Альманах «Музыкальная Нетленка»
№ 2, февраль 2019 г.
Рецензия на альбом
КОРОЛЕВА НЕ СДАЁТСЯ:
ПОД ЗНАМЕНЕМ ДЖАЗА ИГРАЕМ РОК!
Эйфория от успеха предыдущего альбома пошла на спад, и в июле 1978 года началась работа над седьмой студийной пластинкой. В этот период группа временно (и, увы, в последний раз) воссоединилась с Роем Томасом Бейкером, спродюсировавшим четыре первых альбома «Queen», а также наняла нового бухгалтера, чтобы разобраться с накопившимися финансовыми проблемами (заработок музыкантов увеличился в разы, а следовательно, возникла неизбежная необходимость выплачивания более существенных налогов). В этой связи впервые было решено применить схему работы вне Великобритании: часть сессий нового альбома проводилась в студии «Super Bear» в Ницце (Франция), а другая часть – в «Mountain Studios» в Монтрё (Швейцария).
Музыкальный материал балансировал между самыми разнородными стилями: от фанк-рока, лирических баллад и ретро-джазовой «Dreamer's Ball», посвящённой покинувшему этот мир за год до того Элвису Пресли, до вполне привычного в исполнении «Queen» хард-рока и даже хэви-метала («Let Me Entertain You»). Открывающая альбом песня «Mustapha», по-муэдзински истово исполняемая Меркьюри на исковерканном арабском языке (часть слов вовсе не имеют перевода) под мощные хард-роковые риффы и вовсе с трудом вписывается в стилевые рамки. Трек привёл в изрядное смятение англоязычных рок-фэнов и весьма озадачил (а отчасти и разозлил) и без того предвзятых критиков.
Работа над альбомом была закончена в октябре 1978-го, а название «Jazz» гораздо в меньшей степени характеризовало музыкальное содержание пластинки – речь шла, скорее, о содержании смысловом. Что касается дизайна обложки, то это барабанщик Роджер Тэйлор во время посещения Восточной Германии узрел подобного рода концентрические круги на Берлинской Стене, и идее было дано успешное применение.
10 ноября 1978 года пластинка «Jazz» поступила в продажу. Рекламная кампания альбома обернулась шумным скандалом. Выход первого же сингла «Bicycle Race» / «Fat Bottomed Girls» с изображённой на обложке сидящей спиной к зрителю обнажённой девушкой, оседлавшей велосипед (кадр со съёмок видеоролика в поддержку песни «Bicycle Race», когда 17 сентября 1978 на арендованном стадионе Уимблдон состоялся велопробег с участием 65-ти обнажённых моделей), обернулся тем, что тираж уже выпущенных пластинок временно изымался из продажи для того, чтоб девушке вручную (!) были пририсованы красные трусики (в США был пририсованы ещё и бретельки купальника). Во многих странах сингл и вовсе был издан без девушки на обложке, вместо которой на слушателей смотрели музыканты «Queen» (существенный момент – в одежде и без велосипедов).
Что касается обнажённых велосипедисток, то внушительный постер с их изображением позже прилагался к оригинальной виниловой версии альбома, а впоследствии центральный фрагмент этого постера был использован при оформлении компакт-дисков «Jazz».
В январе 1979-го был выпущен сингл «Don`t Stop Me Now» / «In Only Seven Days», в апреле – «Jealousy» / «Fun It» и «Mustapha» / «Dead on Time».
Летом 1979 года увидел свет первый концертный альбом группы «Queen» - «Live Killers», записанный во время европейской части мирового тура в поддержку альбома «Jazz», а в 1986-м году альбом «Jazz», ранее изданный на аудиокассетах и виниле, был впервые реализован в виде лазерного диска. Благодаря мастерству звукоинженеров и продюсера этот «квиновский» альбом по сей день очень интересно слушать в виду довольно-таки неординарной работы со звуком - то как бы угасающим, то вдруг вырывающимся на волю с неистовством дикого зверя. Самый настоящий, неукрощённый рок-н-ролл в его расцветные годы!
Автор:
Иван Безродный
Опубликовано:
20.02.2019 г.
|