Группа Procol Harum

PROCOL HARUM
Рок-энциклопедия


"Procol Harum". Эта влиятельная британская прог-рок-группа возникла на обломках известного в своё время ритм-энд-блюзового кавер-бэнда "The Paramounts". Случилось это в 1967 году, когда клавишник Гэри Брукер всерьез решил заняться сочинением популярных песен, и с этой целью скооперировался с поэтом Китом Рейдом. Заготовив несколько совместных песен, парни под руководством профессионального импресарио Гая Стивенса стали собирать достойную команду для их исполнения. Первоначальный состав группы, сперва называвшейся "Pinewoods", был скомплектован при непосредственном участии поающего надежды органиста Мэттью Фишера, виртуозного гитариста Рэя Ройера, бас-гитариста Дэйва Найтса и барабанщика Бобби Харрисона. Первым номером, который записал ансамбль, стала композиция "A Whiter Shade Of Pale" с музыкальными заимствованиями у Иоганна Себастьяна Баха и сюрреалистичной лирикой Рейда. Запущенная в эфир, песня стремительным штурмом взяла британский чарт, и едва группа успела дать первый концерт, как ее творение на шесть недель оккупировало верхушку национальных списков.

Группа "Procol Harum" в начале своей карьеры Спустя месяц "A Whiter Shade Of Pale" ворвалась в американский Топ 5, а Брукер тем временем провел пару кадровых рокировок, заменив Ройера и Харрисона бывшими коллегами по "Paramounts" Робином Трауэром и Барри Джеймсом Уилсоном. Сингл "Homburg", записанный обновленной конфигурацией, пробил горячую десятку, однако дебютный альбом "Procol Harum" (лишенный в домашней версии двух первых хитов) пролетел мимо чартов.

Второй лонгплей, украшенный 17-минутным эпиком "In Held Twas In I", также не вызвал интереса у британской публики, хотя в Америке альбом добрался до 24-й строчки. Куда лучше был встречен диск "A Salty Dog", на запись которого музыканты потратили больше времени, чем на два "скороспелых" предшественника. На этом альбоме "Procol Harum" впервые использовали оркестровки, а в целом работа получилась более доступной для слушателя. По окончании сессий ушли Фишер и Найтс, а бас-гитару и орган взял на себя еще один экс-участник "Paramounts" Крис Коппинг. Какое-то время команда продолжала держать баланс между блюз-роковыми устремлениями Трауэра и меланхолией Брукера, но со временем Робину стали тесны рамки "PH", и он ушел в автономное плавание. На освободившееся место был принят Дэйв Болл, и одновременно в команде появился басист Алан Картрайт, что позволило Коппингу сосредоточить свои усилия на органе.

Неожиданная удача свалилась на группу в 1972-м году, когда вышла пластинка "Procol Harum Live with the Edmonton Symphony Orchestra". Записанный в Канаде с симфоническим оркестром, этот диск стал самой продаваемой полнометражкой в дискографии "Procol Harum". Несмотря на успех Болл сбежал к "долговязому" Джону Болдри. Его гитару подхватил Мик Грэбхэм из "Cochise", с чьим приходом кадровые передряги на несколько лет прекратились.

В неизменном составе команда успела настрогать целых три альбома - элегантный "Grand Hotel", выдержанный в духе "Shine On Brightly" и "A Salty Dog", тяготеющий к хард-року "Exotic Birds And Fruit" и подаривший последний значительный хит (песня "Pandora's Box" вошла в британский Топ 20) "Procol's Ninth". В 1976-м ряды "Procol Harum" покинул Картрайт, Коппинг вернулся на бас, а клавиши достались Питу Солли. Впрочем, дни группы были уже сочтены, и после безрадостного опуса "Something Magic" (заслужившего кличку "Something Tragic"), коллектив свернул свою деятельность. В 1990 году скончался Уилсон, однако вскоре после этого Брукер, Трауэр, Фишер и Рейд предприняли попытку возрождения команды. Новый диск "The Prodigal Stranger" не вызвал большого ажиотажа, а Робин в сопутствующее турне не поехал. Некоторое время Гэри и Мэттью гастролировали под маркой "Procol Harum", но к середине 90-х концертная эпопея пошла на спад.

Возможно, если бы не фаны, дело совсем заглохло бы, но сначала поклонники организовали 30-летний юбилей "A Whiter Shade Of Pale", а затем и сами музыканты, осознав потребность в их творчестве, возобновили гастроли. В нулевых годах коллектив провел серию туров, а в 2003-м выдал новый студийник "The Well's On Fire". Вскоре после релиза Фишер ушел в отставку, и вся власть сосредоточилась в руках Брукера. 40-летний юбилей "Procol Harum" отметили сборником лучших вещей "Secrets Of The Hive", а также туром, по мотивам которого вышел концертник "One Eye To The Future". Несмотря на то, что к концу десятилетия выступления группы вновь стали редким явлением, в 2010-м году на свет появился еще один свеженький концертник "The Spirit of Nokken", записанный в Санк-Петербурге (Россия) в конце 2009 года. Двумя годами позже свет увидел новый "live", созданный по итогам турне 2010-2011 годов по европейским странам и Северной Америке - "MMX".


Опубликовано
25.05.2014 г.

"Procol Harum" в 60-х годах

История собственно "Procol Harum" началась за много лет до того, как группа начала свою ктивную деятельность. Ещё в 1959 году Гэри Брукер вместе со своими школьными приятелями - гитаристом Робином Трауэром, басистом Крисом Коппингом, вокалистом Бобом Скоттом и ударником Миком Браунли создал группу "The Paramounts", которая специализировалась на кавер-версиях соул-хитов Рэя Чарльза и Джеймса Брауна. В октябре 1963 года команде удалось подписать контракт с фирмой "Parlophone" и выпустить сингл - кавер "The Coasters" "Poison Ivy", который в январе 1964 года занял 35-е место в чартах. Выпустив еще четыре неудачных сингла, группа распалась в сентябре 1966 года Несмотря на невеселую историю "The Paramounts", это была сильная группа, которую ценили друзья-музыканты - недаром Мик Джаггер и Кейт Ричардс называли "The Paramounts" своей любимой английской ритм-энд-блюзовой командой.

Группа "Procol Harum" в 1967-м году Лидер распавшейся группы Гэри Брукер решил не складывать оружия и попытать счастья вместе с автором песен Кейтом Рейдом, который стал для будущих "Procol Harum" тем же, кем был Пит Синфилд для "King Krimson" и Берни Топин для Элтона Джона. Наработав достаточно материала, тандем авторов поместил в "Melody Maker" объявление о наборе музыкантов в новую группу "Procol Harum" (первоначально она называлась "The Pinewoods"). Главным "козырем" группы была композиция "A Whiter Shade Of Pale" - построенная на цитате из сюиты № 3 ре-мажор И.-С.Баха торжественная и печальная органная мелодия с сюрреалистическими стихами Рейда. Премьера песни в лондонском клубе "Speakeasy" прошла на ура, с группой тут же подписал контракт лэйбл "Deram", и 8 июня 1967 года "A Whiter Shade Of Pale" на 6 недель возглавила британский хит-парад (сингл был распродан тиражом 606 тысяч копий в Англии и 6 миллионов по всему миру). В США сингл занял 5-е место. "Procol Harum" мгновенно стали культовой группой в среде хиппи и молодых интеллектуалов.

Тем не менее дебютный альбом группы "Procol Harum" не попал в английские чарты, а в американских занял только 47-е место. Разочарованные отсутствием хитового репертуара, из группы ушли Ройер и Харрисон, и Брукер немедленно пригласил в группу бывших коллег по "The Paramounts" Трауэра и Барри Джей Уилсона. В начале 1969 года состав "Procol Harum" полностью соответствовал составу ранних "The Paramounts".

Второй альбом "Shine On Brightly" опять не вошел в хит-парад на родине группы, а в чартах США занял 24-ю позицию. Пышный и туманный прогрессив-рок с обилием клавишных и текстами, по сравнению с которыми тексты Сида Барретта казались абсолютно прозрачными, находил совсем немного слушателей, поэтому Брукер и Трауэр решили усилить в музыке группы роль соло-гитары. Эксперименты Трауэра с гитарным саундом привели к тому, что он заработал репутацию самого талантливого ученика Джими Хендрикса, но музыка "Procol Harum" чем дальше, тем больше становилась маловыразительной и тусклой. Единственным интересным эпизодом в истории группы 70-х годах стал ее концерт с Эдмонтонским симфоническим оркестром, изданный в виде альбома (US-5/UK-48). Превратившись в помпезный и заумный коллектив для избранных и надолго пережив свою эпоху, "Procol Harum" распались 15 мая 1977 года. Тем не менее песня "A Whiter Shade Of Pale" наряду с "Bohemian Rhapsody" "Queen" была признана лучшим британским синглом, выпущенным с 1952 по 1977 год, и поныне является одним из символов хипповского "Лета Любви".

В августе 1991 года "Procol Harum" возродились, провели турне по 11 американским городам и выпустили альбом "The Prodigal Stranger", посвященный памяти умершего в 1989 году барабанщика Уилсона. Это ровная, умелая и вместе с тем совершенно бесцветная работа, ориентированная на слушателей AOR. "Procol Harum" остались в истории британского рока как странная группа, фактически "с нуля" начавшая разработку сложных музыкальных идей и быстро потерпевшая неудачу.


Опубликовано
25.04.2014 г.

Возрождённые "Procol Harum" на концерте в 2010-м году


ВОЗВРАЩЕНИЕ «БЛЕДНОЙ ТЕНИ»
Газета "Московский комсомолец", 1999 г.

СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ PROCOL HARUM

КОНЦЕРТНЫЕ АЛЬБОМЫ PROCOL HARUM

СБОРНИКИ PROCOL HARUM


Группа Procol Harum. Рок-энциклопедия


Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА