ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Вся сложность задачи - дать в обобщенном и систематизированном виде такую многоплановую, неоднозначную, а порой просто противоречивую проблему, как история возникновения, развития различных течений американской и английской рок-музыки - встала перед автором в процессе сбора материалов и работы над сайтом. Еще до недавнего времени в нашей стране в отношении рок-музыки наблюдались явные «пережимы» в трактовках в сторону ее тотального неприятия, переходившего нередко в волевые запреты. Сейчас картина несколько иная. То, что связано с рок-музыкой, оценивается позитивно и временами приветствуется как некое неформальное проявление, идущее в ногу с веяниями временем. Аналогичная история происходила в свое время с джазом, который ругали-ругали, а сейчас советский джаз считается одним из лучших в мире. В этой связи важно отметить, что при изучении новейших явлений в культурной жизни (а именно к ним можно причислить рок-музыку), когда общественное мнение к их оценке еще не устоялось, а личные вкусы не всегда отражают объективное положение вещей, существует настоятельная потребность предпринять общественно-политический анализ социального и культурного значения этого явления. Ведь общеизвестно, что рок-музыка перед своими почитателями, да и не только перед ними, представала в разных ипостасях: очаровывала и завораживала, изyмляла и порой заставляла недоумевать, иногда приводила слушателя в состояние животного страха, граничащего с брезгливостью.
Рок музыку можно рассматривать с разных позиций: эстетической, музыковедческой, искусствоведческой и т. д. В данной статье предпринята попытка посмотреть на рок-музыку глазами историка.
Книга не претендует на исчерпывающий анализ абсолютно всех течений и направлений в рок-музыке. Да это и невозможно. В нем сделана попытка дать систематизированный подход к рассмотрению истории развития рока, а также выявить основные тенденции, которые, по мнению автора, определяли специфику того или иного его этапа.
Среди других целей, которые ставил перед собой автор при написании данной книги, следует выделить следующие: как зарождался и развивался рок по обе стороны Атлантики, какие основные течения лежали у его истоков, а также определить специфику американской и английской рок-музыки, показать процесс втягивания талантливых рок-музыкантов в функциональные рамки буржуазной культуры, превращения их в винтики так называемой культурной индустрии, а также дифференцировать, как рок оседает и проявляется в различных пластах культуры буржуазного общества (в отличие от общепринятой точки зрения, сводящей рок- музыку только к массовой или элитарной культурам). В книге будет также рассмотрено, как используется рок-музыка в современной духовной жизни американского и английского общества, что стоит за ее политизацией, а также каким образом прогрессивные рок-исполнители утверждают свою гражданскую и жизненную позиции (рок в борьбе за мир, антирасистский рок, движение «Красный клин» и т. д.).
В книге широко использованы различные американские, английские и западноевропейские источники.
Попытавшись выявить все «за» и «против» этого чрезвычайно сложного, неоднозначного, но все же одного из интереснейших явлений современной духовной культуры стран Запада, автор связывает определенные надежды с дальнейшим развитием советского рока и завоеванием им надлежащего места среди ведущих исполнителей рок-музыки, утверждающих идеалы гуманизма, всеобщего равенства и социального прогресса.
|
|