О названиях композиций альбома
Airborne - если говорить об этом слове, как о прилагательном, то оно переводится с английского как "находящийся в воздухе". Это же слово может быть существительным и переводится как "десантник", но этот вариант перевода мне кажется сомнительным: судя по обложке американской версии "Platinum", первый вариант предпочтительнее.
Platinum - переводится как "Платина" - тяжёлый, мягкий серебристо-белый металл. Вот что говорит Майк Олдфилд о названии альбома: "Вот почему я назвал альбом "Platinum" - частично это была шутка, ну ты знаешь, 'Майк Олдфилд становится платиновым', но также, потому что это удивительный и необыкновенный металл, тяжёлый и гибкий, как свинец. Я очень хотел назвать альбом "Airborne", но они [Virgin Records - прим. автора] не позволили этого сделать. Они всё время делают вещи наподобии этой. Они даже хотели заставить меня добавить вокал в Tubular Bells".
Charleston - Чарльстон - это танец, названный так в честь города Чарльстон в Южной Каролине. Ритм получил распространение в мейнстримной музыке США после премьеры на Бродвее шоу под названием «Runnin' Wild», в которой дебютировала песня «Чарльстон», написанная Джеймсом П. Джонсоном и немедленно ставшая хитом. Чарльстон стал популярным танцевальным сумасшествием в широких интернациональных кругах американского общества 1920-х, несмотря на своё афроамериканское происхождение. Чарльстон в те времена считался провокативным аморальным танцем.
North Star - "северная звезда". Как выше отмечено этот трек является кавером на Филипа Гласса. Филип Гласс сочинил целый альбом для документального фильма про скульптора Марка Ди Суверо, создающего свои произведения из мусора, в частности из различных стальных блоков. Одно из его произведений как раз скульптура звезды Авроры, видимо в честь этой скульптуры и названа композиция.
Woodhenge - по-русски "Вудхендж" - неолитический хендж (тип доисторического архитектурного земляного сооружения. По форме представляет собой почти круглую или овальную площадку диаметром обычно не менее 20 метров, окружённую земляным валом. В земляном валу проделаны входы — обычно до 4-х. Внутренние компоненты могут включать портальные сооружения, деревянные круги, группы камней или монолиты, колодцы, захоронения, центральные курганы и др.) и деревянный круг. Относится к комплексу памятников, включающих Стоунхендж, Эйвбери и ряд других на территории Уилтшира в Англии.
Sally - тут всё предельно понятно, песня посвящена любимой девушке Майка.
Into Wonderland - переводится как "В стране чудес".
Punkadiddle - похоже Майк сам сочинил это слово, потому что ни в каких словарях его нет. Ясно, что это слово образовано от слов "punk", т.е. "панк", "сопляк", "шпана", "гнильё" и "diddle", т.е. "губить", "обманывать", "разводить". Возможно это какое-то сленговое слово, типа русского "гопник"...
I Got Rhythm - перевёл как "Я чувствую ритм".
Инструменты, использованные в альбоме Platinum
Основная гитара, которой Майк Олдфилд записывал этот альбом, - это Gibson L6-S Custom. К звучанию синтезатора Roland SH-2000, на альбоме Platinum добавились новейшие синтезаторы Sequential Circuits Prophet, выпущенные как раз во время записи альбома.
Музыканты, задействованные в записи альбома Platinum
Pierre Moerlen - барабанщик группы The Gong, который уже в третий раз принял участие в записи альбома Майка. В то время Пьер был лидером группы и взял с собой некоторых других музыкантов из The Gong, которые также появились на альбоме Platinum.
Morris Pert - первое появление Перта на альбоме Олдфилда, за которым последовало дальнейшее сотрудничество с Майком. Хотя Морис Перт наверно больше известен как ударник (американский журнал Billboard поставил его под №4 в списке лучших рок- и джаз-ударников в 1977 году), он ещё и композитор, написавший 3 симфонии. В качестве ударника Морис работал с такими людьми как Kate Bush, Peter Gabriel, Paul McCartney и Phil Collins. Умер 27 апреля 2010 года.
Alan Schwartzberg - один из лучших сессионных барабанщиков в Нью-Йорке в то время. Он заинтересовался барабанами благодаря джазу и работал именно в этом стиле, пока не начал интересоваться другими стилями, например, R&B. Среди людей, с которыми он работал, можно назвать Джона Ленонна и Йоко Оно, Roxy Music, Питера Гэбриэля, Роберта Палмера, Alice Cooper, Kiss и Стэнли Гетца (Stan Getz). Алан также был тем ударником, который сыграл на альбомах Джими Хендрикса Crash Landing и Midnight Lightning, которые нужно было доработать после преждевременной смерти Джими.
Neil Jason - нью-йоркский сессионный бас-гитарист, который участвовал в записи альбомов таких музыкантов как John McLauchlin, Cyndi Lauper, Randy и Michael Brecker, Mark Knopfler (на его саундтреке Local Hero).
Hansford Rowe - американский бас-гитарист, который в то время играл с Пьером Мерленом в группе The Gong. Он встретил Пьера в 1976 году, когда тот был в Нью-Йорке после того как оригинальный состав The Gong распался, и вскоре отправился вместе с ним во Францию, став участником нового состава группы. В 1989 году Хансфорд вместе с гитаристом Джоном Картером (Jon Catler) создал группу Steel Blue, а в 90-ые участвовал в группе Gongzilla, состоявшей из некоторых бывших участников распавшейся The Gong.
Francisco Centeno - другой нью-йоркский сессионый бас-гитарист. В 15 лет он играл в школьной группе, именно тогда его заметили люди из звукозаписывающего лейбла Motown. Это позволило ему начать играть с звёздами Motown, например, с Marvin Gaye и Diana Ross. В дальнейшем он играл с такими людьми как Aretha Franklin, Bette Midler, John Mayall, Gladys Night, Whitney Houston и со многими другими.
Nico Ramsden - музыкант из The Gong, английский гитарист. Работал с Sally Oldfield, Linda Thompson, The Proclaimers, Steve Harley и Rick Wakeman.
Peter Lemer - джаз-клавишник, выпустил альбом "Local Colour with the Peter Lemer quintet" в 1969 году. В 70-ых работал с рок-группами. Играл с группой Baker-Gurvitz Army барабанщика Джинджера Бейкера (Ginger Baker), а также сыграл на одном альбоме группы Pierre Moerlen's Gong.
Sally Cooper - девушка Майка в то время. Олдфилд встретил её в пресс-службе лейбла Virgin, где она работала. Салли является матерью трёх детей Майка - Молли, Дугала и Люка.
Demalza - кажется на альбоме немного неправильно написали имя. Demelza играл (или играла?.. непонятно) на ударных со Стивом Уинфудом (Steve Winwood) на фестивале в Rough Hill в 1978, а также на альбоме группы The Gong Leave it Open в 1980.
Wendy Roberts - для Венди Робертс работа на альбоме Platinum была первым опытом вокала на таком высоком уровне. Она продолжила работать с Майком до 1980 года, когда Майк встретил Maggie Reilly и выбрал её в качестве вокалистки на следующие несколько лет. Потом Венди обнаружила, что её голос похож на голос Карен Карпентер (Karen Carpenter) и стала давать трибут-концерты по всей Великобритании, чем и занимается по сей день
Интересные факты об альбоме Platinum
Platinum - это пятый студийный альбом Майка Олдфилда, представленный публике в 1979 году. В отличии от предыдущих своих альбомов, кроме инструментальных работ, Майк включил в альбом Platinum песни и даже кавер-версии композиций других исполнителей. Альбом достиг 24 места в чартах Великобритании и Норвегии. В 1980 году Майк организовал концертный тур в поддержку альбома, который прошёл с апреля по декабрь по Европе.
Альбом начинается с длинной инструментальной композиции Platinum, разделённой на 4 части. Первые две части (Airborne и Platinum) написаны в стиле инструментального прогрессив-рока, первая чуть медленнее по темпу, чем вторая, но и там и там в качестве "первой скрипки" выступает гитара. Третья часть под названием Charleston, очень ритмична, в ней задействовано большое количество инструментов. Последняя, 4-ая часть является кавером композиции Филипа Гласса "North Star". Далее идёт странная композиция Woodhenge (в американском релизе заменённая на диско-трэк Guilty).
Затем идёт песня Sally или, правильней будет написать, Into Wonderland с которой связана интересная история. Изначально на её месте должна была быть совершенно другая песня. Эта песня была написана Олдфилдом и Рамстедом и посвящена тогдашней девушке Майка, Салли Купер, которая участвовала в записи альбома. Услышав эту песню, Ричард Брэнсон, босс Virgin, потребовал убрать её из альбома и заменить на песню Into Wonderland с вокалом Венди Робертс. К этому времени некоторое количество копий альбома уже было выпущено с песней Sally, остальные копии были выпущены с Into Wonderland, однако озаглавлена она всё равно как Sally. Оригинальная же песня Салли, стала большой редкостью. В ней был довольно глупый и забавный текст со следующим припевом:
Sally, I'm just a gorilla,
I'll say I'll love you ever more.
Even an ape from Manila
Couldn't stop me knocking on your door.
Благодаря интернету, сегодня возможность услышать редкие записи имеют не только коллекционеры, но и любой желающий, поэтому размещаю ниже ссылку на оригинальную песню Sally. Как можно услышать, некоторые части композиции всё равно были использованы в альбоме.
Ещё одна интересная деталь. Именно в оригинальном треке Sally Майк Олдфилд впервые начал эксперементировать с искажением вокала через вокодер, эквалайзер. В дальнейшем он не раз пользовался этой фишкой, например в альбоме Five Miles Out. Хотя и до этого Майк любил позабавиться с вокалом, можно вспомнить тот же Tubular Bells, но там были манипуляции с магнитной плёнкой.
Композиция Punkadiddle является шутливым ответом Майка на панк-движение. Олдфилд был не особо впечатлён панк-музыкой не в последнюю очередь из-за того, что она подрывала продажи его записей (именно в это время начались серьёзные разногласия между Майком и Virgin, так как лейбл раскручивал панк-группы, в то время как продвижение альбомов Майка было наоборот слабое). Во время исполнения Punkadiddle на концертах, Майк и вся его группа выступала с обножённым торсом.
Песня I Got Rhythm - это кавер на знаменитую композицию Джорджа и Айры Гершвинов.
29 июля 2012 года альбом Platinum был переиздан. В Deluxe издании альбома была выпущена запись концерта на Wembley Arena, сыгранного 28 мая 1980 года. Переиздание альбома Platinum вновь попало в UK album chart, достигнув 100-ой позиции.
|