно звучавшая тогда изо всех щелей, настолько задолбала любителей рока, что превращалась даже в социальную проблему, что и вылилось в США в знаменитые диско-погромы в 1979 году. В Советском Союзе это было выражено не так сильно, но во всяком случае, молодёжь, любящая диско, и любители тяжёлого рока отличались друг от друга по характеру, образу жизни и т.п..

Помнится, в советское время по субботам "Голос Америки" передавал длинную музыкальную передачу под названием "Музыка для танцев", но музыка там была необязательно танцевальная, крутили всё подряд: и Pink Floyd, и Led Zeppelin и всё, что угодно. Особенно приятными были передачи, которые вела Лиза Архипова, они всегда были полны настоящего рока. Самыми неприятными моментами были некоторые "обломные" субботы, когда всю неделю ждёшь очередной передачи, а она начинается с бодренького голоса: "Добрый вечер, дорогие радиослушатели! У микрофона Билл Макгвайр, и сегодня полтора часа мы будем танцевать под музыку диско!"

Песенка "Дискофония" передаёт реальность тех лет и отношение к ней нормального рокера:

Я встретил девушку,
которая любит танцевать,
но единственный способ
попасть в её трусы
это танцевать самому
Малышка, это без шансов:
зомби с мозгами, промытыми ритмом,
запертыми внутри своего эскапизма
в тюрьме, куда я не хочу


ПРИПЕВ:
Терпеть не могу эту диско-музыку
Сплошная боль в голове
Терпеть не могу эту диско-музыку
Сплошная боль в голове


Задумка была хорошая, но исполнение оставляет желать лучшего. Можно было сделать пародию поинтереснее или смешнее. Sweet просто пригласили австралийского клавишника Гари Моберли, который выдал на синтезаторе соло с типичным для некоторых диско-номеров синтетически-ядовитым звуком.

Вторую сторону открывает очень интересная песня "Eye Games" (Игры глазами), которую трио гармонично раскладывает по голосам под звонкие аккорды акустических гитар. Она в какой-то степени привлечёт любителей раннего Sweet периода их первого альбома. Но самая необычная для Sweet вещь в альбоме, конечно же, "Mother Earth" (Матушка Земля). Это самый настоящий прогрок с пространным соло на клавишных и умным текстом, где "Мать Земля взывает к тебе, сейчас..." и т.д., и всё это чудесно длится шесть с половиной минут. У Sweet и раньше бывали замашки в сторону прогрока, но эта оказалась чересчур запоздалой - в 1979 году никто такую музыку уже не слушал. Соло на фортепиано, а затем и на всяких электронных клавишных сыграл Джефф Уэстли, известный своей работой в семидесятых с группой Bee Gees. Уэстли аранжировал клавишные во многих (но не всех) песнях Cut Above The Rest. Кроме него, здесь поработали над партиями клавишных вышеупомянутые Гари Моберли и Эдди Хардин.

"Play All Night" - единственная вещь в альбоме, напоминающая классический хард-роковый Sweet по драйву, лихому тексту и мощной вокальной гармонии. Многое остальное было интересно, но только не давним фанам группы. Немудрено, что альбом Cut Above The Rest провалился в продаже по всему миру и попал в чарты только в Германии (№49), Австралии (№87) и США (№151). Про Великобританию давно говорить не приходится - лишь два альбома Sweet попадали там в хит-парад: забойный Sweet Fanny Adams (1974) (да и то всего лишь на 27-е место!) и двойной сборник Strung Up (1975) (№9).

Альбом, действительно, вызывал в своё время недоумение и невысоко котировался, в том числе у советских любителей Sweet, однако в наше скудное время, когда ожидать новенького, свеженького от рок-музыки нечего, Cut Above The Rest звучит очень интересно, как и многое из того, что делалось в тот плодотворный для рок-музыки период и не ценилось современниками.

От слова "cut" - "резать, нарезать" давно пошло выражение "нарезать пластинку", а отсюда само слово "cut" стало означать запись, пластинку, а то и просто одну из песен на пластинке. "Cut Above the Rest" можно перевести как "Запись круче остальных". Довольно амбициозное название для растерявшейся в тот период группы, возможно желавшей таким образом сама себя подбодрить.

Незатейливая обложка Cut Above the Rest сразу уточняет, что многолетний квартет Sweet превратился в трио. В Америке обложка была совсем другая. На ней изображён крупным планом магнитофон, где вместо плёнки крутится лента с нотами, а в районе головки лезвием совершается "cut", то есть монтажный надрез.


Источник:
Oldies But Goldies


Опубликовано:
21 октября 2018 г.


Вернуться в СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ SWEET

Вернуться в SWEET

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА


Тайна острова Оук. Александр Владимирович Бирюк. Читать книгу