Немецкий авианосец «Граф Цеппелин»
ПОЛЕТНЫЕ ПАЛУБЫ ЭРИХА РЕДЕРА
Журнал "Военно-морское историческое обозрение", № 5 (1/1997 г.)

Журнал Военно-морское историческое обозрение, 5 (1/97), Полетные палубы Эриха Редера


Текст взят из издания:
Военно-морское историческое обозрение 5 (1/97)
Издательство: Харьков: Проспект
Переплет: мягкий; 64 страниц; 1997 г.
ISBN: 5-00-003834-7; Формат: энциклопедический
Язык: русский


Рассказ о несостоявшемся немецком авианосце «Граф Цеппелин»
Полетные палубы Эриха Редера

Авторы:
Костриченко В. В. (Севастополь)
Иванов В. В. (Харьков)


Стр. 45

Восьмого декабря 1938 года на кильской верфи «Deutsche Werke» торжественно спустили на воду корабль. Это была не просто еще одна единица для возрождающегося флота Великой Германии. Он должен был перенести войну на море «в третье измерение» - в воздух. Не случайно первый авианосец получил название «Граф Цеппелин». Этим как бы подчеркивалась двойная природа корабля – морская и авиационная. Да и многим были памятны успехи в минувшую войну «детищ» графа Цеппелина. Недаром «крестила» авианосец графиня фон Брандштейн-Цеппелин – корабль получил имя ее отца.

История американского авианосца восходит к 1928 г., когда при Рейхсмарине был тайно создан отдел морской авиации.

Журнал Военно-морское историческое обозрение, 1997 г. Варианты… Прорабатывался проект авианесущего крейсера с 60 самолетами и шестью или девятью орудиями 203 или 150 мм. Затем башенную артиллерию упразднили как неэффективную… Пытались немцы воспользоваться чужим опытом – изучались материалы по «Courageous», «Lexington»; осенью 1935-го удалось ознакомиться с проходившим капремонт и модернизацию «Akagi».

Авианосец был заложен 28 декабря 1936 г. Под литерным обозначением «А» и первоначально должен был называться «Людендорф». Согласно обычной практике германского кораблестроения, название кораблю было официально присвоено только при спуске. Второй авианосец значился под литерой «В». Предварительное название было «Дейчланд», но через месяц для него «предназначили» наименование «Петер Штрассер». Любопытно, что заложили его раньше – 30 сентября 1936 г. («А» был заложен 28 декабря). Но работы на втором корабле продвигались явно замедленно. Его корпус был доведен к осени 1939 г. до броневой палубы, но затем (19 сентября 1939 г.) строительство второго авианосца прекратили. 28 февраля 1940 г. Редер приказал разделать корпус на металл. В данном случае явно сказалось затянувшееся строительство «Цеппелина».

А что же головной корабль так и не состоявшейся эскадры авианосцев Третьего Рейха?

После спуска работы на нем шли довольно вяло. Причин тому было достаточно. Только задержка с поставкой главных турбин означала 10-месячную отсрочку готовности. И не следует преувеличивать значение известного соперничества Редера и Геринга – флота и авиации. Конечно, отсутствие достаточного количества самолетов и экипажей, подготовленных для базирования «на палубе», сыграло свою роль. Справедливости ради отметим, что работы по созданию палубной авиации велись, и эскадрильи даже участвовали в боях – с суши. Но это уже другая тема.

Сложности возникали с разработкой и поставкой специфического оборудования – катапульт, аэрофинишеров. Ведь немцы (в отличие от главного врага на море – англичан) не имели в этой области практически никакого опыта. В результате им так и не удалось удовлетворительно разрешить проблему старта – самолеты приходилось сначала устанавливать на стартовую тележку, что само по себе требовало немало времени. Пневматическая катапульта, в принципе, могла обеспечить старт девяти самолетов в течение пяти минут. Но следующие 50 минут уходили на возобновление запаса сжатого воздуха. А в результате – интервал между взлетами, даже при оснащении корабля двумя катапультами, превышал одну минуту.

Первая остановка строительства авианосца последовала 29 апреля 1940 г., а 16 марта 1942-го корабль законсервировали. Но это был еще не конец. Уже через девять месяцев (2 декабря) достройка возобновилась. Но германская экономика уже работала на пределе – сухопутные фронты требовали громадного количества вооружения, а флот окончательно перешел к подводной войне. Средств явно не хватало, и в январе 1943-го строительство авианосца прекратили окончательно. Он явно не «вписывался» в новые условия, когда крупные корабли выходили в море лишь по личному соизволению фюрера, а в океане могли появляться только подводные лодки.

23 апреля 1943 г. корпус «Графа Цепеллина» отбуксировали в Штеттин – на отстой.

25 апреля 1945 г., при наступлении Советской Армии, по приказу командира – капитана цур Зее Вольфганга Кехлера авианосец был затоплен. В спешке надежно подорвать корабль не удалось, и уже летом он был поднят аварийно-спасательной службой КБФ и 19 сентября 1945 г. включен в состав ВМФ СССР.

Имеет хождение версия (не подтвержденная, но и официально не опровергнутая) об аварии прямо в гавани. Согласно этой версии, корабль был загружен трофейным имуществом – паровозами, металлом и т. п. В результате неграмотного размещения тяжелых грузов (на полетной палубе и в ангаре), авианосец лег на борт. После подъема выяснилось, что силовая установка получила тяжелые повреждения, уничтожены подъемники и прочее оборудование. Восстановит корабль было нереально.

Трофейный германский авианосец "Граф Цеппелин" (вид с носа), Свинемюнде 1946 г. Третьего февраля 1947 г. он был выведен из Свинемюнде и передан для изучения в распоряжение Центрального НИИ кораблестроения имени А. Н. Крылова. Корпус авианосца, переклассифицированного в несамоходную опытовую плавучую базу «ПБ-101», использовался для его всестороннего изучения. Описания конструкции и систем корабля заняли огромные и пухлые тома. Изучение авианосца проходило по личному распоряжению Сталина! О напряженности круглосуточного (!) изучения трофея говорит тот факт, что описание было закончено всего за пять месяцев! Пусть сейчас кто-нибудь попробует описать авианосец в мельчайших деталях за такой срок.

После завершения изучения «Графа Цеппелина» и доклада Сталину наркомом ВМФ о невозможности достройки авианосца, так как при разделе германского флота он был отнесен союзной комиссией к категории «С», подлежащий уничтожению – было принято решение об использовании корпуса в качестве мишени. 18 августа 1947 г. корабль был выведен на полигон севернее Гдыни. Здесь авианосец (по западногерманским данным) был потоплен шестью торпедами с торпедных катеров и эсминца «Грозящий». Для ускорения потопления эсминец расстрелял его главным калибром. По другим данным, после пяти атак бомбардировщиков авианосец утопили торпедами три торпедных катера и эсминцы «Строгий», «Славный» и «Стройный». Бывший «Граф Цеппелин» затонул на глубине чуть более 100 метров в точке с координатами СШ 55о48' и ЗД 18о30’. 20 сентября 1947 г. корабль официально исключен из списков ВМФ СССР.

Что же представляет собой этот авианосец?

Оценивая проект, следует отметить, что он и не являлся «чистым» авианосцем. По современной классификации его бы отнесли скорее к авианесущим крейсерам, подобным отечественным ТАКР типа «Киев». «Граф Цеппелин» представлял собой оригинальный тип рейдера с авиационным вооружением, сравнительно сильной броневой защитой и вооружением.

В начале и середине 30-х годов во многих странах была популярна идея авианосца-крейсера. Одним из немногих реальных воплощений этой концепции стал, пожалуй, «Цеппелин».

Полетная палуба длиной 204 метра была бронирована 20-мм плитами, а в районе подъемников – 38-мм, что уменьшало уязвимость корабля и позволяло вести бой с легкими крейсерами. «Граф Цеппелин» обладал (что характерно для всех германских кораблей) отличной системой обеспечения живучести, а броневой пояс толщиной 100 мм тянулся почти по всей длине корпуса, обеспечивая по высоте защиту двух третей надводного борта. Бронирование главной палубы составляло 40 мм с 60-мм скосом, а казематов главного калибра – 30 мм.

По проекту 1939 года стандартное водоизмещение «Графа Цеппелина» должно было составить 23.200 т, а полное – 32.600 т. Но перегрузки избежать не удалось. Даже по официальным немецким данным («для врагов») фактическое полное водоизмещение составляло бы не менее 33.500 т. Длина корпуса по ватерлинии составляла 250 м (max – 263 м), ширина корпуса – 31,5 м и 36,2 м (с учетом булей – вариант 1942 г.). Наибольшая осадка достигала 8,1-8,5 м.

Управление кораблем было сосредоточено в островной надстройке на правом борту, а ангары смещались к левому борту. Дымовая труба на авианосце была одна, а наличие четырех КПД (контрольно-дальномерных постов) типа SL-8 с четырехметровыми дальномерами обеспечивало отличное управление огнем зениток. Управление огнем орудий главного калибра осуществлялось с помощью 10,5 метрового дальномера, расположенного на верхушке мачты острова.

Трофейный германский авианосец "Граф Цеппелин" (вид с кормы), Свинемюнде 1946 г. Артиллерийское вооружение авианесущего рейдера вполне соответствовало его назначению и могло быть усилено. Главный калибр размещался побортно в казематах четырьмя группами и обеспечивал восьмиорудийный бортовой залп (150-мм калибра) – как у легкого крейсера. 16 150-мм орудий (на сдвоенных лафетах) типа SKS/28 имели боекомплект 1840 снарядов. Тяжелая зенитная артиллерия располагалась по правому борту в оконечностях острова и состояла из шести (первоначально пяти) спаренных установок 105-мм орудий типа SKS/33 с длиной ствола 65 калибров на сдвоенных лафетах C/37. Боекомплект – 4800 снарядов. Легкая зенитная артиллерия ближнего действия состояла из одиннадцати спаренных 37-мм автоматических пушек C/ЗО с длиной ствола 83 калибра. Боекомплект – 44000 выстрелов. Семь 20-мм автоматов C/38 с длиной ствола 65 калибров в 1942 г. заменили счетверенными установками с боекомплектом 56000 патронов.

Авиационное вооружение «Графа Цеппелина» имело несколько вариантов и могло включать в себя пикирующие бомбардировщики Ju 87 модификации C, а затем – E, торпедоносцы Fi 167, легкие разведчики-бомбардировщики Ar 195 и Ar 197, а также истребители Bf 109T. При всех вариантах общее количество самолетов не превышало 42. Бомбовая нагрузка пикировщика составляла 1800 кг, торпедоносец брал 765-кг торпеду или тонну бомб.

Стандартный состав авиагруппы предполагался: в 1939 году – 8-10 Bf 109T, 13 Ju 87C, 18 Fi 167, а в 1942 году – 12 Bf 109T и 30 Ju 87E. В носовой оконечности полетной палубы располагались две катапульты. Об особенностях старта самолетов и связанных с этим недостатках уже говорилось.

Котлотурбинная установка авианосца суммарной мощностью 200.000 л.с. имела четыре турбозубчатых агрегата и 16 котлов, позволяя развивать 33,8-34,5 узла. Запас топлива в 5.187-6.740 тонн обеспечивал дальность плавания экономическим 19-узловым ходом в 8.000 миль.

По штатам 1942 г. экипаж насчитывал 1760 человек и 320 человек летного и обслуживающего персонала.

Таково краткое описание судьбы и конструкции авианосца «Граф Цеппелин».

Так зачем же нужны были авианосцы адмиралу Редеру?

Предполагалось, что они будут действовать в океане как рейдеры. При этом корабли могли входить в состав эскадр крупных артиллерийских кораблей (обеспечивая им прикрытие с воздуха) или действовать самостоятельно (как авианесущие крейсера). К последнему они были вполне приспособлены, обладая мощным артиллерийским вооружением соответствующего калибра.

Другой вопрос – сколь эффективными могли стать такие действия в условиях подавляющего превосходства противника (Великобритании, а позднее еще и США) в силах. Можно достаточно уверенно полагать, что со временем задачи прикрытия своих сил становились бы доминирующими. Например, в мае 1941-го в судьбе «Бисмарка» фатальную роль сыграло именно отсутствие авиационного прикрытия. Но эскортному авианосцу не нужна способность вести артиллерийский бой с кораблями противника, а значит на «Цепеллине» становились лишними 150-мм орудия и броня. Демонтировать орудия из казематов, довооружить корабль зенитными автоматами – задача, в общем, несложная. Но сравнительно небольшая вместимость ангаров и «особенности» системы взлета значительно снижали боевую ценность и эффективность «воздушного зонтика».

Несомненно, немцы понимали это. Не в этом ли несоответствии проекта новым условиям борьбы на море и заключается еще одна причина столь неторопливой постройки?

Но в ведомстве Редера понимали значение палубной авиации. И видели в авианосцах не только угрозу для «монополии» Люфтваффе. Несмотря на объективные и субъективные трудности, попытки организации «своей» авиации продолжались. А требовалось не только преодолеть пресловутое упрямство Геринга, но и получить производственную и ремонтную базу на авиазаводах, создать современные палубные самолеты и оборудование и т. д.

Была ли замена «Цеппелину»? Проектов было достаточно много – как специально спроектированные авианосцы, так и переоборудованные из кораблей и судов различного назначения. Использование новых кораблей предполагалось самым различным. Это и рейдеры в духе 30-х годов водоизмещением до 70.000 тонн, с 280-мм артиллерией и, как правило, с 30-40 самолетами. Это и типичные корабли для обеспечения ПВО и ПЛО эскадры.

Проекты «Цеппелин II», «А I» и т. д. предусматривали авианосцы-рейдеры с дизельной (!) силовой установкой. В остальном они мало отходили от типа первого авианосца. Для переоборудования же намечались недостроенные тяжелые крейсера и пассажирские лайнеры. Был даже проект 9.000-тонного корабля (переделанного из транспорта) со скоростью 13 узлов и семью (!) самолетами на борту. Хотя подобрать разумное применение такому кораблю (с авиагруппой из трех истребителей и четырех бомбардировщиков) весьма затруднительно.

Проекты оформились практически одновременно – к середине 1942 г. Почему же такое разнообразие технических решений и тактического предназначения? По-видимому, в этом случае отразилась некоторая противоречивость требований к кораблям германского флота на тот момент. С одной стороны, для крупных кораблей уже обязательным было прикрытие с воздуха, а с другой – в океане еще достаточно успешно действовали надводные рейдеры. Отсюда и странная, на первый взгляд, одновременная разработка столь различных проектов.

Общим у них всех была только судьба. Экономике Рейха авианосцы (даже переоборудованные) были уже явно не под силу.



Фото и схемы в статье оригинала:
1. Вверху: трофейный германский авианосец "Граф Цеппелин" (вид с носа), Свинемюнде 1946 г.
2. Трофейный германский авианосец "Граф Цеппелин" (вид с кормы), Свинемюнде 1946 г.
3. Внизу: проектная схема общего вида авианосца "Граф Цеппелин" (1939 г.)


Проектная схема общего вида авианосца Граф Цеппелин (1939 г.)


Начато:
11.7.2017 г.
Обновлено:
11.1.2018 г. (22.12.2018 г.)
Закончено:
29.11.2019 г.


ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу