БЕСЕДЫ ПО ВОЗДУХОПЛАВАНИЮ
Альманах «Природа и люди», № 3, 1910 г.

Беседы по воздухоплаванию. Альманах Природа и люди


Беседы по воздухоплаванию
К. Е. Вейгелина
Альманах «Природа и люди» № 3, 1910 г.


Стр. 40

Аэропланы вне аэродромов. - Приятельская услуга Блерио. - Латам. - "Прогулки" Сантос Дюмона. - Вокруг статуи Свободы. - Вокруг башни Эйфеля. - "Безумный" полет.

Знаменитый французский авиатор Блерио, старый работник в деле воздухолетания, имеющий фабрику аэропланов собственной конструкции, один из первых стал выходить в своих полетах за пределы аэродромов, летая между населенными пунктами. Его блестящий полет через Ла-Манш, из Калэ в Дувр, - блестящий не так по своей смелости, как по красоте самой идеи, - повлек многочисленные полеты других авиаторов; все они стремятся показать свое искусство и достоинства своих аппаратов не только над ровным полем, в качестве воздушных гонщиков, но и в применении к обыденной жизни, подобно тому, как любители других видов спорта – не профессионалы – пользуются велосипедами, автомобилями или яхтами. И за последнее время было много таких полетов, красивых и интересных своей жизненностью, а не только с точки зрения узких специалистов.

Сантос-Дюмон С тем же Блерио был летом, на больших Реймских состязаниях, такой случай. Встречает он на аэродроме знакомаго. – «Куда идете?» - «Спешу на поезд… Нет ни минуты свободной!» - «А багаж у вас есть?» - «Нет». «Садитесь, я подвезу»… И усадив изумленнаго знакомаго рядом с собой на аэроплан, Блерио поднимается в воздух и через несколько минут доставляет его к требуемому месту, за семь верст, к великому удивлению всех прочих спешащих на тот же поезд пассажиров.

В середине сентября этого года, на состязаниях в Берлине, англичанин Латам, живущий и летающий главным образом во Франции, показал себя в следующем деле. Ему надо было переправить свой летательный аппарат – красивый птицеобразный моноплан «Антуанет», - с одного загороднаго поля на аэродром около самого Берлина. Предстояло или везти машину по двум железным дорогам, с сложной упаковкой и большими хлопотами, - или-же отправить ее на большом автомобиле, с риском сломать в дороге. Латам поступил проще: он заставил свою искусственную птицу перелететь это разстояние (10 верст). Снарядив мотор, он поднимается над землей – и через 7 минут садится на аэродром в нужном месте, где его встречает большая толпа с криками восторга. Итак, в семь минут он проделал то, для чего при употреблении других средств понадобилось бы, не считая времени на подготовительныя работы, не менее получаса…

Знаменитый Сантос-Дюмон, бразилец по происхождению, обессмертивший во Франции свое имя полетами и на дирижаблях, делал этой осенью небольшие воздушные прогулки из собственного парка в Сен-Сире, около Парижа, на очень маленьком моноплане собственной же конструкции «Стрекоза» избирая целью этих прогулок посещение кого-либо из знакомых, живущих на дачах в окрестностях. Обратно он возвращался тем же прямым путем по воздуху. При одном из таких полетов, его приятель, напутствовавший его в дорогу, отправился на автомобиле к своим знакомым, думая рассказать им, как о последней новости, о только что совершенном полете. Каково же было его удивление, когда, войдя в дом, он увидел прежде всего Сантоса-Дюмона, мирно беседующего после выпитого кофе… Оказалось, что авиатор прилетел прямо к этой даче, причем расстояние от его дома в 6 верст сделал всего лишь в 4 минуты с несколькими секундами.

Всем известный американец Вилбур Райт, старший из братьев-изобретателей первого практичного аэроплана, совершил 16-го сентября этого года «прогулку» над городом Нью-Йорком, паря над двадцатиэтажными домами и над несколькомиллионным населением, смотревшим на него снизу с чувствами живейшего восторга. В особенности был велик восторг всех жителей, когда авиатор дважды облетел вокруг громадной статуи Свободы, высящейся на берегу моря и являющейся лучшим украшением города. Через пять дней после этого он совершил еще более блестящий полет над Гудзоновым заливом, над всеми стоящими там военными судами, затем над рекой и над городом, опустившись, в заключение, в том же самом месте, где он поднялся. За 33 минуты прогулки было сделано всего около 38 верст, т. е. скорость полета была в среднем около семидесяти верст в час!

Офранцузившийся американец Морис Фарман, - младший брат того самаго известнаго Генриха Фармана, который в конце октября совершил над аэродромом исключительный по своей продолжительности полет в течение 4 часов 17 минут, - Морис Фарман совершал на усовершенствованном им биплане системы «Вуазен», замечательно удачныя прогулки вне аэродрома, летая над селениями с железными дорогами и сетью телеграфных и телефонных линий, над холмами, лесами, реками, оврагами и т. п. Шестого октября он летал таким образом около часа, сделав всего более 70 верст.

Аэроплан братьев Райт в Нью-Йорке Но все полеты этих авиаторов различных национальностей затмил граф де-Ламбер, наш соотечественник по происхождению, дед и отец котораго служили генералами в русской армии. Как авиатор-летатель, граф де-Ламбер еще молодой, хотя наукой летания интересуется давно. Практические же уроки полетов он начал брать впервые у Вильбура Райта только год тому назад – 15 октября 1908 года. Научившись летать, он участвовал летом во многих состязаниях и брал иногда призы. Его страстным желанием было перелететь Ла-Манш, для чего он еще раньше Блерио прибыл в Калэ, но из-за неисправности аппарата ему не удалось это сделать, Блерио его предупредил. Зато недавно, 5 октября, де-Ламбер совершил другой полет, могущий по смелости и красоте спорить со всеми другими. В этот день он вылетает на своем аэроплане (биплан Райта) с аэродрома в двадцати верстах от Парижа (Port-Aviation), летит по прямой линии в город, постепенно увеличивая высоту полета, долетает до высокой Эйфелевой башни, делает вокруг нея широкий тур на высоте от 200 до 250 сажен над землей и тем же порядком, нигде по дороге не садясь, возвращается обратно. Весь путь длиной в 46 верст, был сделан в 50 минут. Население с большим удивлением смотрело на эту механическую птицу, летевшую откуда-то по математически прямой линии над всеми препятствиями, находящимися на земле, над полями и над городом. Не веря, что это человек летит так высоко, все сначала принимали его за детский воздушный змей.

Шумная встреча была сделана де-Ламберу и на аэродроме при спуске, и затем в Париже. Однако, авиатор держался все время очень скромно, и на все предложения описать свой полет, собственноручно дал лишь следующия строчки:

«Было бы неправдой сказать, что в этот полет я собрался сразу. Шесть дней я выжидал момента, чтобы лететь напрямик в Париж и показаться над городом. Шесть дней подряд, специально для этого приходил на аэродром мой друг, один только знавший о моем намерении, чтобы оффициально засвидетельствовать о времени отлета. В самом путешествии нет ничего особеннаго. Поднявшись в воздух, я держал направление на башню. При возвращении – река Сена и белое озеро недалеко от аэродрома указывали мне путь. Оставляя Париж, я был на высоте метров 500-600 над землей, но ни одной минуты я не чувствовал страха».

Все оценили смелость этого полета, в котором неминуемая смерть грозила авиатору от порчи мотора при падении с такой громадной высоты на улицы и крыши зданий.

Безучастным к красивой стороне полета остался лишь хладнокровный и невозмутимый американец Вилбур Райт. Когда ему сказали, как летал де-Ламбер, он ответил только: «Это безумие летать так высоко над городом, подвергая опасности при своем падении жизнь многих непричастных к делу людей»… До известной степени он, конечно, прав. А все-таки без таких смелых и красивых полетов воздухолетание далеко не пойдет. Они необходимы.

Мы, русские, сильно отстали от своих европейских соседей в науке и в деле летания по воздуху на машинах. Но интерес к этому делу был всегда, и надо думать, что теперь, когда в России были некоторые из упомянутых только что аппаратов, и города Варшава, Петербург, Москва и Одесса имели возможность видеть самые полеты, - интерес возрастает еще больше, и среди русских найдутся такие люди, которые пожелают обзавестись аэропланами так-же, как для катания обзаводятся теперь автомобилями… Особенно поможет в этом отношении полет в Петербург 1 ноября аэроплана Блерио. Летавшему на нем французскому авиатору Гюйо удалось в этот день сделать три круга на скаковом поле, общей длиной около 6 верст, в течение 7 минут. Этот полет надо считать первым удачным в России, после тех небольших взлетов, которые делали в Москве, Варшаве и Одессе аэропланы Вуазена.


Беседы по воздухоплаванию К. Е. Вейгелина, 1910 г.

Опубликовано:
13.1.2019 г.


ПРИРОДА И ЛЮДИ

АРХИВ

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ

ГЛАВНАЯ САЙТА

КАРТА САЙТА

Природа и люди, альманах. Воздухоплавание