Альманах «Стихи.Ру»
№ 3, март 2014 г.
Записки на коленке
ПЕРВЫЙ "КОНЦЕРТНИК" ШОКИНГ БЛЮ:
НЕКОТОРЫЕ НЮАНСЫ ВЫПУСКА АЛЬБОМА
Единой, общепризнанной дискографии Shocking Blue не существует. Есть отдельные дискографические перечни альбомов и синглов группы, выпущенных в Нидерландах, Германии, Японии и в Соединенных Штатах, которые весьма отличаются как по названиям, так и по количеству представленных в них изданий. И для каждой из перечисленных стран такие перечни можно считать официальными.
Но если задаться такой целью – создать единую дискографию Shocking Blue и выстроить в ней все выпущенные альбомы группы в хронологическом порядке, то альбом "Live in Japan" станет шестым (??? - прим. ред.) номерным виниловым альбомом. Одновременно эта пластинка является первым из двух концертных альбомов, когда-либо выпущенных под вывеской Shocking Blue.
Если с порядковым номером этого альбома в "единой" дискографии Shocking Blue никаких вопросов не возникает, то с датой (годом) выпуска существуют определенные разночтения – 1971 или 1972 год?
Необходимо рассказать о том периоде, в который был записан музыкальный материал, включенный в этот концертный альбом.
Летом 1971 года группа отправилась в концертное турне по странам юго-восточной Азии, дав ряд концертов в Гонконге, Японии и Индонезии. 28 и 30 июня 1971 года музыканты дважды выступили перед токийской аудиторией в концертном зале Кусейненкин. Записи этих выступлений были позже включены в этот концертный альбом, а фрагменты киносъемки составили основу нескольких кинороликов о турне группы (видиоаппаратуры тогда еще не существовало).
Так получилось, что первыми этот материал обнародовали немцы, выпустив в конце 1971 года на лейбле Karussell (2345 028) альбом под названием "Shocking Blue Live". Немцы, по определению, народ очень "точный", обычно всё продумывают до мелочей. Но в данном случае они упустили одну, казалось бы, мелочь – забыли указать на диске… дату (год) выхода этого альбома. Но в немецких каталогах этот тираж под лейблом Karussell датирован декабрем 1971 года.
Когда через месяц, в январе 1972 гола, голландцы (как производители товара) и японцы (как представители страны – места происхождения товара) спохватились, было уже поздно – название уже было застолблено. Пришлось в срочном порядке это название менять, добавляя целых два слова - "in Japan".
В Японии и в Нидерландах этот альбом был выпущен в начале 1972 года почти одновременно – в Японии на Polydor Records (MP 2202), а в Голландии на Pink Elephant (PE 888 014). Эти издания в музыкальном отношении не отличаются, но есть различия в оформлении обложек.
Такова история выхода этого альбома, к которому впоследствии стали применять указанную на пластинке дату – 1972 год.
Несколько слов о составе музыкантов, участвовавших в записи альбома. В 1971 году, не выдержав очень плотного графика студийной работы и концертных гастролей, группу покинул бас-гитарист Клаас Ван Дер Вал. Его место занял известный в музыкальных кругах, в первую очередь по работе с блюз-роковой командой Livin' Blues, музыкант Хенк Смитскамп. Но всё это произошло уже после возвращения Shocking Blue из азиатских гастролей. В записях "японских" выступлений "работал" еще Клаас Ван Дер Вал и надо заметить, что отработал он на славу.
"Японский концерт" очень хорошо записан, грамотно сведен в соответствии с требованиям стереофонии – бас-гитара слева, ударные по центру "нападения", гитара Робби с правого фланга. Учитывая все технические сложности, которые обычно возникают при концертных записях, можно, сделать некоторую скидку общему саунду, не такому плотному и густому, как на студийных альбомах Shocking Blue.
Визитная карточка группы – композиция "Венера" – звучит на пластинке дважды: она открывает и закрывает альбом. Вокал Маришки Вереш звучит великолепно, четко и уверенно, даже если учитывать, что это "живой звук", непреломленный студийными звукооператорскими ухищрениями. Некоторые песни она исполняет с еще более значительным драйвом, чем в студийных альбомах, иногда благодарит публику по-японски: "Аригато!"
Слегка смазывается общее впечатление от "скромной" (если не сказать больше) реакции японской публики. В сравнении с известнейшим концертным выступлением годом позже британской рок-группы Deep Purple на альбоме "Made in Japan", где зрителький задор просто зашкаливал, здесь японцы вели себя намного сдержаннее, приветствуя выступление голландских музыкантов непродолжительными аплодисментами.
То ли децибелов в зале не хватало, то ли у части публики проблемы со слухом. Примечательно в этой связи исполнение известнейшей композиции американского гитариста Мэйсона Уилсона - "Classical Gas", когда при абсолютном молчании зала Робби объявляет эту пьесу и далее группа мужественно зажигает три с половиной минуты этот инструментал.
Несомненно, альбом "Live in Japan" – прекрасный образец слаженной работы и подлинного таланта каждого музыканта этого голландского коллектива.
Автор:
Александр Булынко
Опубликовано:
1 октября 2019 г.
|