Альманах «Наш Неформат»
№ 4, апрель 2015 г.
Рецензия на альбом
НАИВНОЕ ИСКУССТВО:
МАКС СТАНОВИТСЯ БАНАЛЬНЫМ
Знаете, в чем главное художественное открытие, совершенное Максимом Покровским? Только благодаря ему стало ясно, что авангардисту вовсе не обязательно иметь семь пядей во лбу. Читая или слушая интервью лидера группы "Ногу Свело!", поражаешься примитивности и поверхностности почти всех его суждений, а порой и откровенному невежеству. Такое ощущение, будто школьник, четверть века назад сочинявший хулиганские куплеты про лысую девочку, так и застрял на подростковом уровне развития, законсервировался, отчасти даже мумифицировался. И голос его уж слишком напоминает моего соседа по парте, которого я не видел двадцать пять лет, и, надеюсь, не увижу как минимум еще столько же!.. Но стоит послушать очередной альбом группы - и начинаешь удивляться уже другому: как он додумался до такой интересной мелодии, до немудреной, но афористичной шутки, до уже ставших "фирменными" сочных и драйвовых партий электронных клавишных, тяжелых гитар и духовых инструментов? Ведь невозможно это все нащупать интуитивно!
"Ногу Свело!" - это наивное, полудетское искусство, помноженное на профессионализм музыкантов. Упрекать их в нелепости текстов, мелочности тем или чернушности некоторых песен - все равно что устраивать избиение младенцев. Нелепо судить школьную дразнилку по меркам "Евгения Онегина", хотя и то, и другое - шедевры в своем жанре. А упрекать профессионалов в том, что они где-то что-то не так сделали, значило бы погрешить против истины. Александр Волков с его клавишными, роль которых заметно возросла в последние годы, изо всех сил старается возродить дух 80-х, благодаря чему иногда получается почти группа "Kraftwerk". Все это резко утяжеляет своей гитарой Игорь Лапухин - наверное, самый роковый участник коллектива, благодаря которому мы точно знаем, чем "Ногу Свело!" отличается от какой-нибудь "Дюны".
Но чем в это время занят лидер? А он просто тиражирует все то, что принесло группе славу, в надежде на короткую память у публики. Англоязычные песни типа "My Name Is Dick", "Earthquake Shake", "Have A Nice Flight" возвращают нас в год 1991-й, к пластинке "Капризы Манекенщиц", всецело состоявшей из подобного материала. Тогда это считалось не просто модным, а актуальным в квадрате - и не только потому, что очень напоминало западные образцы еще не понятого у нас до конца "альтернативного" рока. Петь на иностранном языке или хотя бы с иностранным акцентом было едва ли не главным залогом успеха в раннем постсоветском шоу-бизнесе. Кто-то всерьез рассчитывал на успех за рубежом, кто-то просто хотел себя почувствовать хоть не миг частичкой цивилизованного мира, но и то, и другое явно выглядело весьма смешно. Покровский уловил тенденцию и остроумно спародировал ее прежде всего своей знаменитой "хара-мамбурой", а также целым циклом композиций с текстами, словно бы позаимствованными из немецкого и английского разговорников. Сейчас косить под басурман мало кому интересно, смеяться над теми, кто все-таки это делает - тем более, и зачем понадобилось возвращаться к старым, давно не работающим приемам, совершенно непонятно.
На первый взгляд, самоповтором выглядят и "Яйца Фаберже", продолжающие линию "Сибирской Любви", "Лилипутской Любви", "Московского Романса" и позднейших сатирических вещей. Но уж больно она очаровательна на фоне сделанной на экспорт синтетики, больно жизненным кажется ее сюжет! Некий балбес делится своими впечатлениями от посещения музея, где ему очень понравились статуи голых женщин и мужчин, а еще больше - те самые знаменитые яйца. В устах кого угодно все это прозвучало бы скорее как издевка над доктором Фрейдом и его последователями. У Макса же это скорее всего не более чем зарисовка с натуры - отчасти, возможно, даже автобиографическая. В любом случае лилипуты, способные все гениальное превратить в генитальное, действительно среди нас, и напомнить о них никогда не лишне!
Без попыток нащупать какую-то новую тему в творчестве все-таки не обходится. Трилогия "На Байкал", "Чукотка" и "Ангара" относятся к диковинному жанру "туристской рок-песни", мало еще кем у нас освоенному, но весьма актуальному в свете последних международных событий. То, что в 60-х пели у костра барды, в свободное от борьбы с режимом время ездившие в тайгу за туманом, теперь примеряют к себе рокеры, открывающие красоты родной страны ввиду недоступности красот зарубежных. Получается пока, правда, не очень романтично - все впечатления сводятся в основном к выпивке на лоне природы. Зато - честно и без натужного пафоса. Вот только "Ангара" опять напоминает нам о хорошо забытом старом - вернее, о записанных когда-то в дуэте с безнадежно забытой Натальей Ветлицкой "Реках", а еще - об откровенно дурацкой "Клязьме", якобы посвященной проблемам экологии. Сколько же можно петь о реках, о которых знаешь только название и примерное местонахождение на глобусе?! Дай бог, группа еще немного попутешествует и придумает-таки что-нибудь более оригинальное. Ведь в мире еще столько интересных мест, где не ступала нога музыканта!
Ну, а если лень куда-то ехать или вообще выходить из дома, то и тут не все еще потеряно. Такие песни как "Искусственный Мозг" можно легко сочинить, не вставая из-за домашнего компьютера. Но именно так получается великолепный "восьмидесятнический" синтипоп. Или пародия на него - симпатичная и ничуть не обидная, ибо многое из нравившейся нам в юности "новой волны" сегодня воспринимается как настоящее недоразумение.
Те, кто не жил в 80-х, наверное, и эту вещь примут за чистую монету. И будут по-своему правы. Вся прелесть постмодернизма как раз и состоит в том, что каждый получает от него ровно столько, сколько хочет. Хочет пародию - находит пародию, хочет бездну серьезного смысла даже там, где его нет - тоже пожалуйста! А то, что автор, может быть и слова такого как "постмодернизм" никогда не слышал - дело десятое. В конце концов, средневековые скоморохи тоже не знали, что о них потом напишет академик Лихачев, что не мешало им создавать настоящие шедевры. За такое незнание художников тухлыми яйцами не забрасывают. Даже тухлыми яйцами Фаберже...
Автор:
Олег Гальченко
Источник:
НАШ НЕФОРМАТ
Опубликовано:
12.7.2019 г.
|