12 мая (1988 г.) в центральных газетах были помещены материалы о встрече М. С. Горбачева с группой американских и советских школьников, которые в рамках программы "Прямая связь" стремятся к развитию контактов, к укреплению взаимоотношений и доверия. С американской стороны эту встречу освещали кинодокументалист Тони Шеперд и ассистент, его давний друг, Роджер Ходжстон, один из создателей некогда популярнейшей во всем мире группы "Супертрэмп". Хотя Роджер приехал в нашу страну не как музыкант, он неразлучен со своей 12-струнной гитарой. Теперь она стала предметом его особой гордости - один из американских школьников играл на ней для М. С. Горбачева.
О целях и задачах проекта "Прямая связь", конечно же, лучше и подробнее могут рассказать координаторы проекта, сами дети, а с Роджером мы говорили в основном о музыке.
Роджер покинул группу "Супертрэмп" в 1983 году, и с тех пор выпустил два сольных диска - "В центре Шторма" (1984 г.) и "Хай-Хай" (осень 1987 г.). Тони Шеперд называет Роджера "перфекционистом" - и не случайно. Работа над первой пластинкой заняла 8 месяцев, над второй - 16. Вот что сам Ходжстон рассказал о группе "Супертрэмп":
- Когда мне было 19 лет, я прочитал объявление, приглашавшее музыкантов. Это было в Лондоне. Я пошёл по указанному адресу и встретил там Рика Дейвиса. Он тоже писал песни, мы обьединились, и так родился "Супертрэмп". Мы были вместе четырнадцать лет. Это довольно большой срок для брака, а для группы тем более. В течение пяти лет мы подбирали музыкантов. И в 1974 году с альбомом "Преступление века" к нам пришёл первый успех. После этого, в 1976 году, мы переехали в США. Каждый последующий альбом имел всё больший и больший успех. И вот в 1979 году вышел альбом "Завтрак в Америке". Пластинка заняла первые места во всём мире. Это было грандиозно. Вероятно, это и было началом конца. В 1983 году после безуспешной попытки вдохнуть вторую жизнь в группу, оживить её, я покинул её. Остальные четверо участников продолжали выступать. Совсем недавно я услышал, что они прекратили своё существование. "Супертрэмпа" больше нет. А жаль...
... Он рассказывал о "Супертрэмпе" с грустью, вспоминал разные города - где их принимали хорошо, где плохо. Лучше всего в Монреале, в Канаде, хуже всего - в городке Луисвилль, штат Кентукки, США. Там они сами ходили по улицам и раздавали билеты на концерты - чтобы хоть кто-нибудь сидел в зале...
"Супертрэмпа" больше нет, сольные работы Ходжстона вызывают неизменный интерес, хотя на первые места хит-парадов не попадают. Куда же дальше собирается идти 38-летний музыкант? Полушутя он ответил, что скоро, наверное, выйдет на пенсию и будет играть в группе у старшего сына (у Роджера два сына), который, по мнению отца, очень одарен и пишет неплохую музыку. А если серьезно:
- Я не стараюсь заглядывать в будущее. Я хотел бы привести в порядок собственный дом для начала... Всё, что я могу сделать - это с ответственностью относиться к тому таланту, которым я наделен. 10 лет назад я был моложе, стремление к успеху было сильнее. Но когда ты достигаешь успеха, ты понимаешь, что он не так прекрасен, как ты думал. Где следующая цель, где следующая гора, которую нужно покорить? Я счастлив, что обладаю талантом, и считаю, что должен быть всего лишь "каналом" для его выхода, реализации.
- Ну а что занимает тебя самого в музыке?
- Мне очень интересно музыкальное направление "нью-эйдж". Это начало нового периода классической музыки. Сегодня очень нужна музыка, которая не долбит тебя по голове или, подобно кофе, не стимулирует. Большая часть рок- и поп-музыки делается для того, чтобы постоянно "подзаводить" человека - как чашка кофе, одна за другой. Для людей моего поколения, для тех, кому 30-40, когда они приходят с работы домой, нужен отдых, нужно расслабиться - темп жизни сегодня так высок, постоянно находишься в стрессовом состоянии. Была классическая музыка. Она прекрасна. Она всегда была прекрасна. Она всегда будет прекрасна. Но где новая классическая музыка? Почему мы должны слушать только музыку XVII и XVIII веков? Где сегодняшняя музыка? Великолепные синтезаторы, со всеми заложенными в них потрясающими звуками, мы используем в диско-музыке для разных "банг-бонг" или в других глупых музыкальных формах.
... Роджер считает, что 70-е и 80-е годы были очень пусты - после распада "Битлз" в 1970 году исчезли и лидеры. Те лидеры, которых попыталась создать музыкальная индустрия, были ориентированы на поп-музыку и на то, чтобы делать деньги... Музыка превратилась в рынок. "Но сейчас, я думаю, что индустрия развлечений осознает свою ответственность перед миром, ту роль, которую она может сыграть, чтобы изменить мир. Свидетельство тому - успех таких артистов, как Брюс Спрингстин и "Ю-2" в Америке. Артистов, преданных тому, во что они верят, искренних и обладающих цельностью натуры". Эта индустрия, говорит Роджер, "находится на пороге нового музыкального взрыва".
- А что, по-твоему, представляет сегодняшняя музыкальная сцена Америки?
- Я думаю, что марка тяжёлого металла все ещё очень высока, особенно среди молодых людей. Музыка, записанная с помощью электронных барабанов, танцевальная музыка тоже очень популярна. Но также, мне кажется, происходит возврат к акустическим музыкальным инструментам, гитаре, роялю. Люди соскучились по "живым инструментам", устали от всех этих синтезаторов и электронных ударных. Когда вы их используете, пропадает душа музыки, а люди хотят, они изголодались по чувствам и эмоциям в музыке. Синтезаторы обладают потрясающими звуками, у них потрясающие возможности, но они не могут передать чувств.
Роджер старается не "лезть в политику". "Я верю в жизнь, но не верю в политику", - говорит он, у него вполне определенный и ясный взгляд на состояние дел, на изменения, происходящие в мире.
"Мир похож на убегающий скорый поезд, но никто из-за собственного эгоизма не дергает ручку стоп-крана. Будущее отношений между СССР и США не вызывает у меня особых опасений - меня более заботит Иран и Ближний Восток... Я думаю, что Горбачев - это одна из самых больших надежд, которые есть у человечества сегодня".
В некоторых песнях "Супертрэмпа" ещё 10-летней давности Роджер пел об опасности, перед которой стоит мир. Сегодня, правда, он "не очень настроен петь о мировых проблемах. Я стараюсь своими песнями принести немного радости и надежды людям". А ещё в его песнях слышна ностальгия:
Я хочу вернуться в Лондон,
Мне так не хватает дождя.
Я хочу назад в Англию,
Я соскучился по королеве,
Но соскучилась ли она по мне?
Империю продали,
Не сказав даже спасибо.
Давайте обвиним в этом янки.
Это слова из песни "Лондон" с его последнего диска "Хай-Хай".
На прощанье он сказал, что очень хотел бы записать в Советском Союзе пластинку. "Я счастлив, что нахожусь в вашей стране сейчас - я думаю, что Советский Союз переживает очень интересный период в своей истории. Он расцветает, открывается. У советского народа очень большое сердце. И ещё я успел познакомиться с хорошими музыкантами, такими, как Андрей Макаревич, Саша Кутиков, побывал у них в студии и теперь абсолютно уверен, что наши контакты будут продолжены. Я бы с удовольствием помог советским артистам в плане звукозаписи, и на этот счёт есть интересные идеи. Так что скоро встретимся".
Эркин ТУЗМУХАМЕДОВ
Опубликовано: 6 июня 2014 г.
|