MARISKA VERES. SHOCKING BLUE
Автор: Александр Булынко
1. НАЧАЛО
Маришка Вереш (Mariska Veres) родилась в Гааге (Нидерланды). Ее отец, Лайош Вереш, был родом из Венгрии. Во многих публикациях можно встретить информацию о том, что он был цыганом по национальности. На самом деле Лайош Вереш был венгром, хотя действительно играл в цыганском оркестре, в котором Маришка, еще ребенком, впервые вышла на музыкальную сцену . Мать ее была родом из Германии. По некоторым (неподтвежденным) источникам в ее родословной были французские и даже русские корни. Родители ее встретились во время 2-й мировой войны в оккупированной немцами Голландии, где 1 октября 1947 и родилась будущая певица.
Маришка начала профессиональную музыкальную карьеру в 1964 г. в группе «Les Mystеres», исполнявшей эстрадные номера, затем с 1966 г пела в группе «Blue Fighters», выступала с «Danny and his Favorites» (позже – «Motowns»), а с 1967 года она солистка рок-группы «Bumble Bees»,
2. У ИСТОКОВ "SHOCKING BLUE"
Команда «Shocking Blue» была основана в 1967 году гитаристом Робби ван Леувеном (Robby Van Leeuwen, род. 29.10.1944), известным к тому времени в Голландии музыкантом.
Кроме ван Леувена, игравшего на гитаре и сочинявшего песни (к слову надо отметить, что он является автором всех песен не только этого, но и всех последующих 10 альбомов и 44 синглов «SВ»), в первоначальный состав группы вошли барабанщик Корнелиус ван дер Бек (Cornelius Van Der Beek, род. 06.06.1948), бас-гитарист Клаассье Ван Дер Вал (Klaasje Van Der Wal, род. 01.12.1949) и вокалист Фред Де Вайлд (Fred De Wilde). Именно в таком составе был записан, а в 1968 г. выпущен альбом «Beat With Us» (Polydor, Karussell), считающийся первым альбомом «SВ».
Вообще ходят слухи, что ван Леувен, до создания «SВ», менял группы как перчатки, но всюду его подстерегали неудачи и пролёты. А замечен он был как минимум в трех голландских рок- группах – «Ricochets», «Six Young Riders» и «Motion».
Сейчас уже никто точно не скажет, почему они выбрали себе такое дерзкое, кричащее название - «Shocking Blue» (очень синие, весьма голубые, сумасшедше фиолетовые). Такое словосочетание в Соединенных Штатах считалось чуть ли не ругательством. Поговаривали, что оно пришло в голову кому-то из этой четверки после прослушивания композиции Эрика Клэптона «Electric Blue».
Первый записанный на лейбле «Pink Elephant» сингл «SВ» с вокальным сопровождением Фреда де Вайлда под названием «Lucy Brown Is Back In Town» занял 21-е место в голландском хит-параде «Топ 40».
И неизвестно, как бы сложилась судьба участников этой четверки, если бы вокалиста этой группы Фреда де Де Вайлда не призвали на военную службу и лидер команды Робби ван Леувен не был вынужден искать ему замену.
3. ВСТРЕЧА С "ШОКИРУЮЩЕЙ СИНЕВОЙ"
Но, как всегда, нет худа без добра. В том же 1968 году менеджер группы «SВ» оказался на вечеринке, где выступала упоминавшаяся группа Bumble Bees, в которой пела Маришка Вереш. Обжигающая красота девушки, ее поистине рокОвой голос сделали свое дело. Парень, прослушав пару песен, влюбился в Маришку с первого взгляда и сразу понял, что его жизнь и карьера всех участников «SВ» без нее ничего не стоят.
Он рассказал о поразительной вокалистке Робби ван Леувену, тот пришел послушать группу на ее очередное выступление и, решив, что Маришка станет идеальным дополнением к "SВ", сразу предложил ей присоединиться к команде. Поговаривали, что менеджер «SВ» пытался заодно предложить Маришке руку и сердце. Шустрому ухажеру она отказала, а с первым предложением согласилась, но с условием - отношения будут только профессиональные. Необычное по тем временам, для той страны и музыкальной среды условие - на дворе сексуальная революция, на подходе Вудсток, а тут эдакий детсад...
Вообще Маришка по рок-н-ролльным меркам была человек необычный. Она не курила, почти не пила, всем напиткам предпочитая чай, о наркотиках здесь, понятное дело, речи вообще не могло идти. А дело происходило в Голландии, где легкие наркотики были легализованы. А откуда же брать вдохновение? Вдобавок, во время выступлений на концертных площадках она вела себя весьма скромно, умножая армию поклонников «SВ» совсем иным способом – поистине магнетическим вокалом, притягивавшим, как магнит, новых зрителей и слушателей. Её звенящий голос придавал песням группы отчётливое звучание ритм-энд-блюза. Как позднее сказал Робби: «Когда пришла Маришка, всё сразу закрутилось…».
В одной из песен группы ее участники пропели своеобразное музыкальное обещание – «Мы потрясем всех вас». И вскоре это им c честью удалось выполнить.
4. ВОСХОЖДЕНИЕ НА ВЕРШИНУ
Первые синглы, выпущенные «SВ» в начале 1969 г. на лейбле фирмы Metronome – "Send Me a Postcard" (с песней "Harley Davidson" на оборотной стороне) и "Long Lonesome Road" (с "Fireball Of Love на обороте), сразу попали в хит-парад "Top 20". Хит-парад правда был голландским, но это был реальный первый успех. Группу с новой вокалисткой заметили.
Летом того же 1969 года музыканты, уединившись на время в провинциальной звукозаписывающей студии деревушки Бларикум (недалеко от Амстердама), записали на простой двухдорожечный магнитофон свой третий сингл – простую по форме, но насыщенную упругими гитарными ритмами песню про богиню любви, Венеру, которая живет на вершине высокой горы. Именно с исполнения этой композиции началось восхождение группы к вершинам популярности.
Летом того же 1969-го этот сингл угодил в голландский чарт, но до его верхушки так и не добрался, заняв только третье место. Зато эта песня возглавила хит-парады в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Германии.
Пахнуло крупными барышами и, как всегда в таких случаях, за дело взялись американцы. Запись привлекла внимание недавно образованной американской компании «Colossus». Глава лейбла Джерри Росс подписал контракт с «SВ» на раскрутку этой песенки на родине рок-н-ролла и был вознаграждён за свою предприимчивость. Уже в феврале 1970 года "Venus" оказался на вершине заокеанских чартов. Разумеется, это повлияло на рост популярности «SВ» у себя дома – в последствии "Venus" имела приблизительно пятьдесят попаданий в голландские хит-парады.
Одновременно наблюдался повышенный спрос на другие их записи во Франции и Японии. Следующий сингл группы Mighty Joe стал номером один в Голландии и, как и его предшественник, присутствовал во всех чартах.
Ко второй половине 1970 года «Венера» возглавила хит-парады во всем мире.
5. «ЩИЗГАРА»
В Советском Союзе в то время никаких хит-парадов не было. Но если бы они проводились, то, несомненно, эта песня была бы на его вершине. Композиция, растиражированная на гибком миньоне фирмой «Мелодия», многократно записанная и перезаписанная на магнитолентах, стала истинно русской народной песней.
Ее пели под гитару во дворах и на лестничных клетках, включали в свой репертуар огромное количество коллективов, от признанных профессионалов до самодеятельных коллективов и кабацких лабухов. На ансамбль, который отказывался исполнять «Шизгару», смотрели косо, с недоверием.
«Шизгара» - именно так широкая и доверчивая славянская душа, склонная к обобщениям и упрощениям, трансформировала английскую строку "She's got it" в этой песне, рассказывающей о всесильной власти женского начала.
Существует бесчисленное количество переводов и обработок на русском языке на мотив этой популярнейшей песни. В большинстве случаев они носили доморощенный характер, но некоторые обращали на себя внимание. Как бы то ни было, это магическое слово - "Шизгара" было окончательно канонизировано в русском языке.
Автор данной публикации не счел возможным привести свой древний вариант перевода, написанный им более 35 лет назад. Вместо него в песенной подборке приведен текст обработки, сделанный в октябре 2008 года. Написаный с определенной долей иронии, он получил название «Шехерезада».
|