"Procol Harum". Эта влиятельная британская прог-рок-группа возникла на обломках известного в своё время ритм-энд-блюзового кавер-бэнда "The Paramounts". Случилось это в 1967 году, когда клавишник Гэри Брукер всерьез решил заняться сочинением популярных песен, и с этой целью скооперировался с поэтом Китом Рейдом. Заготовив несколько совместных песен, парни под руководством профессионального импресарио Гая Стивенса стали собирать достойную команду для их исполнения. Первоначальный состав группы, сперва называвшейся "Pinewoods", был скомплектован при непосредственном участии поающего надежды органиста Мэттью Фишера, виртуозного гитариста Рэя Ройера, бас-гитариста Дэйва Найтса и барабанщика Бобби Харрисона. Первым номером, который записал ансамбль, стала композиция "A Whiter Shade Of Pale" с музыкальными заимствованиями у Иоганна Себастьяна Баха и сюрреалистичной лирикой Рейда. Запущенная в эфир, песня стремительным штурмом взяла британский чарт, и едва группа успела дать первый концерт, как ее творение на шесть недель оккупировало верхушку национальных списков.
Спустя месяц "A Whiter Shade Of Pale" ворвалась в американский Топ 5, а Брукер тем временем провел пару кадровых рокировок, заменив Ройера и Харрисона бывшими коллегами по "Paramounts" Робином Трауэром и Барри Джеймсом Уилсоном. Сингл "Homburg", записанный обновленной конфигурацией, пробил горячую десятку, однако дебютный альбом "Procol Harum" (лишенный в домашней версии двух первых хитов) пролетел мимо чартов.
Второй лонгплей, украшенный 17-минутным эпиком "In Held Twas In I", также не вызвал интереса у британской публики, хотя в Америке альбом добрался до 24-й строчки. Куда лучше был встречен диск "A Salty Dog", на запись которого музыканты потратили больше времени, чем на два "скороспелых" предшественника. На этом альбоме "Procol Harum" впервые использовали оркестровки, а в целом работа получилась более доступной для слушателя. По окончании сессий ушли Фишер и Найтс, а бас-гитару и орган взял на себя еще один экс-участник "Paramounts" Крис Коппинг. Какое-то время команда продолжала держать баланс между блюз-роковыми устремлениями Трауэра и меланхолией Брукера, но со временем Робину стали тесны рамки "PH", и он ушел в автономное плавание. На освободившееся место был принят Дэйв Болл, и одновременно в команде появился басист Алан Картрайт, что позволило Коппингу сосредоточить свои усилия на органе.
Неожиданная удача свалилась на группу в 1972-м году, когда вышла пластинка "Procol Harum Live with the Edmonton Symphony Orchestra". Записанный в Канаде с симфоническим оркестром, этот диск стал самой продаваемой полнометражкой в дискографии "Procol Harum". Несмотря на успех Болл сбежал к "долговязому" Джону Болдри. Его гитару подхватил Мик Грэбхэм из "Cochise", с чьим приходом кадровые передряги на несколько лет прекратились.
В неизменном составе команда успела настрогать целых три альбома - элегантный "Grand Hotel", выдержанный в духе "Shine On Brightly" и "A Salty Dog", тяготеющий к хард-року "Exotic Birds And Fruit" и подаривший последний значительный хит (песня "Pandora's Box" вошла в британский Топ 20) "Procol's Ninth". В 1976-м ряды "Procol Harum" покинул Картрайт, Коппинг вернулся на бас, а клавиши достались Питу Солли. Впрочем, дни группы были уже сочтены, и после безрадостного опуса "Something Magic" (заслужившего кличку "Something Tragic"), коллектив свернул свою деятельность. В 1990 году скончался Уилсон, однако вскоре после этого Брукер, Трауэр, Фишер и Рейд предприняли попытку возрождения команды. Новый диск "The Prodigal Stranger" не вызвал большого ажиотажа, а Робин в сопутствующее турне не поехал. Некоторое время Гэри и Мэттью гастролировали под маркой "Procol Harum", но к середине 90-х концертная эпопея пошла на спад.
Возможно, если бы не фаны, дело совсем заглохло бы, но сначала поклонники организовали 30-летний юбилей "A Whiter Shade Of Pale", а затем и сами музыканты, осознав потребность в их творчестве, возобновили гастроли. В нулевых годах коллектив провел серию туров, а в 2003-м выдал новый студийник "The Well's On Fire". Вскоре после релиза Фишер ушел в отставку, и вся власть сосредоточилась в руках Брукера. 40-летний юбилей "Procol Harum" отметили сборником лучших вещей "Secrets Of The Hive", а также туром, по мотивам которого вышел концертник "One Eye To The Future". Несмотря на то, что к концу десятилетия выступления группы вновь стали редким явлением, в 2010-м году на свет появился еще один свеженький концертник "The Spirit of Nokken", записанный в Санк-Петербурге (Россия) в конце 2009 года. Двумя годами позже свет увидел новый "live", созданный по итогам турне 2010-2011 годов по европейским странам и Северной Америке - "MMX".
Опубликовано
25.05.2014 г.
|