ПРОДОЛЖЕНИЕ И ОКОНЧАНИЕ
За неделю он записал всего одну песню "That Girl". "Я не понимаю, почему, не мог брать высокие ноты, у меня куда-то пропал голос," - вспоминал Брайан в 1996 году, давая интервью для документального фильма "Don’t Leave Me This Way" на 4-м канале. Тогдашний менеджер Sweet Дэвид Уолкер даже утверждал, что Скотт, Прист и Таккер так сильно добивались того, чтоб Коннолли ушёл из группы, что нарочно записали альбом в тональности, которую Брайан не мог осилить. "Они сказали мне, что я потерял голос, что я уже не тот," - говорил Коннолли. "Это был величайший из творческих саботажей, какие мне довелось наблюдать в своей жизни," - заявил Дэвид Уолкер в интервью 1996 г.
Учитывая реальный алкоголизм Коннолли, неизвестно, насколько серьёзно можно относиться к этой истории. В то же время, взглянув на основные хиты Sweet, можно обнаружить, что многие из них записаны в ми-мажоре (куплеты часто начинаются с си-бемоль) с припевами на очень высоких нотах (песни "Ballroom Blitz", "Hellraiser", "Blockbuster", "Teenage Rampage" и др.), которые Брайан легко брал когда-то. Песня "That Girl" (Та девушка) начинается в ля-мажоре, первый припев поётся в ре-мажоре, второй - в ми-мажоре.
Кроме неё, Коннолли, перед уходом успел наложить вокал только в "Play All Night" (Играй всю ночь). После того, тексты в обоих песнях успели частично поменяться и, за неимением уже в студии Коннолли, вокальные партии в обоих песнях пришлось переписать оставшимися участниками группы. "That Girl" даже поменяла название на "Stay With Me" (Останься со мной). Версия "That Girl" с вокалом Брайана Коннолли вышла на CD The Sweet - Platinum Rare в 1995 г. В YouTube её можно послушать тоже.
На том же диске опубликована песня "Play All Night" с главным вокалом Коннолли. Это очевидно, что запись была искуственно понижена в тональности. В результате, темп стал медленнее задуманного варианта, попавшего в Cut Above The Rest, а тональность находится где-то между A и G#. Это было сделано, вероятно, чтобы облегчить Брайану взятие этих нот. Версия "Play All Night" без Коннолли в альбоме звучит заметно быстрее и строго в ля-мажоре, а припев - в ре-мажоре. С уходом Коннолли, от его голоса в альбоме ничего не осталось, все главные партии спели либо Стив Прист, либо Энди Скотт.
Последние годы 1970-х вообще были трудными для классических рокеров, которых музыкальная пресса, в угоду новомодной новой волне и панку, окрестила "отжившими своё монстрами", а Sweet было труднее вдвойне. Потеря яркого главного вокалиста была не единственной проблемой группы. Они потеряли чувство ориентации в музыкальном пространстве того периода. Играть старое было по сути "запрещено". Да-да! Как ни смешно и нелепо это звучит, но панк-революция и её рьяные апологеты в прессе поступали с прежней рок-классикой примерно так же, как большевистский агитпроп, предлагавший "сбросить классиков с корабля современности".
Эту ситуацию метко описал самый нонконформистский из рок-музыкантов Фрэнк Заппа, приехавший в январе 1978 года в Англию на гастроли и давший интервью журналу New Musical Express: "Панк-рок - это феномен, созданный менеджерами. Я так и чувствую, что необходимость быть частью модных течений, какие бы они ни были, превратилась здесь буквально в вопрос выживания. В Штатах другие проблемы. Там тоже есть вопрос признания сверстниками, но он не основан на роке как культуре...
Такое впечатление, что ради выживания в этой стране необходимо абсолютно посвятить себя тому, что объявлено трендом сегодняшнего дня, а иначе ты - "ботаник", и никто не хочет быть "ботаником". Как социолог-любитель я сказал бы, что с точки зрения рока в Штатах более здоровая обстановка чем здесь."
Вероятно, этим можно объяснить странный набор песен, который представляет собой альбом Cut Above The Rest. Многообразие стилей удивит даже всеядных меломанов, а что говорить про твердолобых фанов старого доброго хард-рокового Sweet, каким они привыкли видеть группу с начала 1970-х. Альбом начинается с песни "Call Me" (Позвони мне) вероятно про call-girls, то есть "девушек по вызову". Это номер в стиле чистейшей воды "новой волны", и звучит прямо как группа The Cars того же периода. Отличная песня, вся вина её только в том, что она нетипична для Sweet. Раскатистое, рычащее "р-р-р" вокалиста, совершенно неприемлемое в английском языке, где "р" звучит совсем картаво, намекает вероятно на то, что действие песни происходит в Испании, которая давно стала основным курортом для англичан, каким раньше для русских был Крым.
"Big Apple Waltz" уходит совсем в другую область. Это балладный рок, учитывая многоголосые раскладки, в духе Eagles. Переводится как "Вальс Большого Яблока". Sweet в этой трогательной балладе признаётся в любви к Большому Яблоку - таково романтическое прозвище Нью-Йорка. Песня производит удивительный эффект. Своим на редкость сладким попсовым началом она отталкивает любителя хард-рокового Sweet, но слитый из дружных голосов припев её насмерть въедается в сознание:
Я был так долго в этом городе
И город так долго был во мне
Был долго во мне
Жаль, я давно
Далеко от него
Но я всё ещё танцую
Вальс Большого Яблока
"Discophony (Dis-Kof-O-Ne)" - "Дискофония", вероятно каламбур, намекающий на какафонию. Это антидиско-песня, очень характерная для своего времени. Диско-музыка, монотонно звучавшая тогда изо всех щелей, настолько задолбала любителей рока, что превращалась даже в социальную проблему, что и вылилось в США в знаменитые диско-погромы в 1979 году. В Советском Союзе это было выражено не так сильно, но во всяком случае, молодёжь, любящая диско, и любители тяжёлого рока отличались друг от друга по характеру, образу жизни и т.п..
Помнится, в советское время по субботам "Голос Америки" передавал длинную музыкальную передачу под названием "Музыка для танцев", но музыка там была необязательно танцевальная, крутили всё подряд: и Pink Floyd, и Led Zeppelin и всё, что угодно. Особенно приятными были передачи, которые вела Лиза Архипова, они всегда были полны настоящего рока. Самыми неприятными моментами были некоторые "обломные" субботы, когда всю неделю ждёшь очередной передачи, а она начинается с бодренького голоса: "Добрый вечер, дорогие радиослушатели! У микрофона Билл Макгвайр, и сегодня полтора часа мы будем танцевать под музыку диско!"
Песенка "Дискофония" передаёт реальность тех лет и отношение к ней нормального рокера:
Я встретил девушку,
которая любит танцевать,
но единственный способ
попасть в её трусы
это танцевать самому
Малышка, это без шансов:
зомби с мозгами, промытыми ритмом,
запертыми внутри своего эскапизма
в тюрьме, куда я не хочу
ПРИПЕВ:
Терпеть не могу эту диско-музыку
Сплошная боль в голове
Терпеть не могу эту диско-музыку
Сплошная боль в голове
Задумка была хорошая, но исполнение оставляет желать лучшего. Можно было сделать пародию поинтереснее или смешнее. Sweet просто пригласили австралийского клавишника Гари Моберли, который выдал на синтезаторе соло с типичным для некоторых диско-номеров синтетически-ядовитым звуком.
Вторую сторону открывает очень интересная песня "Eye Games" (Игры глазами), которую трио гармонично раскладывает по голосам под звонкие аккорды акустических гитар. Она в какой-то степени привлечёт любителей раннего Sweet периода их первого альбома. Но самая необычная для Sweet вещь в альбоме, конечно же, "Mother Earth" (Матушка Земля). Это самый настоящий прогрок с пространным соло на клавишных и умным текстом, где "Мать Земля взывает к тебе, сейчас..." и т.д., и всё это чудесно длится шесть с половиной минут. У Sweet и раньше бывали замашки в сторону прогрока, но эта оказалась чересчур запоздалой - в 1979 году никто такую музыку уже не слушал. Соло на фортепиано, а затем и на всяких электронных клавишных сыграл Джефф Уэстли, известный своей работой в семидесятых с группой Bee Gees. Уэстли аранжировал клавишные во многих (но не всех) песнях Cut Above The Rest. Кроме него, здесь поработали над партиями клавишных вышеупомянутые Гари Моберли и Эдди Хардин.
"Play All Night" - единственная вещь в альбоме, напоминающая классический хард-роковый Sweet по драйву, лихому тексту и мощной вокальной гармонии. Многое остальное было интересно, но только не давним фанам группы. Немудрено, что альбом Cut Above The Rest провалился в продаже по всему миру и попал в чарты только в Германии (№49), Австралии (№87) и США (№151). Про Великобританию давно говорить не приходится - лишь два альбома Sweet попадали там в хит-парад: забойный Sweet Fanny Adams (1974) (да и то всего лишь на 27-е место!) и двойной сборник Strung Up (1975) (№9).
Альбом, действительно, вызывал в своё время недоумение и невысоко котировался, в том числе у советских любителей Sweet, однако в наше скудное время, когда ожидать новенького, свеженького от рок-музыки нечего, Cut Above The Rest звучит очень интересно, как и многое из того, что делалось в тот плодотворный для рок-музыки период и не ценилось современниками.
От слова "cut" - "резать, нарезать" давно пошло выражение "нарезать пластинку", а отсюда само слово "cut" стало означать запись, пластинку, а то и просто одну из песен на пластинке. "Cut Above the Rest" можно перевести как "Запись круче остальных". Довольно амбициозное название для растерявшейся в тот период группы, возможно желавшей таким образом сама себя подбодрить.
Незатейливая обложка Cut Above the Rest сразу уточняет, что многолетний квартет Sweet превратился в трио. В Америке обложка была совсем другая. На ней изображён крупным планом магнитофон, где вместо плёнки крутится лента с нотами, а в районе головки лезвием совершается "cut", то есть монтажный надрез.
Источник:
Oldies But Goldies
Опубликовано: 21 октября 2018 г.
|