Десятый альбом группы, изящно именованный «Grace Under Pressure» и не менее воздушный, чем его предшественник, разверз небеса и обрушил на слушателя все лучшее, что было в звуковом арсенале у трио, через призму взгляда музыкантов на мир образца 1984 года.
Отдельного внимания заслуживает текстовая компонента Grace Under Pressure, самая острая и жгучая из всех поэтических работ Нила Пирта. Красной линией проходит через весь альбом тема войны, разрухи, страха – угроза Третьей мировой в 1984-м году по-прежнему витала в воздухе и оставалась одной из насущных проблем всего цивилизованного мира. «Тревога!» - раздается в Distant Early Warning, так же, как спустя пять лет трио снова вспомнит об этом в песне Red Tide. Пирт обрисовывает скорбь по ушедшему близкому человеку в Afterimage, бесчеловечные картины концлагерей в Red Sector A, ставит каверзные вопросы в Enemy Within:
Is it movement or is it action?
Is it contact or just reaction?
Revolution, or just resistance?
Is it living, or just existence?
Механизация и «обездушивание» общества в Body Electric, смешок с некоторой истеринкой над собственным животным страхом перед непонятной и потому пугающей «империей зла» в Red Lenses и квинтэссенция всех этих не самых радостных размышлений в Between The Wheels, где показана немилосердность «колес времени» ко всем песчинкам, коими для них являются человеческие судьбы. «Что чувствует кролик, попадающий под твои колеса? То же чувствуешь и ты, оказавшись в колесах времени».
You can go from boom to bust, from dreams to a bowl of dust
We can fall from rockets' red glare down to "Brother, can you spare?"
Another war, another wasteland, and another… lost generation
С другой стороны, музыка Rush с начала их существования и по сей день являет собой образец жизненной силы, и даже при всем драматизме текстов она не способна создать какую-то тяжесть на душе, напротив, вопреки всему, что сказано выше, Grace Under Pressure – энергоемкая пластинка, содержащая в своих музыкальных ячейках море положительного заряда, и как любая бомба, опасна, если с ней неумело обращаться. Звучание альбома заслуживает больших похвал от всех, кому не чужд «волновой» саунд 80-х, наверное, это одна из лучших работ со звуком в этих пространствах, в чем заслуга не только музыкантов (Алекс Лайфсон сделал звук своей гитары в равной степени и роковым, и квантовым, соединив лед и пламень в каждом летучем аккорде, оставляющем реверсивный след на бескрайних просторах релеевского рассеяния), но и Питера Хендерсона, ответственного именно за итоговый саунд. Расписывать мастерство владения своими инструментами троицы канадских волшебников и вовсе нет смысла, потому что оно априори находится на запредельных высотах. Другое дело – композиторский талант, сливающийся с абсолютной слаженностью организма Rush, дыхание и пульс которого резонансом отзываются в клетках мозга слушателя, созидающий все более совершенные формы музыкальной истины и открывший новое чудо по имени Grace Under Pressure.
Первые две песни, пожалуй, одни из самых лучших вообще в творчестве Rush: Distant Early Warning с её потусторонне-океаническим полотном, которое бурными волнами бушует во всплесках гитары, расходится в сущую стихию к своему финалу, и следующая за ней парящая Afterimage, только поднимающая планку восторга, который можно испытать от услышанного. Я не могу сказать, что альбом безупречен от начала до конца и является цельным драгоценным камнем неземной красоты. Как раз наоборот, эта работа контрастна, и на ней присутствуют как беспроигрышные, так и на любителя фрагменты. Прелесть новой, «волновой» ипостаси Rush и состояла в том, что они стали раздвигать прежние рамки и пробовать разные стили и оттенки в своих песнях (именно песнях – от в какой-либо степени длинных сюит группа отказалась уже на Signals и поныне к ним возвращаться, видимо, не планирует), но свои стопроцентные хиты Rush по уже сложившейся традиции поставили во главу пластинки, и вновь не прогадали – они с лихвой накрывают шквалом своих квантовых частиц любые недостатки, которые может найти тот или иной специфичный в своем восприятии меломан. (Я лично не могу поставить в один ряд с большей частью пластинки Kid Gloves и Red Lenses, но и они по-своему прелестны). В любом случае, финал диска вновь бесподобен: Between The Wheels – еще один великолепный образец прекрасного единения рокового драйва, волновой воздушности и незабываемой мелодичности Rush, которое они явили миру в своем десятом альбоме, открыв новые границы для себя и последователей.
Источник: Рок и Мир
|