К. Е. Вейгелин
Воздушные кораблекрушения
Альманах «Природа и люди», № 14, 1910 г.

Воздушные кораблекрушения. К. Е. Вейгелин. Альманах Природа и люди


ВОЗДУШНЫЯ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ
Очеркъ К. Е. Вейгелина
Альманах «Природа и люди» № 14, 1910 г.


Стр. 214


I.

Всякое новое дело человечества в борьбе с силами природы, для покорения себе все новых и новых сфер, всегда сопровождалось и будет сопровождаться различными неудачами, несчастными случаями и даже катастрофами.

В деле покорения воздушной стихии человечество принесло тоже не мало жертв, подвигаясь вперед с каждой новой жертвой, усовершенствуя способы летания и добиваясь лучших успехов, именно благодаря использованию тех данных, которыя выяснились из разсмотрения обстоятельств, ранее происшедших несчастий. И хотя в настоящее время воздухоплавание, можно сказать, уже вышло из пеленок своего младенчества, но выдвинутые новые способы далеки еще до полнаго совершенства, и несчастия в них неизбежны.

Последний 1909 год дал массу характерных образчиков подобных случаев, из которых некоторые, увы, окончились для летателей тяжелыми увечьями и даже смертью. Не вдаваясь глубоко в историю развития воздухоплавания, упомянем лишь несколько наиболее характерных примеров и перечислим обстоятельства, которыя в настоящее время являются главными причинами катастроф при полете на воздухоплавательных снарядах.

Катастрофа с капитаном Л.М.Мациевичем 24 сентября 1910 года Первая значительная катастрофа с воздушным шаром произошла ровно через два года после того, как в 1783 году братья Монгольфье произвели первый опыт подъема шара на воздух, наполняя его теплым дымом. Французы Пилятр-де Розье и Ромен задумали перебраться из Франции в Англию, т. е. перелететь тот самый канал, который в последнее лето так удачно перелетел их соотечественник Блерио, но только на летательной машине. Их шар был наполнен дысом, который шел от сжигания внизу – в корзине – специальнаго горючего материала (такие шары по имени изобретателя и назывались монгольфьерами). А для еще большаго увеличения подъемной силы вэронавты прикрепили вверху другой шар, наполненный легким, но горючим газом. Шар благополучно поднялся, при шумных приветствиях громадной толпы и даже при пушечных выстрелах, взвился на высоту до одной версты и… вдруг стремительно упал на землю., после того, как над шаром появился голубой огонек. Что именно произошло – сказать трудно, так как оба аэронавта разбились насмерть; несомненно лишь, что огонь от очага с топливом попал наверх и взорвал или сжег газ и оболочку.

Таких случаев с монгольфьерами было несколько. Из них можно отметить еще один – гибель француженки г-жи Бланшар. Оставшись вдовой после смерти мужа – тоже воздухоплавателя – г-жа Бланшар занималась полетами на шарах перед публикой, добывая себе этим средства к жизни. Воздухоплавательница погибла после семи лет таких опытов, совершая семидесятый полет: думая спуститься вниз на парашюте (аппарат в роде зонтика, на котором можно безопасно спускаться вниз с довольно больших высот), она пустила в публику несколько цветных ракет, причем порывом ветра от искры загорелась оболочка шара, а сама Бланшар, не успев развернуть парашют, полетела вниз и разбилась на смерть.

В настоящее время, когда аэростаты не представляют уже больше «соединения огня и пороха», - как окрестили опасную конструкцию монгольфьеров, - свободные полеты а шарах избавлены от риска терпеть аварии вследствие упомянутой причины. Но других причин еще не мало. Много, сравнительно, катастроф произошло вследствие быстрой утечки газа из оболочки; непосредственная причина этому – какая либо неисправность в самой оболочке, или в клапане (*1), или в разрывном приспособлении (*2). Такие случаи, происходящие на большой высоте, бывают часто гибельны для пассажиров. Как на примере, можно указать катастрофу, бывшую с шаром нашего Императорскаго Всероссийскаго Аэроклуба 5 июня 1909 года, когда аэростат упал с высоты более 200 сажен вследствие выхода газа через разрывное приспособление, причем один из пассажиров был убит, другой – офицер – получил перелом обеих ног, а третий – жена убитаго – оказалась с переломанной ключицей.

Бывали случаи гибели воздухоплавателей при спуске, когда при неровной местности и сильном ветре корзину сильно качает из стороны в сторону, ударяет с силой о землю и волочит по поверхности. Здесь все зависит от искусства и опытности управляющаго шаром, в выборе места и в ловкости совершения самого спуска. Иногда, положим, и ловкость не может спасти. Так было этой зимой, в ноябре, с двумя немецкими воздухоплавателями, поднявшимися на шар «Кольмар» с целью совершить возможно дальнее путешествие. После довольно продолжительнаго полета, во время котораго был израсходован весь балласт, шар оказался над гористой местностью, с каменными утесами и глубокими ущелиями. От уменьшения подъемной силы вследствие обычной утечки газа, - что всегда возмещается выбрасыванием балласта, - аэростат стало клонить вниз. И так как был сильный порывистый ветер, и спуск угрожал серьезной опасностью, аэронавты стали употреблять все усилия к тому, чтобы все-таки подняться и отлететь дальше. Они стали выбрасывать из корзины все предметы: инструменты, запас провизии, даже пустые мешки из-под балласта. Но это не помогло. Временно поднявшись, они были вновь наклонены к земле. Порывами ветра корзину стало бросать из стороны в сторону, ударяя о скалы, острые утесы. При одном таком ударе один аэронавт был убит насмерть, а другой тяжело ранен. Когда после этого следующим порывом их выбросило из корзины, то оставшийся в живых едва имел силы проползти некоторое разстояние, выбравшись из скал, но испустил дух раньше, чем ему удалось оказать какую-либо помощь.

Причины некоторых катастроф совершенно неизвестны, вследствие гибели самих пассажиров аэростата. Так погибли в 1906 году занесенные к берегу Финскаго залива четыре офицера нашего Учебнаго Воздухоплавательнаго парка, поднявшиеся в Петербурге. Так погиб в 1907 г. еще один офицер-воздухоплаватель во Владивостоке, отнесенный ветром аж в Амурский залив… Так погиб, наконец, и известный путешественник Андрэ. Такия катастрофы преимущественно имеют место, когда шар заносится неблагоприятным ветром в море, и пассажиры его не имеют возможности вернуться к земле за отсутствием в атмосфере, на другой какой-нибудь высоте, другого попутнаго ветра. Спуск по израсходовании балласта неизбежен, и если потерпевшие аварию воздухоплаватели не будут во время замечены и спасены, то неизбежна гибель.









ПРИМЕЧАНИЯ

1. Клапан - отверстие в верхнем полюсе шара, прикрытое створками, служит для выпуска газа при желании аэронавтов спуститься.

2. Разрывное приспособление - представляет собой узкий длинный клин, вклеенный совнутри оболочки, острием недалеко от клапана, в соответствующую ему прорезь; веревка, идущая от острия клина в корзину, позволяет каждую минуту оторвать этот клин и в полученное отверстие моментально выпустить весь газ, что бывает необходимо при спуске на землю в сильно ветреную погоду.



Воздушные кораблекрушения. Очерк К. Е. Вейгелина




Обновлено:
24.1.2018 г. (16.1.2019 г.)


Природа и люди, альманах, 1910 г.

ПРИРОДА И ЛЮДИ

ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ САЙТА

ВЕРНУТЬСЯ В КАРТУ САЙТА