У "Мастера" же кроме всего прочего за 6 лет была выпущена "Акустика" (хоть и вызвала она совершенно разные отклики как от слушателей, так и от "коллег по цеху"), а участие в эксперименте Маргенты, думаю, у тех, кто посещал концерты "Мастера" в новом составе, нет основания критиковать. Да и чехарда с составом, когда половина его ушла в Пилигрим, тоже не посодействовала работе над альбомом – почти год "Мастера" формировали состав, а после было необходимо не просто сыграться, но и объединиться общей идеей, понять друг друга. Думаю, любой взрослый и адекватный человек должен это понимать. Итак, первые два пункта отношение имеют более к стереотипам, нежели непосредственно к альбому.
Следующий пункт повествует нам о том, что "Мастера" не умеют записываться/сводиться. Интересное замечание, учитывая, что Андрей "Крустер" Лебедев один из лучших (если не лучший) звукачей в российской тяжелой музыке. Действительно, "Мастера" меньше понимают в этом вопросе, нежели те, кто целыми днями стучит по клавиатуре, пытаясь придать своему нику известность, а своим словам – значимость. Про качество хочу отдельно добавить. Вчера по телевизору смотрел интервью музыканта, актера и режиссера Игоря Ивановича Сукачева. Так вот, там он сказал, что никак не может понять, какого качества хотят нынешние музыканты и меломаны. Ведь раньше слушали бобины, винилы и звук был с хрипотцой, щелканьем и прочими атрибутами записи того времени. И все счастливы были ведь! Действительно, хоть в мр3 слушай, хоть в лосслес, хоть вконтакте – музыка-то от этого не меняется! Ведь не перепутаешь здесь "Мастер" и Ласковый Май. Так что разницы, как мне кажется, нет. С другой стороны, тот, кто для прослушивания нового альбома поленился съездить и купить его, или пусть даже скачать, а просто послушал его вконтакте, изначально имел невеликое желание данный материал оценить. Таким образом, налицо предубеждение, которое и помешало человеку реально послушать новинку и оценить ее. Про олд-скульное звучание говорить не хочу, потому что "Бульдозер" несет в себе большую частичку смирновского Everlostа, а "Человек-Саранча" – выходец из мастер-фоминского альбома "Лабиринт". Так что в излишней приверженности к старине "Мастер" упрекать, мне кажется, бессмысленно.
Это относится и к пункту 4, который неразрывно связан с пукнтом 5, так как они друг другу противоречат, а значит, проповедуют противоположные мнения. Как я уже сказал выше, отсутствие развития – это не про "Мастер". Да, мелодии песен "Замри" и "Суд идет" действительно как будто вырваны из ранних альбомов "Мастера". Но ведь Алик – автор композиции - и есть связующее звено "Мастера" старого и нового. Если бы не он, то правы оказались бы те, кто во главу угла ставит пункт 5. Но равновесие, на мой взгляд, удержано: "Замри", "Суд идет", "Половина восьмого" (которая, как мне кажется, могла бы стать еще одной хорошей песней в альбоме) на одной чаше весов, "Бульдозер", "Саранча", "Kings of r-n-r" – на другой. "Рубите мачты", как мне кажется, отсылают нас к песне "Корабль дураков" и вообще альбому "Песни мертвых". Соло Алика - то, чем он радовал поклонников лишь на ранних альбомах, но настроение совершенно другое, соло явно вписывается в современный "Мастер", а не в двадцатилетней давности. "Они как мы" – с одной стороны, старая песня, но с вокалом Лекса и в русской версии обрела новых поклонников. Главное - уметь отрешиться от своих консервативных пристрастий, хоть это и сложно, и постараться объективно оценить новое. Здесь, как и хотела группа, каждый найдет себе что-то по вкусу.
Наконец, самое интересное. Вдруг неожиданно выясняется, что 20 лет все "Мастер" слушали, а песни—то у них слабые, Алик – не композитор. Не думаю, что 20 лет назад Грановского и Большакова сравнивали. А сейчас – самое время. Один уже 18 лет не написал для публики ничего, другой за это время написал уже не одну замечательную песню. При этом я безгранично уважаю Андрея Владимировича Большакова, люблю его песни, но кто знает, что бы он писал, будь сейчас в "Мастере" – возможно, это было бы далеко от полюбившихся всем первых альбомов. Алик же пишет достаточно много и интересно, всегда одной ногой оставаясь в 80-х, а второй ступая даже иногда немного дальше, нежели окружающие.
Лео Фомин в "Мастере" – человек не новый. Поэтому его "Человек-Саранча" есть с чем сравнивать. С одной стороны, манера его легко узнается, с другой – еще больше "трешевости", которой так жаждали полконники группы.
Андрей Смирнов – новичок "Мастера", если так можно говорить о человеке, который в группе уже почти два года. То же относится к Олегу "Кобре" Ховрину. И если "Бульдозер" для "Мастера" стал чем-то достаточно новым и неожиданным, то песня Кобры – добротная мастерская песня, которая вполне легко представляется себе в концовке концертной программы среди "Здесь куют металл" и "Воли и разум". Да и манера игры Олега доставит истинное наслаждение почитателям Шендера и вообще трешевых драммеров. "Бульдозер" же, на мой взгляд, тот глоток свежего воздуха, та молодая кровь, которой "Мастер"у так не хватало. Развитие, друзья, развитие!
Вокал Лекса и Серышева – тоже битва из серии Кипелов vs. Беркут. Уж сколько раз твердили миру… Бесконечно правильно поступили обе группы, когда пригласили новых вокалистов совершенно другого плана, нежели их предшественники. Но психология слушателя не позволяет не сравнивать несравнимое. Поэтому Лексу всегда будет противопоставляться Михаил Серышев. Хотя, друзья, опять же, представьте Михаила, нынешнего, оперного, который спел бы хотя бы ту же самую "Они как мы", которая звучала его голосом в иностранном варианте. Думаете, все было бы так же, как и тогда? Не думаю. А голос Лекса, как мне кажется, раскрылся в ней с совершенно иной стороны. Также как и вся красота его вокала раскрылась в песне "Стальная дверь", которая мне напомнила "Небо в глазах" с альбома "Классика". Наконец, для любителей боевиков, думаю, Лекс доказал в песнях "Бульдозер", "Человек-саранча", "Воздух" и "Рубите мачты" свою состоятельность на данном поприще, если кто-то адекватный еще сомневался в оной.
И, наконец, тексты. Тут вопрос достаточно интересный. Маргарита Пушкина не имеет сколько-нибудь близких к ней по заслугам конкурентов в металлической поэзии. Может ли в такой ситуации поэт исписаться? Думаю, может. Исписалась ли Пушкина – один из главных вопросов "доброжелателей". Скажу честно, меня немного шокировал новый подход Маргариты Анатольевны – без витиеватости и метафор, практически все – в лоб! Мы привыкли к другому ее творчеству. Но здесь – жесткая социальная тема. Все та же "Замри" – это соврешенно новая грань сотрудничества группы "Мастер" и Пушкиной. И видимо, это в духе времени! "Суд идет" – острейший, тяжелый, несущий мощный заряд текст. Наконец, "Бульдозер" – Пушкина превзошла саму себя. Выражение столь серьезной темы в столь несерьезной форме – это бесспорно подчеркивает гениальность нашей любимой поэтессы. Думаю, все тексты нужно понять, вникнуть, прочувствовать. Даже слишком банальный на мой взгляд "Большой брат" тоже, думается, намного глубже, чем кажется. О тексте Белова в "Рубите мачты" скажу одно – на вкус и цвет… Но, думаю, текст идеально лег на музыку, позволив нам насладиться еще одной хорошей песней.
В общем, подведу итог. Друзья, отбросьте стереотипы, предубеждения и излишний консерватизм! Имеющий уши да услышит. Иначе действительно получается, что судите, "не расслышав и треть"! "Мастер" жив!
От rRock.ru ставлю 5-. Да и минус лишь за то, что "Половина восьмого" не стала еще одной интереснейшей песней!
P.S. Не думайте, я не забыл про 7 пункт. Но напор и драйв, которого бедные слушатели не углядели, они искали совсем не там. Именно об этом читайте в отчете о презентации альбома "VIII" группы "Мастер" в московском клубе Youtoo 9 октября и в питерском Гигант-холле 15 октября.
Игорь Радовский, специально для всех
Опубликовано:
5.7.2018 г.
|