ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ
Многие наши читатели просят рассказать о творчестве знаменитого английского гитариста Ритчи Блэкмора. Выполняем эту просьбу.
Огромный зал «Ирлс Корт» в Лондоне переполнен. Гаснет свет, раздаются первые аккорды, и одновременно над сценой зажигаются семь цветов огромной радуги. Грохот аплодисментов заглушает музыку. Так обычно начинается концерт английского ансамбля «Рейнбоу» («Радуга»), лидер которого - гитарист-виртуоз Ритчи Блэкмор.
Карьеру рок-музыканта Блэкмор начал в середине 60-х годов, выпустив вместе с Никки Хопкинсом пластинку «Уходи прочь». Затем он покинул Англию и на несколько лет уехал искать счастье в Гамбург, как в свое время это сделали «Битлз». Его первым ансамблем стало трио «Три мушкетера». Блэкмор играл на акустической гитаре и пел. Выступали преимущественно в маленьких кафе. Успеха не было. В начале 1968 года телеграмма друга детства Джона Лорда вызвала Блэкмора и Лондон. Д. Лорд, Н. Симпер, Р. Эванс, Я. Пэйс и Р. Блэкмор создали группу «Раундэбаут», которая спустя несколько месяцев была переименована в «Дип Перпл». Пришел первый настоящий успех. За 18 часов с помощью простого четырехдорожечного магнитофона была записана первая пластинка ансамбля, получившая большую популярность. Начались концерты, гастроли, записи новых альбомов. О Ритчи Блэкморе стали говорить как о гитаристе высокого класса. Звучание его гитары было необычно - «Фендер» кричал, смеялся, плакал, переживал.
«Я слушаю много скрипачей и пианистов, потому что стараюсь играть в роке на классический манер», - говорил Блэкмор в одном из интервью. Почти все без исключения композиции ансамбля «Дип Перпл» - тому подтверждение.
Количество поклонников «Дип Перпл» и Ритчи Блэкмора растет, но тут происходит неожиданное. В апреле 1975 года Блэкмор покидает группу, где в течение семи лет был бессменным гитаристом. Впрочем, причины для этого были. Еще в конце 1974 года, во время гастролей «Дип Перпл» по Америке, Ритчи познакомился с нью-йоркской группой «Эльфы», а у него к тому времени появилось немало планов, которые никак не удавалось осуществить с «Дип Перпл». Он предложил «Эльфам» поработать с ним, и за неделю было записано несколько песен. В записи приняли участие и саксофонист Хью Мак-Дауэлл из «Электрик Лайт Оркестра», и органист Мэтью Фишер из раннего состава «Прокол Харум».
Союз с «Эльфами» получился удачным, и это подстегивает Блэкмора навсегда распрощаться с «Дип Перпл». Но «Эльфы» были посредственными музыкантами, исключая, пожалуй, вокалиста и соавтора всех композиций Блэкмора - Ронни Джэймса Дио. Первый альбом «Радуга Ритчи Блэкмора» был основан на мелодичном звучании гитары Блэкмора, а своеобразный голос Дио очень органично дополнял её.
Постепенно на смену «Эльфам» приходят более талантливые музыканты, такие, как ударник Кози Пауэлл и органист Тони Кейри. Следующий альбом - «Радуга восходит» имеет еще больший успех, а название «Рейнбоу» окончательно закрепляется за группой.
Ансамбль отправляется в турне по Северной Америке, Европе и Японии, и во время гастролей записывает концертный альбом «Радуга на сцене», который имел успех, намного больший, чем все остальные альбомы «Рейнбоу». Пластинка эта наилучшим образом демонстрирует виртуозность и класс игры Блэкмора.
Работа над следующим альбомом задерживается, так как группу покидают бас-гитарист Джимми Бейн и органист Тони Кейри. Ритчи начинает искать новых музыкантов и потому дает объявление в газете, где говорится, что «Рейнбоу» нужен органист, играющий «как Джон Лорд», и бас-гитарист - «как Роджер Гловер». Такие музыканты нашлись. Дейвид Стоун перешел из американского трио «Симфоник Слэм», а басист Боб Дейсли играл раньше в ансамбле «Манго Джерри». В таком составе был записан 4-й альбом группы «Да здравствует рок-н-ролл». Мощный и динамичный рок приносит очередной успех. Песни с альбома «Да здравствует рок-н-ролл» и «Ворота Вавилона» долгое время держатся в хит-парадах многих стан мира.
Казалось бы, все пошло прекрасно. Но тут новая неожиданность. На этот раз группу покидает вокалист Ронни Джеймс Дио.
Что же дальше, Ритчи? Этот вопрос встает все чаще. На него Блэкмору и «Рейнбоу» помогает ответить бывший бас-гитарист «Дип Перпл» Роджер Гловер. «Роджер пришел сначала к нам как композитор и как новый продюсер, который должен был заменить Мартина Берча, - рассказывает Блэкмор. - Мы не собирались его использовать, как басиста, пока он не сыграл сначала в одной песне, потом в двух, и, в конце концов, мы обратились к нему с просьбой, чтобы он присоединился к нам. Он долго думал, но, наконец, согласился».
Роджер Гловер помогает Блэкмору найти нового певца, пригласив из Австралии отличного вокалиста Грэхема Боннета. В группу также приходит новый органист Дон Эйри из «Коллоссеум-2». Сотрудничество Гловера и Блэкмора в композиции, голос Боннета, клавишные Эйри и барабаны Пауэлла были тепло встречены публикой - и альбом «Вниз к земле» снова на вершине хит-парада.
Но неприятности продолжают преследовать Блэкмора. После успеха своего сольного альбома группу покидает Пауэлл, признанный лучшим барабанщиком 1980 года. Вновь встает вопрос: «Что же будет дальше?». Грэхем Боннет также решает начать сольную карьеру.
Неудачи не огорчают Блэкмора, и «Рейнбоу» продолжает выступления. В 1980 году выходит альбом «Трудноизлечимый», где вокалист - Джо Линн Тернер, а барабанщик - Боб Рондинелли. Кроме этого, Блэкмор успевает принять участие в записях пластинок малоизвестных исполнителей.
Одно время Блэкмор вообще подумывал оставить рок-музыку. В 1969 году вместе с певцом Лордом Сатчем и Лондонским симфоническим оркестром он записывает пластинку, в которой исполняет партию виолончели. «Я хотел бы исполнять классическую музыку, но, видимо, никогда не смогу делать это, как бы мне ни хотелось. Выступать в симфонических и - камерных оркестрах безумно скучно. Была бы возможность, я бы путешествовал с бродячим балаганом и играл музыку под открытым небом. Ближе всего к этому идеалу все-таки рок-группа».
Ритчи Блэкмору сейчас уже под сорок, более полутора десятков лет на больших и малых сценах мира звучит его гитара, везде находя своих слушателей. Много новых направлений появилось в популярной музыке за последние годы, но Блэкмор остается верен себе. И, хотя цвета его «Радуги» время от времени меняются, она все так же сияет на музыкальном небосклоне.
А. ГУНЯЕВ,
Д. ШАВЫРИН.
|
|
|
|