Альманах «Music World UA»
№ 11, ноябрь 2004 г.
Рецензия на альбом
Автор рецензии Мила Кравчук
26 октября 2004 г.
БОЕВЫЕ ПЕТУХИ НЕ УНЫВАЮТ: REISE, REISE
Расходы на запись альбомов «Rammstein» все больше напоминают бюджеты голливудских блокбастеров. С такими размахами право на ошибку исключается еще на этапе планирования, исходя из чего музыка просчитывается едва ли не математическими формулами. От «Rammstein» не ждут заявок на Mercury Music Prize, но и топтания на одном месте не простили бы. Зажатые между Сциллой и Харибдой - необходимостью выдать качественный коммерческий продукт и желанием доказать свою творческую состоятельность - к своему четвертому альбому музыканты в совершенстве овладели искусством лавирования. Публика - в восторге, критикам тоже брошены несколько косточек для обсасывания. Ай да «Rammstein», ай да молодцы!
Новая работа группы «Reise Reise» - удачный пример сбалансированного сочетания «старого доброго «Rammstein»» и новых перспектив звучания. Еще на предыдущем своем диске «Mutter» музыканты заявили об отходе от стилистики «данс-метал» в пользу низкоскоростных тяжелых эпиков и прочувствованных баллад. «Reise Reise», состоящий наполовину из баллад, наполовину из эпиков - еще один шаг вперед в этом направлении: здесь впервые используется живой струнный оркестр («Reise Reise») и выводятся на первый план акустические инструменты. Причем оказывается, что простым гитарным боем можно достичь эффекта намного большего, чем ревом электрогитар («Los»).
«Reise Reise» столь же отличается от «Mutter», как и «Mutter» в свое время - от «Herzeleid» и «Sehnsucht». Упомянутый в заглавной песне диска «морячок» мягко намекает на то, что с момента первого круиза «Seemann» (одного из первых синглов «Rammstein») прошло уже немало времени и раммштайновскому Папаю гораздо интереснее путешествовать по миру, чем стоять на якоре в порту приписки.
От динамичности и интенсивности первых альбомов остались рожки да ножки: «Reise Reise» смахивает на неспешно идущий груженый товарняк. Самая тяжелая и энергичная композиция альбома - «Keine Lust» - уже ничем не напоминает о временах «Feuer Frei» и «Adios», «Los» кажется утерянной составляющей саундтрека родригесовского «От заката до рассвета», а «Reise Reise» открывает перспективы выпаса «Rammstein» на территориях Tiamat и Therion. На долю «старого и доброго» приходится разве что «Mein Teil» - реинкарнация старинного хита «Du Hast». Однако все возможные претензии увядают на корню, задавленные неоспоримой аргументацией - хитовым потенциалом песен. За каждой из одиннадцати представленных на диске композиций стоит огромная работа. «Rammstein» хорошо потрудились и имеют полное право гордиться своим альбомом. Как и тем обстоятельством, что сумели достичь мировой популярности, не переходя на интернациональный английский.
Знатоки немецкого в данном случае получают солидное преимущество перед англоязычной публикой, потому что судить о «Rammstein» по одной их музыке - все равно, что любоваться рассветом, не слыша пенья птиц. Провокаторы по натуре, «Rammstein» и на четвертом своем альбоме не отходят от стратегии «оглушить и дезориентировать». Вышеуказанная «Meil Teil» - история о современном каннибализме. «America» - сатира на американский способ жизни («we all living in America/coca-cola, sometimes war»). «Moskau» сравнивает Москву со старой проституткой, открывающейся свои секреты при условии, что в кармане залежалось немного деньжат (предвидя реакцию московской публики, Тиль Линдеманн примирительно добавляет в конце: «и все равно это лучший город на земле»). Но подобные темы давно в хождении у «Rammstein» и большого удивления не вызывают. Удивительно как раз другое - обычная любовная лирика (какой ее понимают музыканты).
Три завершающие альбом композиции вообще наиболее удивительные песни из всех тех, которые когда-либо записывали «Rammstein». «Stein Um Stein» («Камень за камнем») - образец романтических отношений в стиле «Коллекционера»: «я строю тебе дом/ и каждый его кирпич - моя слеза/ тебе никогда не вырваться из него». В «Amour» Тиль Линдеманн сравнивает любовь с крадущимся по пятам хищником, способным напасть не ничего не подозревающего человека в любую минуту. И только в «Ohne Dich» не наблюдается никаких извращений. Что уже само по себе кажется натуральным извращением, учитывая тематику предыдущих песен.
«Reise Reise» вряд ли вызовет такой же фурор, как когда-то «Sehnsucht». Но задачу свою, несомненно, выполнит: не позволит соскочить с крючка старым фэнам группы (практически о каждой песне можно спорить с пеной у рта - вот и пообщаются), да еще и новых поклонников рекрутирует. «Rammstein» можно любить или не любить, но не замечать их уже не удастся - трон под Metallica давно уже обветшал, и корона «лучшей тяжелой группы мира» очень скоро может перейти к другому обладателю. В отсутствие достойных претендентов это будет «Rammstein».
Опубликовано: 10.09.2018 г.
|