ПРОДОЛЖЕНИЕ, ЧАСТЬ 8. СЕВА НОВГОРОДЦЕВ. "РОК ПОСЕВЫ"
Led Zeppelin
20-21 Ноября 1987 года
Настал 73 год и Лед Зеппелин, этот свинцовый дирижабль рока, достиг заоблачных высот. Популярность их была высока - пятая часть огромного пластиночною товарооборота корпорации Атлантик приходилась па долю Лед Зеппелин. Любили их за лихость, за верность принципам, за окружавшую их некую тайну. Но поклонники у группы были особые, в основном рабочие подростки, которых зачаровывала не только музыка, по и своего рода поэтическая мифология Лед Зеппелин - они были как бы мистическим культом с несколькими миллионами последователей. Однако, как мы говорили в прошлый раз - именно культом, даже успешным, Лед Зеппелин быть более не хотели, они жаждали известности у широкой публики. Лед Зеппелин были самой успешной группой в мире, и мир должен был об этом знать. Деятельность пресс-агента, нанятою незадолго до этого по своим масштабам уже не отвечала задачам текущего момента, и Питер Грант принялся искать того, кто был бы в состоянии вытащить Лед Зеппелин на передовицы газет и обложки журналов.
Тем временем год складывался так: в январе гастролировали в Англии, февраль отдыхали, в марте была поездка по Европе, в мае начинались большие американские гастроли. Пятую по счету пластинку Houses of the Holy после многомесячных задержек, дописывания, повторного сведения и т. д. теперь не удавалось выпустить в срок из-за проблемы с обложкой. Для тех, кто альбом не видел, напомню, что на нем обнаженные белокурые дети карабкаются к вершине каменной пирамиды. Фотография была сделана в местечке Стаффин, на Западно-Гебридских островах. Трудность была в том, что не удавалось получить желаемого цвета печати - то дети выходили сиреневыми, то небо - оранжевым. Заглавная песня пластинки - Houses of the Holy - Дома Святых в последний момент была изъята и появилась на другом альбоме только два года спустя.
В марте во Францию, в Париж, на концерт Лед Зеппелин прилетели два американца: солидный хорошо одетый господин и молодой человек с длинными волосами. Пожилого звали Лии Солтерс, он был одним из ведущих пресс-агентов Соединенных Штатов, среди клиентов которого был сам Френк Синатра, 23-х летнего его ассистента звали Дании Голдберг. Он в прошлом работал в журналах Биллборд, Роллинг Стоун и теперь постигал искусство так называемого public relations, т. е. общественных отношений в агентстве Солтерса. Во время полета над Атлантикой Солтерс задавал вопросы по поводу нового клиента, Лед Зеппелин - что они из себя представляют, стоит ли ими вообще заниматься? Данни объяснял, что среди своих поклонников они очень известны, но что в прессе они создали себе отрицательный образ, их считают необузданными варварами, даже Роллинг Стоун, журнал рокенролльный, писал о них отрицательно, обвиняя в вульгарности, безвкусице и прямом плагиате блюза. Как же нам их подать? - спрашивал Солтерс. В его профессии самое главное было - как подать. Данни предложил идею: во время гастролей Лед Зеппелин должны дать два благотворительных концерта в пользу несуществующего еще музея блюза, который, скажем, собираются организовать где-то на юге Штатов. На концерте в парижском Дворце спорта после первой же песни Солтерз наклонился к Данни и сказал: Будешь ими заниматься.
Американские гастроли 73 года планировались как самая крупная доселе кампания. Питер Грант организовывал теперь концерты в партнерстве с крупной американской фирмой, в обход целой армии посредников, и сборы теперь принадлежали целиком ему. Денежный оборот гастролей предполагался в четыре с половиной миллиона долларов, поэтому планировали все с соответствующим размахом. Известно было, что Джимми Пейдж боится летать, и для того, чтобы заглушить страх, он каждый раз перед полетом крепко напивался. Для удобства музыкантов в прошлом Питер Грант нанимал небольшие частные самолеты, по на этот раз на всю гастрольную поездку был взят напрокат так называемый Starship - т. е. Звездный Корабль - авиалайнер Боинг 720, принадлежавший продюсеру американских телесерий поп-группы The Monkeys. Этот огромный самолет был внутри полностью переделан, в нем стояло сорок больших мягких кресел, бар с длинной стойкой, множество видеомашин и телевизоров, несколько спален с душевыми, был там даже электроорган. Прокат самолета влетел в немалую копеечку, но с точки зрения Лед Зеппелин, затраты себя оправдывали - это позволяло им все время жить в одном городе, вылетая на концерты на своем самолете и возвращаясь в знакомую гостиницу, а не переезжать каждый день на новое место.
На американских гастролях 73 года изменились не только выезды на концерты, но и сама их организация. Лед Зеппелин обычно никогда не привозили на сцену ничего, кроме инструментов и аппаратуры, теперь же техасская фирма Show Co была нанята для обеспечения полного светового шоу, всяких эффектов, дымовых бомб и пушек, мощной голосовой аппаратуры - все это обслуживало 30 человек. Кроме того, у каждого музыканта был собственный ассистент, адьютант, наконец, если угодно - музыкальный денщик. Ассистент Джимми Пейджа, Рей Томас, настраивал разные | тары, необходимые для той или иной песни, и выносил их на сцену, ассистент Роберта Планта координировал электронные эффекты для голоса, а помощник барабанщика Бонзо был в своем деле человеком опытным, он работал еще с Джинджером Бейкером. Кроме того, в обязанности этих ассистентов входило обеспечение жизненного комфорта, что и было оговорено в начале гастролей. В комнате Джимми Пейджа, например, всегда должны были быть свежие цветы, фрукты, минеральная вода, электрический чайник, холодное шампанское, апельсиновый сок, стереоустановка в спальне, настроенная на модную местную музыкальную станцию УКВ. Роберт Плант требовал того же, кроме того - постоянного запаса известного английского чая Earl Grey, меда и лимонов. Барабанщик Бонзо хотел у себя в комнате меховой ковер из овчины. Басист Джон Пол Джонс просил по возможности ставить ему в номере рояль.
За несколько дней до начала гастролей, когда Лед Зеппелин прилетели в Майами, вышедшая, наконец, в свет пластинка House of the Holy поднялась на первое место американского списка альбомов, потеснив оттуда Элвиса Пресли, но на прессу это никакого впечатления не произвело. Все газеты в своих рецензиях изощрялись в изысканных печатных ругательствах. Настроение у ребят было неважное, особенно нервничали Роберт Плант и Джон Бонэм, однако, все сомнения и страхи рассеялись 4-lo мая на первом же концерте на стадионе города Атланты, где па Лед Зеппелин собралось 49 тысяч человек. Был побит местный рекорд, установленный до этого популярной американской группой Three Dog Night. Позже, когда Лед Зеппелин уже были на сцене, менеджер Питер Грант привел пресс-агента Дании Голдберга к последним рядам наверху стадиона, к парапету, откуда открывался вид на заполненную людьми чашу стадиона и на проходившую неподалеку автостраду, по которой шел ноток машин. Вот до этих людей - сказал Питер Грант, указывая рукой на автостраду - ты должен донести имя Лед Зеппелин!
На следующий день в городе Тампа, штат Флорида, на стадионный концерт пришло 56 тысяч, был побит рекорд, установленный Битлз восемь лет назад. Хитроумные тактические планы Дании Голдберга по созданию какого-то музея блюза и благотворительных концертов в пользу него - не понадобились, достаточно было сообщить через свое агентство газетам страны сухие факты и - падкие до успеха и рекордов американцы читали уже на следующий день об этом в броских передовицах. Чтобы разжечь интерес читателей, Дании Голдберг сообщил и общую сумму сборов но кассе: 309 тысяч долларов. На следующий день ему позвонил рассерженный адвокат Лед Зеппелин из Нью-Йорка: Запомни - сказал он ему - что Лед Зеппелин цифру сбора газетам никогда не сообщают. Однако, видимо, эта цифра впечатлила журналистов солидной лондонской Financial Times, газеты финансистов и биржевиков которая поместила о Лед Зеппелин статью. Узнав об этом, Роберт Плант от удовольствия обнял Дании Голдберга: Наконец-то! - сказал он, - отец мой теперь поверит в то, что я добился успеха. Ведь кроме этой газеты он не читает ничего. Теперь он, может, поймет, что мне не обязательно было становиться делопроизводителем, как он того хотел!
На один из калифорнийских концертов пришел бывший гитарист Битлз Джордж Харрисон со своей женой Патти и, зайдя за кулисы, спросил у одного из ассистентов: Кто играет в первом отделении? - Никто - ответили ему - Лед Зеппелин играют весь концерт целиком. - Но перерыв-то у них есть? - спросил Харрисон. Нет - сказали ему. Черт возьми! - воскликнул Харрисон - во время наших гастролей мы выступали всего 25 минут и уже после 15-ти были согласны уходить со сцены!
В июне закончилась первая часть американских гастролей, был сделан месячный перерыв. Поехали домой в Англию вкладывать заработанное в недвижимость. Роберт Плант купил себе овцеводческую ферму на берегу моря в Уэльсе, а Джимми купил у киноактера Ричарда Харриса дом в Кенсингтоне, фешенебельном районе Лондона, заплатив 350 тысяч и перебив ценою Дэвида Боуи. Дом этот был отделан с большою задумкой - у каждой комнаты была своя тема: бабочки, море, астрология и т. д. и, говорили, что проходя по анфиладам комнат, невозможно было не проникнуться сознанием чего-то Высшего. Когда Лед Зеппелин вернулись в Чикаго для возобновления гастролей, обстановка несколько изменилась. Некий американский гражданин, разъяренный связью Джимми Пейджа с несовершеннолетней Лори Маддокс, открыто заявил о своем намерении убить его, и хотя, вроде бы, гражданина этого нашли и, признавши ненормальным, поместили в психолечебницу, у дверей Джимми пришлось выставить круглосуточную вооруженную охрану.
Вторую часть гастролей решили заснять на пленку, чтобы в будущем, может быть, сделать из этого фильм, так что на всех концертах теперь присутствовала киногруппа во главе с режиссером Полом Массотом. В день каждого концерта от гостиницы отъезжала процессия лимузинов, направляясь к аэропорту, где в спецсекторе поджидал их готовый к вылету аэролайнер Старшип. В первый день съемок, позируя перед камерами Лед Зеппелин вскарабкались на крылья, постояли рядом с огромными буквами, которыми на фюзеляже было выведено название группы.
На концерте в Балтиморе все 25 тысяч зрителей, увидев Лед Зеппелин выходящими на сцену, как по команде встали и подняли вверх горящие свечи и зажигалки. Происходило это в тишине, группа еще не начала играть. Пораженные зеппелиповцы замерли на месте. Позже, вспоминая этот эпизод, Джимми Пейдж назвал его поистине волшебным моментом. Гастроли закончились тремя концертами в Ныо-Йоркском Медисон Сквер Гарден. В гостиничном люксе администратора Ричарда Коула был сумашедший дом: друзья, знакомые, пытающиеся попасть на концерт, репортеры, журналисты, разного рода прилипалы, группиз, какие-то люди, пытавшиеся продать редкие гитары, торговцы коноплей. Беспрерывно звонили из газет с просьбой об интервью - наконец-то пресса обратила на Лед Зеппелин внимание!
Журнал Роллинг Стоун предложил даже место на обложке, если два участника дадут интервью, но от этого предложения зеппелиновцы с гордостью и даже некоторым злорадством отказались.
Администраторы Лед Зеппелин любили иметь под рукой наличные деньги - на всякий случай - и возили с собой крупные суммы, что при развитой банковской системе, особенно, американской, неумно и неосторожно - ведь существуют чековые книжки и проч. В сейф гостиницы в Нью-Йорке был положен мешок с валютой, сумма была несчитанная - около 200 тысяч долларов. И вот, заглянув в этот сейф в последний вечер гастролей, Ричард Коул обнаружил, что деньги исчезли. Немедленно сообщили в полицию, в Федеральное Бюро Расследования. Ричарда Коула допросили, сняли отпечатки пальцев и, на всякий случай, испытали па детекторе лжи. Испытание он прошел. Ключ от сейфа был только у него, поэтому деньги мог взять либо он сам, либо тот, кому удалось спять с ключа копию. Позднее, один из служащих гостиницы уволился при неясных обстоятельствах. Деньги так и не были найдены.
Когда по окончанию гастролей прилетели домой в Англию, то семья Джимми Пейджа была в ужасе: он был бледным, изможденным и па грани нервного срыва. Мне бы сейчас впору - сказал он журналисту - либо в сумашедший дом, либо в монастырь. И пояснил, что состояние ею объясняется постоянным перевозбуждением: уходя со сцены, он никак не мог успокоится, отдохнуть, адреналин в крови заставлял сердце колотиться, он не спал подряд но пять ночей.
В сентябре 73 года Роберт Плант был назван читателями Мелоди Мейкер лучшим рок-певцом в мире. В октябре группа Джо Массута начала снимать индивидуальные вставки для будущего фильма: Джимми играет на берегу озера Лохнесс вблизи дома Болескин Хаус, или в лунную ночь карабкается на скалу с фонарем в руке, Роберт Плант в Уэльсе, у древнего замка в средневековом костюме и т. д. Однако, когда все собрались вместе, чтоб просмотреть отснятый материал, то постановили единодушно - фильму не бывать. Это - сказал Питер Грант, указывая на экран - самая дорогая к истории домашняя любительская картина! Тем временем Джимми Пейдж уже приступил к работе над материалом для следующей пластинки, испытывая, по собственным словам и душевные взлеты и предчувствия недоброго. Подчас, - сказал он, - ощущаю себя проводником какой-то Высшей Силы, но чувствую - время мое не бесконечно. На вопрос о будущем группы Джимми Пейдж ответил пророческими словами: Мы будем вместе до тех пор, пока один из нас не протянет ноги.
ДАЛЕЕ:
ПРОДОЛЖЕНИЕ, ЧАСТЬ 9
|