Rush. Caress of Steel. 1975 г.

RUSH ~ 1976
CARESS OF STEEL
Рок-энциклопедия


"Caress of Steel" - 3-й студийный альбом канадской харод-рок-группы "RUSH". Записывлся и сводился альбом в июне-июле 1975 года в Toronto Sound Studios (Канада). Продюсерами выступили Терри Браун и музыканты группы. В Канаде альбом вышел на лейбле Anthem и Mercury, в США, Европе и других странах - на Mercury. В продаже "Caress of Steel" появился 24 сентября 1975 года. Альбом ознаменовал собой окончательный переход от классического тяжёлого блюза к жёсткому прогрессивному року. Публика приняла "Caress of Steel" несколько хуже, чем предыдущий, "Fly by Night", однако в итоге он принёс группе гораздо больше денег и почестей.


Канадские выпуски альбома


Rush, Caress of Steel, 1975, Канада

Rush, Caress of Steel, 1975, Canada




«Caress of Steel» (Нежность стали) - третий студийный альбом канадской рок-группы Rush. Выпущен в начале осени 1975 года. На диске видно гораздо большее принятие группой "Rush" стандартов прогрессивного рока. На звуковой дорожке присутствуют длинные композиции, композиции, разбитые на части, скоростные пассажи. Альбом считается заметным из-за включения первой эпической композиции группы, «The Fountain Of Lamneth», которая длится около 20 минут и занимает всю вторую сторону оригинального винила. Предназначенный быть прорывным для группы, альбом продавался хуже, чем предыдущий, но несмотря на это, поднялся выше в американских чартах. Ему был присвоен статус золотого в 1993 году. Изначально обложка альбома должна была быть серебряной как сталь (steel), но из-за ошибки, допущенной при печати, она стала медного цвета.

Источник: Википедия


Немецкие выпуски альбома


Rush, Caress of Steel, 1975, Germany

Rush, Caress of Steel, 1975, Германия




Rush. Caress of Steel. 1975 г.

Музыка для всех песен написана Алексом Лайфсоном и Гедди Ли, лирика - Нилом Пиртом, за исключением:
5 (партии IV и V) - музыка Гедди Ли и Нила Пирта


Side one:
1. Bastille Day - 4:39
2. I Think I'm Going Bald - 3:41
3. Lakeside Park - 4:10
4. The Necromancer - total time 12:33
I. Into the Darkness - 4:20
II. Under the Shadow - 4:25
III. Return of the Prince - 3:51

Side two:
5. The Fountain of Lamneth - total time 19:57
I. In the Valley - 4:17
II. Didacts and Narpets - 1:00
III. No One at the Bridge - 4:15
IV. Panacea - 3:12
V. Bacchus Plateau - 3:12
VI. The Fountain - 3:48


Geddy Lee – lead vocals, bass guitars
Alex Lifeson – guitars
Neil Peart – drums, percussion


Released: September 24, 1975
Produced by Rush & Terry Brown
Engineered by Terry Brown
Recorded by June–July 1975 at Toronto Sound Studios (Canada)
Length - 44:59
Label: Anthem (Canada), Mercury (другие страны)



Выпущенное по стопам второго альбома, добившегося успеха в особенности благодаря заглавному треку, данное творение показало еще большее стремление этих канадцев идти по своему пути, в том числе создавая масштабные произведения. Они явно не желали играть стандартный хард-рок и называться клонами Led Zeppelin, поэтому постепенно осваивали более интересные прогрессивные территории, по которым бродили Genesis и Yes. Лирика Нила Пирта стала интереснее, а Гедди Ли уже не старается постоянно (и неудачно) копировать вопли Роберта Планта. Были записаны три короткие песни и два эпика, один из которых занял всю сторону пластинки. Однако, в отличие от предыдущего диска, достаточно динамичного и живого, здесь ребят вдруг понесло в более мрачные сферы.

1) «Bastille Day». Начинается композиция с жестко риффующей гитары, к которой временами присоединяются ударные, а вскоре в дело вступает вся ритм-секция. Пирту вдруг захотелось написать песню о взятии Бастилии, и Ли отлично изображает чувства французов – в голосе слышится и гнев, и осознание собственной правоты. Возникают образы королевства, в котором зажегся пожар революции, и гильотины, которая требует жертв. Вновь здесь присутствует любимая фишка ребят – тандем гитары Лайфсона и ударных Пирта с короткими паузами. Особо эффектно это звучит в инструментальном окончании темы.

2) «I Think I’m Going Bald». Вступающая риффующая гитара звучит достаточно мажорно. После серьезной вещи сразу же следует немножко несерьезная, однако хоть название и шуточное («Мне кажется, я лысею»), однако все же здесь есть место и для вполне серьезных размышлений о том, что время идет и многого – например, молодости – уже не воротишь. (А знаете сколько Ли было в то время? 22 года!) Неплохо звучит гитарное соло под сбивающийся стук ударных, однако в целом композицию можно считать далеко не всем понравившейся шуткой, возможно, оставшейся после сессий первых двух альбомов. Также возможно, что тут канадцы решили принести дань уважения Kiss.

3) «Lakeside Park». Баллада с акустической гитарой и пульсирующим басом, к которым эффектно присоединяется электрогитара. В песне, представляющей собой обращение Пирта к своему детству и полной желания вернуться в него, рассказывается о прогулке в одном из парков Торонто, о разных маленьких чудесах типа карусели или фейерверка, которые всегда будут храниться в памяти. Завершается композиция гитарным соло. В целом вышло неплохо, однако Ли в одном из интервью почему-то назвал эту песню «паршивой».

4) «The Necromancer». Моя любимая вещь на данном альбоме, написанная под влиянием Толкина. История из трех частей, каждая из которых начинается с описания событий (рассказчиком стал продюсер Терри Браун), после чего поются два четверостишия. Как единое целое тема не осознается, однако атмосфера просто супер! a) Into the Darkness. Слышатся тихие эмбиентные звуки, а также аккорды гитары и баса, медленно стучат ударные. Тихий голос (гундосый, кстати – прямо как наши переводчики видео в эпоху перестройки) рассказывает о том, как три путешественника отправились к зловещим землям Некроманта (таким у Толкина было одно из прозвищ Властелина Колец Саурона). Их переполняет жажда мести, однако нахождение в этих страшных землях весьма опасно, потому что они могут превратиться в призраков, лишенных воли и души. Ритм-секция то усиливается, то, перед вокальной частью, притихает. Постепенно путников наполняет страх, поскольку они чувствуют близость тени своего врага. После пения следует отличное пронзительное соло.

b) Under the Shadow. Музыка затихает под жутковатые звуки. Мы узнаем о том, что Некромант тем временем наблюдает за путниками сквозь свою волшебную призму (что напоминает о палантире в романе Толкина). Вступают ударные, а вскоре появляется по-металлически жесткая гитара (супермомент!) – они звучат с теми эффектными паузами, которые Пирт просто обожает. Ли поет о том, что Некромант превратил трех путешественников в призраков и заключил их в темницу. Затем звучит вторая сольная часть, не менее впечатляющая. После странного урчащего звука появляется быстрый ритм – и тут уж ребята отрываются по полной.

c) Return of the Prince. Вновь следует пауза, затем тихо играет акустическая гитара, однако она звучит все громче. Название части вновь напоминает о Толкине – третья часть «Властелина колец» называется «Возвращение короля». Однако здесь у нас принц, причем наш старый знакомец Бай-Тор (из предыдущего альбома). Только если там он был на стороне зла, то здесь он, напротив, является положительным персонажем, борющимся за свободу. Здесь музыка уже довольно светлая и прямо-таки танцевальная. Отлично играет электрогитара, сопровождаемая басом и ударными. Бай-Тор убивает врага и освобождает путников, однако зло уничтожить не так-то просто, и призрак Некроманта улетает в другие земли. После риффинга следует еще одно прекрасное соло, а заканчивается вся композиция диминуэндо.

5) «The Fountain of Lamneth». Завершающая альбом сюита состоит из шести разных частей, однако здесь вообще нет плавных переходов, да еще и присутствуют паузы, из-за чего все части звучат как отдельные темы. Для сюиты это все-таки не очень хорошо. Объединяет их только сюжет, в центре которого стоит путешествие лирического героя, являющееся аллегорическим описанием жизни человека, а части сюиты являются зарисовками эпизодов этого путешествия. Как и во многих других произведениях, на Пирта повлиял его любимый философ (точнее говоря, философиня) Айн Рэнд. В целом впечатления остаются скорее благоприятными, но все равно чего-то не хватает. Более интересные эпики у ребят были еще впереди.

a) In the Valley. Играет акустическая гитара, и Ли тихо поет: «Я родился, я – это я, я новичок, я свободен». Неожиданно вступает жесткая ритм-секция, а ударные звучат так, словно призывают в путь. Мы знакомимся с героем сюиты, с его детством, в котором он полон удивления и еще мало знает о жизни. Однако он одержим желанием найти фонтан Ламнет, достичь которого можно только после того, как взберешься на гору где-то на востоке. Это желание подразумевает, что у каждого человека должна быть в жизни цель. Смена похожих энергичных и лирических фрагментов происходит несколько раз.

b) Didacts and Narpets. Мы переходим к отрочеству героя. Фактически это минутное соло на ударных с небольшими вкраплениями гитарного риффинга и выкриками: «Оставайся! Иди! Работай! Нет! Учись! Живи! Остаться или сражаться? Как правильно? Слушай!» Но кто же такие дидакты и нарпеты, дающие столь противоположные советы? Дидакты – это учителя, наставляющие главного героя. В то же время это анаграмма слова «addicts», которое помимо «наркоманы» имеет также значение «любители, приверженцы чего-либо» (видимо, любители наставлять). Что касается нарпетов, то это анаграмма слова «parents» («родители»), и, вероятно, здесь соединились «Narcissus» (всем известный влюбленный в себя Нарцисс) и «carpet» («ковер» или «вызывать на ковер», т.е. давать нагоняй), т.е. родители – это те, кто ругает за эгоизм, который, согласно Айн Рэнд, является как раз добродетелью.

c) No One at the Bridge. Слышится звук плескающейся воды, приближается акустическая гитара под пульсирующие басовые аккорды. Время от времени музыка становится чуть энергичнее. Наш герой, вступающий во взрослую жизнь, плывет на корабле по океану, чтобы добраться до пресловутого фонтана, однако команда его покинула и он остается в совершенном одиночестве, будучи вынужденным сам учиться вести судно. Это напоминает о поэме Сэмюэла Колриджа «Сказание о старом мореходе» (есть также такой эпик у Iron Maiden). Снова присутствует фишка с паузами, которые делает ритм-секция. Наконец появляется долгожданное гитарное соло, завершающее эту часть. По утверждению Лайфсона, здесь на него повлиял Стив Хэкетт из Genesis, хотя это не столь очевидно. Это вполне мог быть, например, и Дэвид Гилмор.

d) Panacea. Вновь звучит акустическая гитара. Музыка напоминает Barclay James Harvest. Балладность этой вещи никуда не исчезает и тогда, когда присоединяется ритм-секция. Герой встречает женщину, которую он называет Панацеей, т.е. лекарством от всех бед. Это часть иллюстрирует годы, когда человек находит себе пару и достигает наивысшего покоя в стабильной семейной обстановке. Панацея наполняет жизнь героя смыслом, но он понимает, что еще до рассвета он должен вновь отправляться в путь и уйти от той, кто обещает ему тепло и утешение на долгие годы.

e) Bacchus Plateau. Постепенно усиливается звук риффующей гитары, потом присоединяются бас и ударные, играющие в размеренном темпе. Герой продолжает свое путешествие, но он устал, не совсем уверен в своем пути и скрашивает свой день даром Бахуса – вином. Здесь изображены так называемые «золотые годы», когда в жизни человека мало что меняется и он просто наслаждается ею. Часть завершает очередное гитарное соло.

f) The Fountain. Повторяются энергичные и лирические фрагменты первой части, и таким образом вся сюита приобретает циклический характер. Наконец герой добирается до фонтана Ламнета, однако он очень устал. Да, жизнь подходит к концу, и вроде бы нет никаких целей, не к чему стремиться, не на что надеяться. Однако герой понимает, что достижение одной цели не означает, что нельзя поставить перед собой еще одну. Кроме того, возможно, имеет значение сам процесс достижения цели, а не сама эта цель. Соло здесь небольшое, а заканчивается все тем же, чем началось, – после энергичного тандема гитары и ударных звучит акустическая гитара и тихий голос, говорящий, правда, уже другие слова: «Я двигаюсь, я неподвижен, я плачу… я вместе, я раздельно, я вечен в начале», и наконец: «Все-таки… я существую». Таким образом, герой осознает, что он должен идти дальше, пока он жив. После небольшой паузы в качестве последнего штриха звучит протяжный аккорд клавишных и звук перкуссий.

Большая проблема этого альбома заключается в том, что несмотря на очень интересную музыку мало что из него запоминается. Лично мне в голову в первую очередь приходит только «Некромант» и, возможно, «Панацея». Все остальное падает куда-то в далекие уголки мозга, чтобы быть возвращенным при повторных прослушиваниях. Однако сколько ни слушай, все равно мелодии не цепляют. Большинство фэнов и критиков не восприняли данное творение, и сами участники группы прохладно относятся к нему, а звукозаписывающая компания хотела после его выпуска даже бросить ребят, однако следующие альбомы показали, что Rush умеют создавать отличную и полюбившуюся всеми – и поклонниками, и критиками – музыку, найдя наконец свою нишу.


Отзыв написал: Featus

Рецензии на альбом Rush Caress of Steel


Вернуться в СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ

Вернуться в КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ

Вернуться в СБОРНИКИ

Вернуться в R U S H

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА