Чужая земля, 1992 г. Альбом группы Наутилус Помпилиус. Nautilus Pompilius

НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС ~ 1992
ЧУЖАЯ ЗЕМЛЯ
Рок-энциклопедия


"Чужая земля" - альбом группы "Наутилус Помпилиус", 7-й по счёту. Записывался в Москве в январе 1991 года, издан в октябре 1992 года на виниле, в продажу поступил феврале 1993 года. Состав: Вячеслав Бутусов - вокал, гитара; Егор Белкин - гитара; Александр Беляев - гитара; Игорь Копылов - бас-гитара; Алик Потапкин - ударные, клавиши; Олег Сакмаров - флейта (2,6). Звукорежиссёр: Александр «Полковник» Гноевых.

...Летом 1991 года Воеводин договорился о записи нового альбома с московской студией "Видеофильм", на которой до этого работала группа "ДДТ". Этому предшествовали изнурительные репетиции, которые начались еще во времена зимних полуакустических джемов с Джавадом в Коломягах. После того, как группой были отрепетированы три новые композиции("Монгольская степь", "Эти реки" и "Прогулки по воде"), было принято решение сделать их предварительную запись при помощи Андрея Макарова в студии на Фонтанке. Впоследствии следы ее оригинала оказались утеряны (в частности, одна из копий была переправлена через Стингрей в Америку), но многие из участников той сессии сходятся на мысли, что этот прикидочный вариант получился ярче конечной альбомной версии.

Запись на "Видеофильме", если считать работы по доработке записи, продолжалась с декабря 91-го по февраль 92-го года. С точки зрения Алика Потапкина, на ее не совсем удачный конечный результат сильно повлияло досадное происшествие, случившееся с его барабанами. Дело в том, что после осенних концертов в Новосибирске сотрудники "Аэрофлота" по ошибке загрузили часть багажа ленинградского рейса в самолет, который улетал в Ташкент. Среди этого багажа оказались и потапкинские барабаны. Через несколько месяцев они нашлись, но в Москву Алик приехал без собственных барабанов и весь альбом отстучал на электронных плашках "Simmons", стоявших в студии "Видеофильма". "Первые две недели мы с Полковником только тем и занимались, что отстраивали барабаны, - вспоминает Алик. - Я больше мучился, чем играл, и к концу работы из меня уже были выжаты все соки. На предварительной записи на Фонтанке мы использовали живые барабаны, которые сохраняли эмоции, настроение и драйв. Звук электронных барабанов убил все это."

...Одним из важных моментов при подготовке альбома явилось желание Бутусова вернуться в отдельных фрагментах к клавишному звуку. В отсутствие Могилевского все клавишные партии написал Потапкин - на синтезаторе, одолженном у Андрея Муратова из группы "ДДТ". Он набpосал эскизы фортепьянных проигрышей в "Иване Человекове", "Чужой земле" и "Прогулках по воде". Он же сыграл их и на альбоме, наложив партию клавиш в самом конце, даже после записи вокала. Это были первые студийные эксперименты Потапкина не в качестве барабанщика. Постепенно он становится вторым музыкальным центром "Наутилуса". Во что это всё выльется, показали дальнейшие события, которые не заставили себя долго ждать.

Окончательно запись "Чужой земли" была завершена в самом начале февраля. В это же время был подготовлен макет обложки, сделанный известным свердловским фотохудожником Александром Коротичем, автором обложки легендарного альбома "15" группы "Урфин Джюс". Оформление "Чужой земли" почему-то тяготело к интригующей анонимности. Вполне возможно, что эта работа оказалась одной из самых таинственных пластинок "Наутилуса". Ни на одном из изданий "Чужой земли" не были указаны ни фамилии музыкантов, ни авторы композиций, в результате чего любой образованный меломан автоматически вспоминал про "Residents". Мало того – хитрые картинки, иллюстрирующие песни альбома, служили темой для небеспочвенных домыслов о том, что в них скрываются разные варианты изображения вагины.

Отдав макет обложки и оригинал альбома на "Русский диск", группа практически сразу отправилась обкатывать программу. Уже в середине февраля "Наутилус" дал три концерта в Свердловске, характерным появлением Могилевского в "Прощальном письме", а также забавными рецензиями в местной прессе – с настойчивыми резюме о том, что "концерт стоил этих денег". Дальнейшие события развивались следующим образом. По недоброй традиции, выпускающая пластинку фирма срывала оговоренные сроки выхода альбома, и "Наутилус" был вынужден самостоятельно заявлять о его планирующемся существовании.


1. Монгольская степь - 5:08
2. Эти реки - 3:02
3. Иван Человеков - 4:30
4. Чистый бес - 4:44
5. Чужая земля - 4:07
6. Прогулки по воде - 3:44
7. Бесы - 4:56
8. Морской змей - 4:20
9. На берегу безымянной реки - 4:14
10. Летучая мышь - 5:05




Наутилус Помпилиус, Переезд, 1992



СТУДИЙНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ

КОНЦЕРТНЫЕ ЗАПИСИ ГРУППЫ

НЕСТАНДАРТНЫЕ АЛЬБОМЫ ГРУППЫ

СОЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ВЯЧЕСЛАВА БУТУСОВА


Где и как купить контент для сайта


Вернуться в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС

Вернуться в РОК-ЭНЦИКЛОПЕДИЮ

Вернуться в КАРТУ САЙТА