Сложные пути Королевы. Газета Тихоокеанский комсомолец, 18 июня 1983 г.

Газета "Тихоокеанский комсомолец", 18 июня 1983 г.
СЛОЖНЫЕ ПУТИ "КОРОЛЕВЫ"
Рок-энциклопедия


МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛАСС

Ансамбль «Куин» («Королева») по праву считают одной из самых сложных групп. Воспринимать их музыку с первого прослушивания порой бывает достаточно трудно. Она ошеломляет то яркой, мощной эксцентрикой, то неимоверной насыщенности композициями, неожиданными переходами, частой сменой ритма. Наиболее любимый прием, которым пользуется в своей музыке «Куин», напоминает «коллаж» - нарочитое смешение музыкальных стихий, ритмическая и звуковая изломанность, внезапные переходы от тяжелого рока к элементам классической оперы, от легкомысленного свинга 30-х годов к лирическим мелодиям в стиле «Битлз» и т. д.

На их пластинках редко можно встретить однообразный, «заводной» ритм, незамысловатую мелодийку (хотя и этими возможностями они владеют мастерски), много чаще, и, скажем прямо, в лучших своих образцах музыка «Куин» являет собой многообразную и изощренную полифонию звуков, насыщенную богатой ритмической и стилистической динамикой. В первой половине 70-х такая манера игры получила название «Синтетический рок». Причем, для достижения полифонии музыканты стараются пользоваться относительным минимумом технических средств. Они, например, совершенно не применяют синтезаторов, и, чтобы подчеркнуть принципиальность своей позиции, на каждом альбоме пишут: «И никто не играет на синтезаторе».

Образовалась группа в самом начале 70-х годов из выпускников высших учебных заведений. Мало какой дебютирующий ансамбль мог бы похвастаться таким обилием дипломированных специалистов. По существу, к моменту создания группы все ее члены уже имели вполне определенную профессию.

Фредди Меркюри (вокал, фортепьяно) - художник-иллюстратор, Джон Дикон (бас-гитара) - инженер-электронщик (у него диплом с отличием), Роджер Тэйлор (композитор, ударник) - биолог, Брайан Мэй (дирижер, гитарист, певец) - астроном.

Именно Брайан Мэй, физик по образованию, «законченный интеллектуал», без пяти минут доктор астрономии, «заколдовал» своей гитарой всех лондонских музыкальных критиков. Он же является и цементирующей основой группы, определяет ее творческое лицо и развитие. Но на концертах, фотографиях, плакатах центральной фигурой в качестве певца-эксцентрика выступает Фредди Меркюри. Его порой излишне своеобразный сценический образ является как бы «визитной карточкой» «Куин».

Пожалуй, самым впечатляющим этапом в уже десятилетнем отрезке существования группы был первый этап - успешный дебют и затем стремительный рывок к лаврам мировой славы.

В 1973 году вышел первый альбом «Куин», встретивший весьма сочувственные и благосклонные отзывы, а через год «Королева» уже была звездой номер один. Выпущенный в ноябре 1974 года диск «Легкий сердечный приступ» принес громкую музыкальную славу и широчайшую популярность. Следующая пластинка «Вечер в опере» (1975 г.), хотя и была принята уже не так благожелательно, однако, закрепила популярность группы. В эти годы зарубежные музыкальные критики называли «Куин» «самой сильной группой, появившейся за много лет». Называли наследниками традиций и славы «Битлз».

Эта параллель была далеко не случайной. Дело даже не в том, что двое из музыкантов «Куин» считают «Битлз» своим любимым ансамблем и в некоторых своих композициях близки к лирической манере прославленной группы. Они пошли по тому же пути, что и «Битлз», по пути создания, независимо от смены течений и мод, своего стиля, направления, наконец, своей музыкальной традиции. Опорной точкой на этом пути для них стал синтез различных стилей. Талант соединения разных музыкальных классов очень редок, как мы помним, именно этим даром щедро наделена музыка «Битлз», органично соединяя и преобразовывая в себе рок-н-ролл и кантри, джаз и классику, индийские ритуальные мелодии и т. д.

Несомненно, этот дар виден почти во всех пластинках «Куин», достигая высшего расцвета в «Легком сердечном приступе» и в «Вечере в опере». Здесь ансамбль действительно достиг совершенно особого, неповторимого звучания, значительно углубив возможности рока. Но если музыка «Битлз» с каждой новой пластинкой постоянно расширяла диапазон своих возможностей, то, к сожалению, о «Куин» этого не скажешь.

В следующих пластинках уже почти не было ничего нового и оригинального, лишь повторялись старые приемы. Вместе с первоклассными и сложнейшими композициями соседствовали примитивные и банальнейшие рок-н-роллы, а на концертах их яркий фарсовый водевиль порой стал все более походить на дешевую клоунаду, трюкачество.

Из последних записей, пожалуй, самой успешной был альбом «Джаз» (1980 г.), но и здесь группа лишь повторила лучшие приемы и образцы своей музыки.

Думается, не стоит торопиться с выводами и пророчествами относительно дальнейшей судьбы группы «Куин». Искусство часто восстает против разного рода дальновидных предсказаний. Мы помним неожиданное перерождение и новый взлет группы «Би Джиз», недавний успех диска «Стена» «Пинк Флойд» после достаточно продолжительного ряда неудач.

Время покажет, сможет ли «Королева» подняться на те музыкальные высоты 1974-1975 годов, которые принесли ей заслуженную славу.


А. ШИШОВ

Опубликовано:
12.11.2014 г.



Сложные пути Королевы. Газета "Тихоокеанский комсомолец", 18 июня 1983 г. Рок-энциклопедия




БИОГРАФИЯ ГРУППЫ QUEEN

ИСТОРИЯ ГРУППЫ QUEEN

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ:
"КОРОЛЕВА" И ЧЕТЫРЕ КОРОЛЯ. ЖУРНАЛ "СОБЕСЕДНИК", 1987 г.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ:
РАПСОДИЯ В ТРАУРНЫХ ТОНАХ. ГАЗЕТА "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА", 1992 г.

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ:
КУИН. 1987 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ QUEEN

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ QUEEN

СБОРНИКИ QUEEN


Сложные пути Королевы. Газета Тихоокеанский комсомолец, 18 июня 1983 г. Листая Старые Страницы


Вернуться в РАЗДЕЛ QUEEN

Вернуться в ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА