Глэм-рок (от английского Glam rock, которое в свою очередь идет от glamorous - «эффектный») - жанр рок-музыки, возникший в Великобритании в начале 1970-х годов и ставший одним из доминантных стилей первой половины того десятилетия. Пользовался необычайным успехом у рок-фанатов.
Для исполнителей глэм-рока были свойствены яркий, броский вид, воплощенный по большей части через театральную эффектность весьма странных и даже эксцентричных костюмов, обильное использование макияжа, андрогинный вид.
В музыкальном отношении глэм-рок был неоднороден, совмещая рок-н-ролл, хард-рок, арт-рок и эстраду. Элементы образа глэм-рока оказали значительное влияние на диско, панк и новую волну. Глэм-рок также популярен под названием глиттер-рок (от английского Glitter Rock, «блестящий рок»).
Глэм-рок (glam-rock), он же глиттер-рок (glitter rock) оформился как стиль в первой половине 70-х годов. Для исполнителей глэма был характерен акцент прежде всего на визуальной стороне действа: обильном гриме, вычурных одеждах, подчеркнуто манерном поведении. Под всеми этими «перверсиями» прочитывался иронический подтекст, дух бесшабашного и изысканного жизнепрожигания.
Образы мальчика-девочки и космического пришельца Зигги Стардаста, созданные Дэвидом Боуи, кокетливые горжетки и высокие шляпы Марка Болана, стильная утонченность ранних ROXY MUSIC, блестящие костюмы и сапоги на невероятных каблуках, в которых щеголял Гэри Глиттер, «кровавые» шоу Элиса Купера, клоунада KISS, наряженные индейцами SLADE, затянутые в цветную кожу «подростки» SWEET - все это различные проявления глэма, истоки которого восходят к самому Элвису Пресли. Во многом яркость, необычность, праздничность глэма компенсировала рок-слушателю 70-х будничность, «серость» его собственного повседневного существования.
Для глэма типичны не только имидж и другие внешние признаки, но и определенные музыкально-стилистические принципы: четкая четырехдольная рок-н-ролльная ритмика, относительная простота гармоний, запоминающаяся вокальная мелодика, причем сам голос (как правило, высокий) в глэме как раз и является подлинным «выразителем чувств». Вокал может быть вибрирующе-дребезжащим, как у Болана, грубовато-крикливым, как у SLADE, или подчеркнуто виртуозным, как у SPARKS. Типичны многократные дублировки, придающие звучанию вокала легкую «расстроенность». Саунд в целом может тяготеть к хард-року (хард-глэм) или же быть более арт-роковым (арт-глэм), но при этом всегда имеет яркую, специфически глэмовую окраску (связанную с подчеркиванием средних частот). Не миновали глэм-воздействий Элтон Джон, Сюзи Кватро, "Roxy Music", "Mott The Hoople", "Bad Company" и многие другие популярные артисты 70-х годов.
В конце 70-х - начале 80-х идеи глэма были заимствованы диско и «новой волной». Глэм-воздействия (прежде всего в области визуализации) ощутимы и сегодня: они проявляются в творчестве многих представителей индастриала, «готики», глэм-метала, хотя сам дух «изысканного жизнепрожигания» кажется безвозвратно утерянным.
|