Самолеты второй мировой войны
КАРЬЕРА «ТОРЮ»
Журнал "Крылья Родины", № 2, 1991 г.

Журнал Крылья Родины, № 2, 1991 г., Карьера Торю


Текст взят из издания:
"Крылья Родины", № 2(701), 1991 г.
Ежемесячный научно-популярный журнал
Издательство ЦК ДОСААФ СССР "Патриот"
Москва ~ 1991 г.
Тираж 55 000 экз.
Цена - 1 руб.


Двухмоторный истребитель «Ki-45 Toryu» Kawasaki
КАРЬЕРА "ТОРЮ"
Дмитрий Янюк

Японские двухмоторные истребители дальнего действия

Стр. 22

В конце 30-х годов военно-воздушные теоретики полагали необходимым иметь в составе ВВС двухмоторные двухместные истребители дальнего действия для сопровождения средних и тяжелых бомбардировщиков. Еще в середине 30-х годов фирма Кавасаки разработала проект многоцелевого двухмоторного самолета Ki-38. На его основе в 1938 г. началась разработка двухмоторного тяжелого истребителя Ki-45.

Журнал Крылья Родины, 1995 г. В январе 1939 г. на испытания вышел первый прототип - цельнометаллический свободнонесущнй двухмоторный двухместный моноплан с убирающимся шасси. Однако из-за слабых моторов скорость вместо требуемой 540 км/ч достигла лишь 480 км/ч. К работе над машиной подключился НИИ армейской авиации. В результате в 1940 г. был создан 7-й прототип Ki-45, достигший скорости 520 км/ч. Он и пошел в серийное производство как Ki-45 мод. 1 «Торю» (союзники в годы войны присвоили ему кодовое обозначение «Ник»). «Торю» принимали активное участие в японском «блице» в Юго-Восточной Азии, особенно в районе Соломоновых островов, Новой Гвинеи и при налетах на Австралию. Однако уже первые бои с новыми американскими и английскими истребителями Р-38, Р-39, Р-40 и «Спитфайр», а также палубными F-4F привели к вполне закономерному выводу: в боях с одномоторными истребителями «Торю» терпели поражения из-за меньшей скорости и маневренности, что не компенсировалось даже мощным вооружением.

Японцы непрерывно модифицировали Ki-45. Так, в мае 1941 г. появился Ki-45-KAl, а с осени того же года в серию пошел Ki-45-KAl-2. В ходе работ над самолетом усиливалась конструкция, устанавливались более мощные моторы и вооружение. В результате улучшались ТТХ; но одновременно рос вес самолета. В результате уже к концу 1942 г. японское командование практически прекратило использовать Ki-45 в качестве истребителей сопровождения. Однако карьера «Торю» на этом не кончилась. Как и его немецкий собрат Ме-110, Ki-45 стал единственным тяжелым истребителем ПВО. Работы по переделке «Торю» в тяжелый перехватчик начались еще в 1942 г., когда на Тихом океане появились первые соединения В-17. В 1943 г., когда американцы начали массовое применение в ЮВА и на Тихом океане В-17 и В-24 «Либерейтор», Кавасаки выпустила модификацию Кi-45-КАI-Хей с мощными моторами Мицубиси НА-102 с 37-мм пушкой в носу и спаренной установкой 20-мм пушек, установленной для стрельбы вперед и вверх под углом в 70°. Эти истребители наносили тяжелые потери В-17 и В-24, успешно они действовали и против первых В-29. Так, при первом налете В-29 восемь из них были сбиты огнем «Торю».

Кроме всего прочего, Ki-45 был в то время единственным японским истребителем, на котором можно было устанавливать радар. Так, в середине 1944 г. с усилением ночных налетов американских бомбардировщиков на объекты на Филиппинах и в метрополии появились Кi-45-КАI-Хей (1 с) с поисковой РЛС и дополнительно установленными в носу двумя 20-мм пушками. Однако уже к концу 1942 г. военному руководству стало ясно, что Ki-45 исчерпал резервы своей конструкции. Прежде всего это касалось скорости (она не превосходила 540 км/ч), а также и потолка машины. В этих условиях армейская авиация разработала спецификацию на новый двухмоторный двухместный дальний высотный истребитель. Работы по созданию такой машины начали несколько авиастроительных фирм.

Первой в конкурсную борьбу, естественно, включилась фирма Кавасаки. Уже летом 1942 г. шеф-конструктор фирмы Такео Дай начал разработку нового истребителя Ki-45-ll с двумя «двойными звездами» Мицубиси НА-112-II по 1500 л. с. Однако осенью военные изменили требования: на опыте боев защитой задней полусферы решили пожертвовать в пользу увеличения скорости и усиления огневой мощи. Иначе говоря, следовало упразднить место стрелка-радиста и сделать машину одноместной. Такео Дай принял к сведению пожелания авиационного начальства, результатом чего стало появление весной 1943 г. одноместного дальнего высотного истребителя Ki-96. Три изготовленных фирмой прототипа отличались чистотой линий, длинным фюзеляжем и большой остекленной пилотской кабиной. Самолет нес мощное вооружение: одну 37-мм пушку Но-203, две 20-мм пушки Но-5 и один 12,7-мм пулемет Но-103 (копия трофейного «Браунинга»). Однако же к тому времени взгляды военных на этот тип самолета снова изменились и они вновь потребовали создать двухместную машину. Конструкторы Кавасаки начали лихорадочные работы, время поджимало - у фирмы уже появились опасные конкуренты. В 1943 г. в борьбу вступила фирма Мицубиси. Ее шеф-конструктор Томио Кубо разработал оригинальный одномоторный двухместный истребитель Ki-73, отличавшийся крупными размерами и установленным за кабиной мотором Мицубиси На-202-II (копией английского Нэпир «Сейбр») по 2600 л. с. Из-за неотработанности мотора этот интересный самолет так и остался в проекте, а фирма принялась за разработанный Кубо более привычный проект Ki-86 - двухмоторный двухместный истребитель с моторами Мицубиси Ha-211Ro по 2200 л. с. с 4-лопастными винтами. Самолет имел мощное вооружение - две 30-мм пушки Но-105 и две 20-мм пушки Но-5. Прототип, совершивший первый полет в сентябре 1944 г., показал очень высокие характеристики, но и эта весьма удачная машина пала жертвой изменившихся требований военных. Правда, фирма, надеясь все же на успех, разработала на базе Ki-86 проекты высотного истребителя с мощным вооружением Ki-103 и стратегического скоростного фоторазведчика Ki-93, но... они так и остались в проектах.

Карьера Торю В самом лучшем положении, как ни странно, оказался третий участник конкурса - небольшой коллектив армейского технического авиационного испытательного центра в местечке Тачикава (сокращенно - «Рикугун Когоджитчу»). Начав работу над истребителем позже других конкурентов (в конце 1943 г.), они смогли полностью учесть новые требования заказчиков. Для уяснения этих метаморфоз необходимо вспомнить общее положение Японии к концу 1943 г. «Восходящее солнце» неудержимо катилось к закату. Американские десантные войска один за другим отвоевывали островки, острова и целые архипелаги, нацеливаясь на Филиппины и дальше - непосредственно на метрополию. Американская бомбардировочная авиация под мощным прикрытием истребителей сопровождения усилила налеты на важные японские военные объекты по периферии «Великой Восточной Азиатской Империи». Теперь армейской авиации требовались новые типы самолетов: во-первых, тяжелые истребители ПВО, способные действовать ночью, в плохих метеоусловиях и на больших высотах; во-вторых, ударный самолет, способный наносить штурмовые удары по американским транспортным конвоям и десантно-высадочным средствам. Не следовало забывать и об обострившемся к этому времени в Японии дефиците стратегического сырья. Родилась идея объединить все эти задачи в одном самолете, сочетающем в себе высокую скорость, большой потолок, дальность и огневую мощь. Победила концепция многоцелевого самолета со сменным вооружением.

Конструкторы Рикугуна вовремя уловили эти веяния, в результате и появился проект очень чистого в аэродинамическом отношении двухмоторного двухместного цельнометаллического среднеплана Ki-93. Самолет имел мощные моторы - «двойные звезды». Мицубиси На-214 по 2400 л. с. и шестилопастные (!) винты. В очень узком овальном фюзеляже находилась двухместная кабина. Истребитель был основательно бронирован (кабина и мотогондолы), имел самозатягивающиеся бензобаки и систему автоматического пожаротушения. Главным отличием двух вариантов - истребительного и штурмового - стало вооружение. Истребитель ПВО Ki-93-1a должен был иметь 57-мм пушку Но-401 в подфюзеляжном контейнере (эту пушку так и не успели довести до конца войны до серийного выпуска) и две 20-мм пушки Но-5, а также поисковую РЛС с антенной в носовой части самолета. Специальный противокорабельный штурмовик Ki-93-1в рассчитывался под одну 75-мм пушку «88» в носу фюзеляжа и две двухсоткилограммовые бомбы. К сожалению, для японских военных, которым самолет очень понравился, производственные возможности Рикугуна, сильно пострадавшего от американских налетов, оказались настолько низкими, что до конца войны было выпущено лишь два прототипа Ki-93-1a, так и не успевшие пройти испытания. А ведь уже намечался серийный выпуск машины на линиях 1-го армейского авиационного арсенала в Точигаве...

Результатом слабости Рикугуна стало то, что армейской авиации пришлось вновь обратить свои взоры на фирму Кавасаки. В конце 1942 г. появился прототип дальнего тяжелого истребителя Ki-96. Он был спроектирован как одноместный, почему в 1943 г. военные и отвергли его, перечеркнув, кстати, и собственные прошлогодние требования. Однако Такео Дай, шеф-конструктор Кавасаки, не отчаивался и быстро разработал новый проект многоцелевого двухмоторного самолета. Как и Рикугун, новая модель Кавасаки могла выпускаться в двух вариантах истребителя ПВО и противокорабельного дальнего штурмовика. Первыми на испытания весной 1944 г. вышли три прототипа штурмовика Ki-1026 с моторами Мицубиси На-112-ll по 1500 л. с., мощным вооружением - одной 75-мм пушкой «404», двумя 20-мм Но-5 и одним 12,7-мм пулеметом Но-103. Однако главным оружием новых штурмовиков должны были стать управляемые бомбы «Иго-1-В», при этом вторым членом экипажа становился оператор наведения. Уже осенью 1944 г. Ki-102B участвовали в боях за о. Окинава, где попались на глаза американцам. Они присвоили самолету кодовое обозначение «Рэнди».

Ki-45 Toryu Далее фирма сосредоточила усилия на выпуске высотного истребителя-перехватчика Ki-102a с измененным вооружением, которое было аналогично Ki-96. Вторым членом экипажа стал радист, наводивший пилота на соединения В-29 по данным наземных центров ПВО. Кроме того, Ki-102a имели высотные двигатели Но-112-1 l-Ro с турбокомпрессором Ro-102 по 1500 л. с. До конца войны фирма успела выпустить всего 20 серийных Ki-102a, но основные надежды были возложены на Ki-102c, появившуюся в мае 1945 г. модификацию с РЛС (обтекатель под фюзеляжем) и более мощным вооружением - двумя 30-мм пушками Но-105 и двумя 20-мм Но-5, а также ночными прожекторами в центроплане. Впрочем, Ki-102c остался лишь в одном прототипе, а его продолжение - высотный истребитель Ki-108 с гермокабиной - лишь в проекте.

Таким образом, единственным серийным тяжелым истребителем армейской авиации Японии практически оставался тот же Кавасаки Ki-45 «Торю» («Ник») в разных модификациях. Попытки создания его «наследника» с качественно новыми характеристиками по разным причинам провалились, хотя прототипы и проекты отличались высокими данными. Любопытно и еще одно обстоятельство: острая нехватка подобного типа самолетов вызвала такое паллиативное решение, как переделка в тяжелые истребители ПВО легких и средних бомбардировщиков. Примером такого рода является Мицубиси Ki-109, ставший истребительным вариантом известного бомбардировщика Мицубиси Ki-67 «Хирю». Главным отличием Ki-109 от своего «родителя» Ki-67 стала установка в носовой части поисковой РЛС, одной 75-мм и двух 23-мм пушек и новых моторов Мицубиси На-104 Ro с турбокомпрессорами. Естественно, снимались оборонительное вооружение и бомбовая нагрузка. Как и следовало ожидать, ничего путного из этих судорожных попыток не получилось...


По материалам зарубежной печати

Опубликовано:
5 марта 2017 г.



Крылья Родины
№ 2, 1991 г.
Цветная иллюстрация и схема:

Самолеты, описанные в статье

Истребитель Ki-45
Опытный истребитель Ki-96
Опытный истребитель Ki-83
Опытный истребитель Ki-93



ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу