Дм. К. Зеленин
ГДЕ ПРАЗДНУЮТ СВЯТКИ ДВАЖДЫ В ГОДУ
«Природа и люди», № 8, 1910 г.

Где празднуют святки дважды в году? Дм. К. Зеленин. Природа и люди



Где празднуют святки дважды в году?
Очеркъ Дм. К. Зеленина
«Природа и люди» № 8, 1910 г.


Стр. 117


На Святой Руси есть народ, а точнее говоря – целых два народа, которые празднуют святки дважды в году: зимой и летом. Это бесермяне и вотяки. Называют они святки по своему «зеленым временем», что вполне соответствует летнему празднику. Летния святки совпадают со временем цвета ржи; тогда вся природа, действительно, одета в изумрудно-зеленый цвет. К зимним святкам, пожалуй, лучше бы подходило название «белое время».

Не весело проходят святки у этих несчастных народцев - полухристиан, полу-язычников. Почти каждый шаг бесермянина связан на святках боязливою мыслью: как бы не прогневать «вожо». «Вожо» - это дух, который представляется суеверному бесермянину как бы хозяином святочнаго времени.

Большая опасность наступить во время святок на уголь – овес и лен летом уродятся с головней, черными, как уголь. Еще опаснее идти и на святках одному в баню: «вожо» очень любит человеческия кишки, и он непременно вымотает их из человека, если найдет его одного в бане. Нельзя на святках ходить в цветной одежде – вожо и этого не любит: надевай непременно все белое.

И только с крещенскаго сочельника, когда бывают «проводы» надоевшаго всем «вожо», можно будет опять безопасно – и мыться в бане, и цветную одежду носить, и случайно растоптать уголь.

«Проводы вожо» совершаются очень торжественно. В особой избе устраивается всеми жителями в складчину; каждый несет на этот ужин крупы, яиц, мяса и прочих снедей. На дворе стоит уже темная ночь, когда все сборы к ужину кончены. Тогда к «избе вожо» (так называется изба, где происходит ужин) подают лошадь с колокольцем. Ямщик – очередной из тех, которые возят сельских властей и приезжающих чиновников. Трое или четверо почтенных бесермян берут с собою белую скатерть, солонку с солью, ложку и вилку (вилку деревянную, собственнаго изготовления, какими кушают все бесермяне), и по чашке каждаго из приготовленных к ужину кушаний, садятся в сани и едут куда-то в поле. Куда? Что делать – это для меня осталось неизвестным; суеверные бесермяне хранят это в строжайшей тайне. Безспорно одно, что через час времени они возвращаются в «избу вожо», но уже без чашек, без скатерти и без всяких припасов. Тогда-то начинается пир горой и веселье во-всю до утра.

Так «провожают» бесермяне вожо, таинственнаго господина святок.

Что разрешается у бесермян на святках до «провод вожо», так это – гадать и ворожить. Но замечательно, что и гадают бесермяне не столько о «суженных-ряженных», сколько о будущем урожае. Слушают у амбаров и пустых изб; если слышится, как будто там метут пол, так значит на следующее лето будет голод; если же пересыпают зерно из одной посуды в другую, то будет урожай. Выдергивают стебли из хлебных скирд; выдернется соломинка с колосом – к урожаю, без колоса – к голоду.



Природа и люди, альманах, 1910 г.

ПРИРОДА И ЛЮДИ

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ САЙТА

ВЕРНУТЬСЯ В КАРТУ САЙТА