Рецензия на альбом Стинга
"The Last Ship", 2013 г.
Написал Игорь Панасов 4 октября 2013 г.
Целое десятилетие Стингу было все равно, что кто-то в этом мире ждет от него новых песен. Он не скрывал этого и продолжал копошиться в любимой классике и рождественских напевах. На сегодня ему не менее все равно, но - приятная деталь - новые песни в наличии. Спасибо мюзиклу, который он собирается запустить на Бродвее в 2014-м.. Если бы не эта постановка, скорее всего, никакого «The Last Ship» не случилось бы.
Но у Гордона Самнера сейчас период ностальгии по малой родине: одна из судоверфей Ньюкасла доживает явно последние дни, и Стинг решил спасти, если не сам завод, так хотя бы память о нем. О том и мюзикл. О том и песни.
Плотное общение с английским фолком и музыкой эпохи Средних Веков/Возрождения не может не наложить отпечаток на сердце человека. Если ты влюблен в свою 26-струнную лютню, как Ромео в Джульетту («Я его боюсь», - сказала однажды по этому поводу о Стинге Мадонна), то будь готов, что не только ты на ней, но и она будет играть на тебе. Это наглядно отразилось на пластинке «The Last Ship». У здешних песен традиционная для Стинга форма интеллигентной поп-музыки нашего времени, но душа - поп-музыки века XIV или XV.
Жанровые одежки он тут меняет, как костюмы в примерочной. Может внутри одного трека колебаться между балладой и гимном для хорового исполнения («Dead Man’s Boots»). Может раскачиваться в босса-нове, обильно инкрустируя ее гитарой в электричестве («And Yet»). Может купаться в небрежной красоте джазовых фортепианных аккордов («Practical Arrangement»). Может по-моряцки голосить с отъявленным диалектным акцентом под скрипичные фолк-пляски («What Have We Got?»). В общем, все могут короли.
Чего скрывать, эта пестрота придает альбому расхлябанности и разбалансирует его. Как единое целое, «The Last Ship» считывается с большим трудом, он похож на опрятный черновик, который Стинг решил показать нам, так и не превратив его в чистовик. И это нормально для диска, который, по сути, выступает в роли промо мюзикла.
Цельность и органичность этой записи проявляется совсем на другом, не музыкальном уровне. Она - в самой фигуре Стинга как культурного великана, со всей его памятью, образованием, личным опытом и голосом, который не тонет ни в вихре волынок, ни в хлопках корабельщиков. Ведь то, что он делает последние десять лет, и этим альбомом в том числе, великое дело, на которое мало кому не плевать - он ни много ни мало через историю музыки ищет связь времен. И находит ее. Песни «August Wings» и «Ballad of the Great Eastern» могут быть близки любому человеку, родившемуся в последние веков десять.
И, конечно, это музыка того рода, которая настроена тем больше отдавать слушателю, чем тщательнее он в нее погружается. Второе прокручивание «The Last Ship» - куда более интенсивный сеанс, чем первое, а третье - чем второе.
Его тексты, как и прежде, изобильны и похожи на завораживающие лекции профессора словесности. И не важно, о чем он вещает - о признании юного любовника или о поруганных правах сотрудников верфи. Это все равно похоже на англоязычную мантру, зарывшись в которую, можно плавать среди образов и чувствовать себя маленькой лодкой, покачивающейся на мягких волнах большого озера.
Стинг остается авторитетом вроде любимого школьного учителя, которому не стыдно заглядывать в рот и ловить каждое его слово. Тревожит одно - как бы он не оказался тем самым последним кораблем поп-культуры, который может себе позволить зайти в офис рекординговой компании с лютней, сказать, что хочет записать диск песен XVI века, и его в ответ не пошлют подальше.
Источник:
OPEN.UA
Опубликовано:
28-29 марта 2018 г.
|