Выдающийся дальневосточный писатель Николай Павлович Задорнов всю свою жизнь занимался темой Дальнего Востока. Член Союза писателей СССР, лауреат Государственной премии СССР, автор книг «Амур-батюшка», «Капитан Невельской», «Далёкий край» и др. Жил в городе Комсомольске-на-Амуре с осени 1937 г. по 1946 г.
Родился будущий писатель в г. Пензе 5 декабря 1909 года. Детские и школьные годы его прошли в Сибири, в Чите, где жила семья Задорновых. С детства он прикоснулся к истории, видел японскую оккупацию, жил в городе, жизнь которому дали ссыльные декабристы. В школе он был организатором агитационного театра. В первые годы Советской власти это считалось революционным и очень современным.
После окончания 8-го класса Николай Задорнов был отправлен отцом на историческую родину, в Пензу. Не покидая школы, в последний учебный год Николай начал работать профессиональном театре, где ему давали небольшие выходные роли.
В 1926-м году окончив школу, он стал профессиональным актером. С театром объездил многие города Сибири и Дальнего Востока, особенно успешной была его работа во Владивостоке. Пробовал свои силы в журналистике.
1937-й год стал для Николая Павловича знаменательным. В печати появляется его первая повесть «Могусюмка и Гурьяныч». А позже он переезжает в Комсомольск-на-Амуре, город первостроителей, с которым у Задорнова будет связано девять лет жизни.
В городе юности он начал работать заведующим литературной частью театра и параллельно сотрудничал в местной городской газете и на радио, руководил кружком воинов-строителей. В Комсомольском театре игрались пьесы о дальневосточной границе. Их тогда ставили в лучших столичных театрах и по всей стране. В 1939 году за исполнение роли японца в пьесе Н. Погодина «Падь серебряная» Задорнов получил благодарность и грамоту от командования корпусом военно-строительных частей, а в 1940-м году был премирован и получил благодарность дирекции за работу по подготовке пьесы «Человек с ружьём».
Литературное объединение Комсомольска, решив издать сборник об истории города юности, поручило Задорнову написать очерк о селе Пермском. Поиски материала привели его к 60-м годам прошлого столетия, когда русские крестьяне пришли на Дальний Восток. В Комсомольске еще жили в ту пору участники переселения, пришедшие на Амур с детьми. Память их хранила интересные сведения о прошлом. Так зародился роман «Амур-батюшка», первая часть которого издана в 1940-м году. В Хабаровске, куда автор увёз своё произведение, роман успели напечатать во втором и третьем номерах журнала «На рубеже» в 1941 году, до начала Великой Отечественной войны.
Спустя более чем полвека, в 1997 г., дальневосточный писатель Всеволод Петрович Сысоев в одном из своих выступлений по поводу сооружения в Хабаровске памятника Задорнову сказал так: «Редко кому удаётся написать вечную книгу, которая переиздаётся во всём мире. Николай Павлович такую книгу написал, это «Амур-батюшка» - лучшая книга об Амуре». Одновременно с этим писалась повесть «Мангму» - из жизни нанайцев в ту пору, когда в крае обитали лишь малолюдные разобщенные роды. За время войны, оставаясь жить в Комсомольске-на-Амуре, Задорнов стал автором 200 очерков о героях трудового фронта для краевого Радиокомитета.
В 1944-м году Николая Павловича приняли в члены Союза писателей России. За год-два до этого события писатель задумал роман о Невельском. В поисках героев для своих очерков о тружениках Охотского моря Задорнов немало попутешествовал по Дальнему Востоку по местам, где совершали свои открытия русские моряки. Писателя всё больше интересовала личность адмирала.
Николай Павлович видел в русском адмирале передового человек патриота и мыслителя, который отчётливо представлял будущее своей родины как страны, находящейся в теснейшей связи со всеми великим странами, лежавшими в бассейне Тихого океана. «К таким учёным, Как Невельской, - считал он, - не было должного уважения. Их ненавидели явные и тайные враги России, а также реакционеры, не представлявшие завтрашнего дня своего Отечества, никогда не бывавшие за Уралом. Свои открытия на Дальнем Востоке адмирал Невельской делал вопреки приказу, на свой страх и риск».
Осенью 1945 года начался освободительный поход Советской Армии против японских милитаристов. Вместе с писателями А. Гаем, Д. Нагишкиным, Н. Рогалем, Ю. Шестаковой Задорнов попросился на фронт. Всех дальневосточных писателей не стали зачислять в армию, а оформили как корреспондентов Хабаровского краевого отделения ТАСС и перебросили в Китай. Задорнов много колесил по Маньчжурии, разговаривал с пленными японскими полковниками и генералами. Увиденное и пережитое во время войны позднее нашло отражение в исторических романах об экспедиции адмирала Путятина в Японию. Все эти годы он изучал жизнь местных народностей, работал в архивах и писал продолжение первой части романа «Амур-батюшка». В 1946-м году вторая книга романа увидела свет. Ее переиздали в Москве и Ленинграде, затем перевели на многие европейские языки. Писатель продолжил роман. Новая книга «Золотая лихорадка» вышла в 1969-м году.
С осени 1946 года, работая редактором Русского альманаха и руководителем секции русских писателей в Латвии, Задорнов продолжает писать повести «Мангму» и «Маркешкино ружье». Получился роман «Далекий край».
После работы в центральных архивах страны, осенью 1948 года, писатель вернулся в Ригу и за 3 месяца написал роман «К океану». Оба эти романа опубликованы в 1949-м году, а в 1956-1958 годах - две книги романа «Капитан Невельской». Цикл романов об историческом подвиге русского народа на Дальнем Востоке завершен публикацией книги «Война за океан» (1963 г.).
В 1952-м году за создание исторических романов «Амур-батюшка», «Далекий край», «К океану» Н. П. Задорнову была присуждена Государственная премия СССР.
Рижский период жизни Задорнова был самым длительным и плодотворным. По его инициативе в Союзе писателей Латвии была создана секция русских писателей, которую он возглавил. Он собирал и привлекал талантливую молодёжь, читал лекции о литературе, был первым редактором литературно-публицистического журнала «Парус», в котором публиковали произведения латвийских авторов на русском языке.
Также писатель занимался переводами своих романов на латышский язык. В конце шестидесятых - в семидесятые годы Н. Задорнов написал трилогию - «Цунами», «Симода» и «Хэда». Действие этих исторических романов происходит в середине прошлого века. Крымская война. Юг России в огне. А в это время адмирал Путятин идёт к берегам Японии, чтобы установить с ней торговые, экономические, дипломатические отношения, участники экспедиции попадают в драматическую ситуацию: сокрушительные удары цунами разрушают русское судно «Диана». Русские моряки остаются в Японии, начинают строить новый корабль, чтобы вернуться на Родину...
В поисках материала для своего произведения Николай Павлович дважды побывал в Японии, жил в деревне Хэда, на рыбацком корабле ходил по морю к подножию горы Фудзияма, где погиб адмирал Путятин, плавал на корабле в Гонконг. К японским архивным документам Задорнов допущен не был. Но интересные сведения об исторических лицах, интересовавших писателя, ему сообщил господин Кавада - молодой учёный архива императорского двора. Трилогия «Хэда», «Цунами» и «Симода», объединённая позднее под общим названием «Сага о русских аргонавтах», была принята с огромным интересом не только российскими читателями, но и мастерами японской литературы как явление совершенно оригинальное. В Токио книги вышли в издательстве «Асахи».
В 1977-1979 годах в издательстве «Художественная литература» вышло шеститомное собрание сочинений Н. П. Задорнова.
В последние годы жизни Задорнов задумал цикл романов о Владивостоке. Были написаны и изданы романы «Гонконг», «Владычица морей», «Ветер плодородия», шла работа над романом «Богатая грива». В последнем завершенном романе «Ветер плодородия» писатель поднял историческую тему взаимоотношений России и Китая. С глубоким знанием он раскрыл дипломатические, торговые, бытовые, культурные, экономические связи народов.
Многие критики, исследователи и биографы Задорнова отмечали его взыскательность по отношению к самому себе. Николай Павлович никогда не удовлетворялся первой редакцией. Он правил, дописывал, вычёркивал, Управлял, появлялись новые эпизоды, шлифовались диалоги... Работа начиналась сызнова.
Николай Павлович Задорнов скончался в 18 сентября 1992 года в Риге (Латвия) на 83-м году жизни. До последнего дня он продолжал работать над дальневосточной темой.
Японская критика неоднократно отмечала русского писателя Задорнова как «неповторимого художника природы и человека».
В американской литературной энциклопедии написано, что Задорнов «поднял пласты истории народов, не известных до сих пор цивилизации. Он красочно изобразил их быт, с глубоким знанием рассказал о нравах, привычках, семейных спорах, любви, несчастьях, житейских неурядицах, тяге к русскому языку, русским обрядам и образу жизни».
Без исторических романов Н. Задорнова сегодня нельзя иметь полного представления о развитии исторической темы в отечественной литературе.
На нижнем фото: памятник Николаю Задорнову в Хабаровске
Опубликовано:
6 мая 2018 г.
|