Д. Святский
БИБЛЕЙСКАЯ ФЛОРА
Альманах «Природа и люди», № 24, 1910 г.

Библейская флора. Д. Святский. Альманах Природа и люди



БИБЛЕЙСКАЯ ФЛОРА
Очеркъ Д. Святскаго
Альманах «Природа и люди» № 24, 1910 г.


Стр. 373


I.

Царство Флоры имеет в Библии, с первых же её страниц, очень большое значение, так как известно, что первый библейский человек был поселён в Раю, т. е по буквальному значению этого слова - в роскошном саду.

Растений в Библии встречается немало. Но чаще прочих упоминаются те из них, которые имели какое-либо отношение к библейскому быту. Сюда относятся растения или плоды, употребляемые в пищу, на различные поделки, благовония, курения - одним словом, «всякий злак на пользу человека» (Пс. 103, 14).

Мандрагора Далее стоят растения, не приносящие пользы человеку, а напротив, причиняющие ему вред, а также обитающие по соседству с человеком. Сюда относятся сорные и водяные растения.

Наконец, в Библии часто упоминаются те растения, которые поражали человека своими размерами, красотой или благоуханием. Их названия часто употребляются для поэтических сравнений и метафор.

Руководствуясь указанными соображениями, можно построить своего рода систематику библейской ботаники.

К первому классу можно отнести растения и плоды, употребляемые человеком в пищу. На первом месте здесь, конечно, стоят сельско-хозяйственные злаки: пшеница, ячмень, полба, а также лён, мята, анис и тмин, десятину с которых, как известно, евреи отдавали в храм.

Не меньшее значение имели огородные овощи - горькие травы вообще, очень любимые евреями, а в частности - лук, чеснок, а также кориандр - растение из семейства зонтичных (Чис. 11, 7), огурцы и дыни, которые евреи ели в Египте.

Особняком от этих обычных сельско-хозяйственных растений стоит манна, которой евреи, по Библии, питались в пустыне. Манна - это сахарообразное вещество, выделяемое некоторыми растениями при надрезах, уколах, укусах насекомых. При укусе червецом Coecus mannipurus из растения Tamarix gallica выделяется подобная манна; она собирается на Синайском полуострове и теперь монахами, которые продают её под именем «библейской манны»; но надо думать, что последняя - скорее лишайник Lecnora esculenta, который в описываемых Библией местах переносится ветром столь неожиданно, что мог вызвать удивление. По-еврейски манна - Man-hu?, то есть «что такое»?

В Палестине два растения играли наиболее видную роль в жизни израильского народа, это – виноград и маслина. Они упоминаются в Библии на всём её протяжении. Вначале виноградники в Палестине были большой редкостью, и только евреи принесли с собой культуру винограда из Египта, о чем подробно рассказывается в 79-м псалме.

Из фруктовых деревьев немалое значение имела у евреев смоковница, называемая у нас на Кавказе инжиром (Ficus carica). Это - растение, приносящее всем известные фиги, или «винные ягоды». Одно из них, по свидетельству евангелистов, было проклято Иисусом Христом, не нашедшим на нём ягод для утоления своего голода.

Из других фруктовых деревьев в Библии упоминаются: сикомор – египетская смоковница (Ficus sycomorus) в Псалме 77, финиковая пальма, изображение которой даже красовалось в Храме Соломона, яблоня (Пс. Пс. 8, 5), ореховые деревья (Пс. Пс. 6, 11), целый сад которых, согласно свидетельству Иосифа Флавия, находился на берегу Тивериадского озера, и рожковое дерево (Ceratonia siliqua), плодами которого кормили свиней, и которыми питался евангельский блудный сын.

Это те самые «рожки», которые, как народное лакомство, встречаются на наших ярмарках.

Обыкновенно же думают ошибочно, что под рожками в Евангелии подразумеваются жолуди. Фаррар говорит, что он, будучи в Палестине, пробовал эти рожки: они волокнисты, сладковаты, жестки и практически непригодны для питания.



II.

Ко второму классу библейских растений можно отнести те из них, которые употреблялись в качестве строительных материалов и шли на различные поделки. Сюда относятся - ситтим -аравийская акация (Acacia Werk), растущая по пустыням от Аравии до Эфиопии, и из которой были сделаны принадлежности в скинии Моисея; кедры ливанские, кипарисы и маслины, из стволов которых были построены храм и дворец Соломона, и какое-то дерево «гофер» из рода кедров или кипарисов, из которого был изготовлен ковчег Ноя.

Из других деревьев, употреблявшихся в дело, в Библии упоминается – дуб Маврийский, который и теперь показывают в Палестине набожному паломнику, с верой несущих домой его жолуди; тополь, миндаль и явор (Быт. 30, 37), из которых делали трости, и иссоп – вероятно, это Hyssopus officinalis или, по Фаррару, какое-либо из двух растений: Capparis spinosa или Stachys cassia. Стебли иссопа употреблялись также в качестве тростей, прутья шли на кропила (Лев. 14, 51) и кроме того, из него получали иссоповое масло (Пс. 50, 9).

К третьему классу относятся растения, предоставляющие благовонные курения и мази, а также обладающие наркотическими свойствами. Они все упоминаются в Песне Песней – книге, полной восточной поэзии и красоты, этой библейской поэме любви: алоэ, корица, нард, мирра и мандрагоры Нард – благовонное растение, встречающееся в северной и восточной Индии – Valeriana Nardostachys Iatamansi; из него приготовлялись благоуханные мази, которыми помазывались на востоке на пирах. Мирра, или Смирна – в греческой транскрипции, - резко благовонная смола из дерева Balsamodendron Myrrha, растущего в Индии, Египте и Нубии и разводимого, очевидно, Соломоном в его садах. Употреблялась для курений и в спальнях богатых женщин, клалась в складки платья (Псал. 44, 9). У египтян употреблялась при бальзамировании, а у евреев – при погребении.

Мандрагора – это растение, обитающее в средиземно-морской области, (Atropa Mandragora), - один из видов белладонны, с маленькими цветочками, не выше одного метра высотою; на нём бывают плоды: маленькие желтовато-румяные яблоки, сильно пахнущие. Плиний рассказывает, что арабы употребляли их в пищу, хотя эти яблоки и оказывали снотворное действие. Мандрагоры служили также для приготовления различных «притворных» зелий», о чём часто встречается упоминание и в Библии. Крупные, мясистые корневища их часто принимают подобие человеческой фигуры, что ещё более усиливало значение растения.



III.

Четвёртый класс охватывает собой те растения, которые обращали внимание библейского человека своей мощностью, красотой или благоуханием, часто служили ему поэтическими сравнениями и уподоблениями, и употреблялись как украшения. Сюда относятся платаны, пальмы, ветви которых под именем «ваий» бросались в торжественных случаях на пути процессий; горчичное дерево, с миниатюрным зерном которого, развивающимся в могучее дерево, Спаситель некогда сравнивал своё учение. Из травянистой растительности казались особенно привлекательными шафран, кипер, нарцисс, полевая лилия, роза и вообще луговые цветы.

Кипер, упоминаемый в Песне Песней – это Lawsonia alba, растение, встречающееся в Египте, Персии и Аравии. Бело-желтые цветы кипера напоминают виноградные кисти, а запах – резеду. Это – любимые цветы восточной женщины. Нарцисс Саронский, встречаемый под таким наименованием в Песне Песней, имеет скорее, как думают, общее неопределенное значение, чем нарцисс; Гезениус, впрочем, полагает, что это Colchium autumnale.

Также неопределенны мнения толкователей Библии относительно лилии, о которой кроме Песни Песней упоминается в известном сравнении Христа: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Не трудятся, не цветут, но и сам Соломон во славе своей не одевался так, как каждая из них». В славянской и греческой библиях лилии названы «крином сельным» (kpivoc), в латинской – Lilium, но несмотря на это Гезениус и Фаррар под лилией подразумевают вообще полевые цветы. Можно, однако, допустить в изречении Христа некоторую игру слов – царственные одежды Соломона сравниваются с одной лилией, известной под названием Kaiserkrone (царская корона). Эта лилия (Lilium martagon) встречается и в лесах России под именем «царских кудрей».

Розы упоминаются в разных местах Библии, но в одном случае (Сирах. 24, 14) говорится о розовых кустах в Иерихоне. Быть может здесь разумеются не настоящие розы, а растение из семейства крестоцветных «Иерихонская роза» - Anastatica hierochuntica, обладающее замечательными гигроскопическими свойствами: будучи высушенным, маленький кустик этого растения при вспрыскивании водой вновь как бы оживает, распуская свой зонтик крестообразных цветков. Оно собирается близ Иерихона и нередко приносится паломниками. Пишущему эти строки приходилось встречать его, как священный амулет, в продаже у стен Киевской лавры.

Тамаринд К пятому классу отнесём водяные и прибрежные растения. Из них в Библии упоминаются - ивы или вербы, у рек вавилонских, на ветвях которых евреи, будучи в плену, вешали свои арфы (Псал. 136, 2) и ветвями которых украшали свои «кущи» (Лев. 23, 40), осока (Сирах. 40, 16), трость, ветром колеблемая – по Фаррару – палестинский камыш (Arundo donax) и различные водоросли.

Мать Моисея поставила ковчег с сыном не в тростниках, как обычно понимают, а, по буквальному переводу с еврейск. Suf, – в водоросли. В книге Иова упоминаются (8, 11-18) два водяных растения, названных в русской Библии тростником и камышом, а в еврейской – gome и achu. Первое, по-видимому, - известный египетский папирус (Cyperus papyrus), а второй, цепкое как лиана, - очевидно, какая-то водоросль.

В шестой класс войдут сорные растения. По Библии они – символ всяких бед и несчастий. Проклятая земля должна была взрастить Адаму тернии и волчцы, то есть колючий кустарник и чертополох (Carduus), за которым название «волчец» сохранилось еще и доныне. В притчах Христа часто упоминаются вообще плевелы. В книге Иова – «зелень подле кустов», по-еврейски maluach, что соответствует нашей лебеде (Chenopodium). Упоминаются как негодные растения также куколь (Agrostema), можжевельник (Juniperus) и другие – именно в книге Иова (30, 4 и 32, 40).

Тернии, терновый куст встречается в Библии особенно часто. Так, например, Моисей видел однажды в пустыне горящий терновый куст. На Спасителя был возложен венок также из терний. Фаррар полагает, что это было растение, носящее и в ботанике имя Христа – Zizyphus spina Christi, или же Zizyphus lotus. Последний особенно обилен на берегах Галилейского моря, и иглы его причиняют очень острую боль при ранении.

К сорным растениям можно причислить и ту загадочную «проказу», от заражения которой еврейские священники должны были, согласно предписаниям закона, предохранять жилища евреев (Лев. 14, 6, 37 и 51). Соммер и Камфаузен разумеют под этим именем лишайные образования на выветрелых и отсыревших камнях домов. Лишаи genus spiloma и lepraria очень схожи с сыпью на коже и, очень возможно, что при тогдашнем состоянии знаний, могли быть приняты за настоящую проказу, поражающую, в параллель с человеком, и его жилище.

Конечно, рассказанным далеко ещё не исчерпывается вся библейская флора – целый ряд растений, упомянутых в Библии, остался не рассмотренным в нашем беглом очерке. Впрочем, для некоторых из них так и не удалось подыскать ботанического названия и установить их тождество с нынешними растительными формами. Таковы, например, «древо познания добра и зла», роковые яблоки которого были причиной изгнания первого человека из Рая, а также и «древо жизни», игравшее также важную роль в жизни первого человека.



Природа и люди, альманах, 1910 г.

ПРИРОДА И ЛЮДИ

МИР РАСТЕНИЙ

АРХИВ

ГЛАВНАЯ