В наши дни женщины спокойно соседствуют с мужчинами на тяжелой музыкальной сцене. Но так было далеко не всегда: лет 30-40 назад наблюдалось безраздельное господство мужчин в этой области музыки, а женщины только и могли смотреть из толпы на сцену, а более везучие держали в сторонке куртки выступающих бойфрендов. Таким образом, это был абсолютно мужской клуб. Как же так получилось, что женщины стали играть большую роль в тяжелой музыке? В этом я и хочу сегодня разобраться.
Групи.
Все началось с времен Led Zeppelin, годов с 60-х, когда девушки были готовы на все, чтобы быть рядом с кумирами: они без тени стыда вешались музыкантам на шею и надолго пропадали в гастрольном фургоне. Таких девушек начали называть групи (от английского groupie), так как случаи стали далеко не единичные. Этот термин охарактеризовал этих девушек, как поклонниц группы, сопровождающих кумиров во время гастролей.
Вокалист Led Zeppelin Роберт Плант делил групи на два вида: на тех, кому хватало разовой, краткой связи с любимыми музыкантами, и на "суррогатных матерей", которые постоянно находились с музыкантами и стремились быть максимально полезными: следили за гардеробом и диетой, всячески заботились о своих "питомцах", иногда доставляли наркотические средства.
Самым ярким и запоминающимся примером "гастрольной жены" в истории рок-музыки стала Нэнси Спанджен. Да-да, та самая Нэнси, подруга Сида Вишеса, бас-гитариста группы Sex Pistols. Но встретились они не совсем случайно - Нэнси прибыла в Лондон из Америки покорять участника панк-рок группы Heartbreakers Джерри Нолана. Но вместо них встретила Sex Pistols. Лидер группы отверг Нэнси, и та стала преследовать Сида Вишеса. Закончилось это тем, что они полюбили друг друга.
Другой не менее знаменитой девушкой-групи была Памела Де Барр. Сейчас она уже зрелая женщина, и, оглядываясь назад, ни о чем не жалеет. О своем опыте групи Памела написала несколько документальных книг. Она попыталась придать понятию "групи" обоснованность в интеллектуально-философском плане, вывести это понятие на другой, концептуальный уровень. Так, например, Памела утверждает, что девушки-групи для рок-музыкантов были тем же, кем была Мария Магдалина для Иисуса.
Сами музыканты отзываются об этом явлении по-разному. Лемми, лидер хэви-метал группы Motorhead, в одном интервью сказал: "Я люблю женщин. За кулисами всегда должны быть обнаженные женщины. Я люблю на них смотреть, это великолепно". Винс Нейл, вокалист группы Motley Crue говорил: "Ты закончил с девушкой, выпускаешь ее через окно, а другая входит в дверь. Секс, наркотики, рок-н-ролл - так ты и живешь". Бывший музыкант Роб Джонс, а ныне Диджей радио KNAC: "После того, как я закончил выступать, у меня ушло много времени на то, чтобы изменить отношение к женщинам. Все они казались мне свиньями. Многие ребята продолжают жить, как прежде, потому что не знают ничего другого. Ты становишься продуктом этой среды, но потом говоришь: "Боже, что я наделал?" Ты становишься старше и начинаешь думать, что когда-нибудь у тебя будет ребенок, и если это будет девочка, и кто-нибудь с ней так поступит, то ты его убьешь".
Сама Памела Де Барр на вопрос о детях ответила так: "Да, я позволила бы так поступить своей дочери. И знаете, почему? Потому что мне было здорово, я ни на что это не променяю".
Первые женские метал группы.
А потом что-то произошло, и появились в женских рядах смельчаки: Girlschool, Doro и другие. Вот что говорит об этом моменте немецкая певица Доро Пеш, выступающая под сценическим именем Doro: "Все пытались поставить меня на место, мол женщина - бессильный сексуальный объект. Но мне это не нравилось. В студиях звукозаписи мне говорили: "Избавься от кожи – это, во-первых, и будь женщиной". А я решила - нет, я не могу это сделать и не хочу. Все, что я хотела - это быть собой".
Но первыми стали все-таки Girlschool, и в свое первое турне их взял Лемми, вокалист Motorhead, остальные сторонились их как чумы - даже сами участники Motorhead. "Они же бабы!" - заявляли они. "Плевать. Зато они круты, так что какая разница?" - отвечал Лемми. Girlschool стали уважать, хотя до этого, когда Джеки Чамберс (гитаристка группы) играла в других группах, у нее часто спрашивали: "Ты что, настраиваешь гитары для музыкантов?". И это было нормой - никто не ожидал, что женщина умеет играть на гитаре.
После Girlschool женщины стали играть в металле куда более заметную роль. Сейчас они не только выступают как ведущие группы, но и осваивают когда-то исключительно мужскую технику горлового пения - гроулинг и т.п. Вокалистка Arch Enemy Анжела Госсоу хорошо известна своим экстремальным вокалом. "Ты чувствуешь необычайную силу и мощь и хочешь поделиться этим со всем залом" - говорит она.
Теперь, посещая концерт или фестиваль, нередко можно видеть женщин-музыкантов, так что металл - больше не мужской клуб, это уже совсем другая атмосфера.
|
|