Самолеты второй мировой войны
ЁКОСУКА MXY-7 "ОКА" ~ МИЦУБИСИ G4M
Журнал "Крылья Родины", № 2, 1991 г.

Журнал Крылья Родины, № 2, 1991 г., Ёкосука MXY-7 Ока, Мицубиси G4M


Текст взят из издания:
"Крылья Родины", № 2(701), 1991 г.
Ежемесячный научно-популярный журнал
Издательство ЦК ДОСААФ СССР "Патриот"
Москва ~ 1991 г.
Тираж 55 000 экз.
Цена - 1 руб.


КОЛЛЕКЦИЯ

ЕКОСУКА МХУ-7 «ОКА»

Стр. 36

Японские милитаристы, развязавшие войну на Тихом океане, уже в 1943 году начали терпеть от американской армии и флота одно поражение за другим. Театр военных действий стал быстро приближаться к берегам Японии. В связи с тем, что американским войскам, действовавшим вдали от своей территории, приходилось полагаться, главным образом, на мощь морского флота, именно по нему наносились основные удары летчиков-смертников (камикадзе) - последней надежды японского командования. Однако плохо обученные пилоты, летавшие на забитых взрывчаткой тихоходных поршневых самолетах, редко достигали цели. Как правило, они уничтожались огнем корабельной зенитной артиллерии и палубными истребителями американских ВМС, которые перехватывали японцев на дальних подступах. Поэтому в Японии были активизированы работы по созданию специального высокоскоростного самолета-снаряда с реактивным двигателем, который мог быть доставлен в район боевых действий на самолете-носителе.

Журнал Крылья Родины, № 2, 1991 г. В сентябре 1944 года новый самолет для камикадзе, получивший обозначение MXY-7 «Ока» 11 (по-японски «ока» означает цветок вишни), совершил первый испытательный полет. Это был летательный аппарат довольно необычной конфигурации, напоминающий торпеду с небольшими крылышками и двухкилевым оперением. Силовая установка состояла из трехкамерного жидкостного реактивного двигателя, установленного в хвосте и развивавшего в течение 8-10 сек суммарную тягу до 800 кгс. Боевой заряд весом в 1200 кг размещался в носовой части самолета и при взрыве мог уничтожить или надолго вывести из строя любой военный корабль.

Из-за малой площади крыла и непродолжительного времени работы силовой установки самолет «Ока» не мог самостоятельно подняться с земли. Для его боевого применения была разработана следующая тактика: MXY-7 подвешивался под бомбардировщик типа G4M, G8N или P1Y1, в районе цели на высоте порядка 8000 м летчик-смертник отделял свою «летающую торпеду» от носителя и планировал со скоростью 370-480 км/ч на расстояние до 80 километров. Перед входом в зону ПВО камикадзе включал ракетный двигатель и увеличивал скорость полета до 850 км/ч. Выйдя на цель, он должен был спикировать на нее под утлом около 50 градусов, чтобы боевой заряд мог пробить верхнюю палубу корабля и взорваться в глубине его, произведя тем самым наибольшие разрушения. Сбить «Оку» в этом случае было довольно сложно, так как скорость ее полета на пикировании превышала 900 км/ч.

Результаты первых испытаний обнадежили японских военных стратегов, и «Ока» 11 была запущена в крупносерийное производство. До конца войны было выпущено 755 машин. В марте 1945 года первые самолеты были применены в боевых действиях, и в это же время в производство пошла новая модель - «Ока» 22, оснащенная не ЖРД, а турбореактивным двигателем TSи-11 тягой 200 кгс. Из-за нехватки пилотов соответствующей квалификации японцам пришлось выпустить и безмоторный учебный самолет (точнее планер), оснащенный шасси. После отделения от носителя и имитации атаки на цель летчик производил посадку.

На базе MXY-7 разрабатывался специальный реактивный истребитель «Ока» 43 с крылом увеличенной площади и двигателем Ne-20 тягой 475 кгс. Взлет этого легкого перехватчика должен был осуществляться с земли при помощи катапульты.

Несмотря на большие организационные и подготовительные работы по формированию авиационных частей, вооруженных самолетами-снарядами, эти подразделения так и не были доведены до полной боеготовности и не смогли оказать какого-либо влияния на исход войны.



Летно-технические характеристики самолета «Ока» 11

Размах крыла, м - 5,12
Длина, м - 6,06
Площадь крыла, м2 - 6
Взлетный вес, кг - 2140
Двигатель - МК1 тип 4 модель 20 тягой 800 кгс
Максимальная скорость, км/ч - более 900
Дальность полета, км – 80

МИЦУБИСИ G4M

Самолеты-снаряды «Ока» 11 применялись японцами в составе ударного авиационного комплекса, в который входил носитель, созданный на базе среднего бомбардировщика G4M2. Над машинами данного типа группа конструкторов фирмы Мицубиси под руководством Киро Хондзо начала работы еще в 1939 году. К моменту вступления Японии во вторую мировую войну фирма выпустила бомбардировщик G4M1, оснащенный двумя 1500-сильными двигателями МК4А. Внешне новый самолет напоминал известный советский дальний бомбардировщик Ил-4, но был крупнее и имел для машин своего класса очень мощное стрелково-пушечное оборонительное вооружение, состоящее из 4 пулеметов и одной 20-мм пушки. В связи с тем, что потенциальные цели находились на большом удалении, на самолете были размещены вместительные топливные баки, что позволяло ему летать на расстояние 4-5 тысяч километров. Правда, все это привело к уменьшению бомбовой нагрузки, вес которой составлял всего 800 кг.

В ходе войны инженеры фирмы провели модернизацию самолета. В 1943 году появился вариант G4M2 с усовершенствованным двигателем МК4Т мощностью 1850 л. с. Благодаря этому появилась возможность увеличить вес полезной нагрузки, скорость и дальность полета. Было усилено оборонительное вооружение. Теперь оно состояло из двух пушек и трех пулеметов (иногда крупнокалиберных). Огневые точки размещались в носовой и кормовой турелях, боковых блистерах, на верхней шаровой поворотной установке.

Самолет G4M2 оказался наиболее подходящим носителем для самолета-снаряда MXY-7. Дело в том, что у машины был довольно большой, выпирающий вниз бомбоотсек. После демонтажа створок получалась ниша, в которой и размещался самолет «Ока» в полуутопленном состоянии. Таким образом, японские бомбардировщики типа G4M можно в какой-то мере считать прообразом современных ракетоносцев.

В заключительный период войны японцы попытались использовать более интенсивно камикадзе. Взрывчаткой начиняли самолеты разных типов, начиная от простых Ки-115 и кончая истребителями А6М «Зеро» и даже бомбардировщиками G4M. Таким образом, последний оказался не только носителем самолетов-снарядов, но и сам превратился в летающую торпеду.

Всего же за годы войны японцы построили 2479 самолетов G4M разных модификаций.



Летно-технические характеристики самолета G4M2

Экипаж, чел. - 6
Размах крыла, м - 25
Длина самолета, м - 20
Площадь крыла, м2 - 78,12
Двигатели - два МК4Т по 1850 л. с.
Максимальная скорость, км/ч - 438
Потолок, м - 9000
Дальность полета, км - 6050
Бомбовая нагрузка, кг - 1000

Ёкосука MXY-7 Ока, Мицубиси G4M

Иллюстрации. Журнал Крылья Родины, № 2, 1991 г.

Опубликовано:
25 апреля 2019 г.


ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу