Авиа Color. Выпуск 1
КАМУФЛЯЖ ЯПОНСКОЙ И АМЕРИКАНСКОЙ МОРСКОЙ АВИАЦИИ
1928-1945 гг.

Авиа Color. Выпуск 1. Камуфляж японской и американской авиации 1928-1945 гг.


Текст взят из издания:
"АВИА COLOR"
Издательство "Адонис", Москва, 1995 г.
Художник П. Крупин
Редактор Е. Кудеева
Тираж 5000 экз.


Авиа Color. 1995


Настоящий выпуск посвящен основным принципам камуфляжа и обозначениям военной авиационной техники Японии и США в период с 1928 по 1945 года.

Рассмотрены как начальные варианты камуфлирования самолетов, так и трудный путь систематизации и стандартизации маскировочных окрасок авиационной техники, связанный с ведением военных действий на различной местности. Уделено особое внимание способам нанесения камуфляжа в заводских и полевых условиях.

Интересна информация о различной символике, обозначающей боевую функцию самолета, об отличительной символике командирских самолетов, сбитых самолетов, о размещении идентификационных знаков.

Большое количество красочных иллюстраций позволяет читателю представить себе, как выглядела авиационная техника прошлых лет. Проекции самолетов даны в произвольном масштабе.

Использована информация, опубликованная в статьях чехословацких и польских изданий.

Издание предназначено для любителей истории авиации и авиамоделистов.



ЯПОНСКАЯ МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

В 1928 году из США после стажировки возвратилась группа морских офицеров. Помимо знаний в области авиастроения, они приобрели достаточный опыт в отношении организации военной авиации. Одним из результатов этого было возникновение общего обозначения самолетов. Таким образом, в 1928 году японская морская авиация избирает практически такой же способ обозначения самолетов, как и флот США, то есть комбинация чисел и букв вместе с дополнительным обозначением варианта самолета.

Авиа Color. Выпуск 1 Символика этого обозначения была следующей: первая большая буква обозначала основную боевую функцию самолета.

А - палубный истребитель,
В - торпедоносец,
С - скоростной палубный разведчик стратегического назначения,
П - пикирующий бомбардировщик,
Е - поплавковый разведчик или летающая пара,
Р - корректировщик,
G-тяжелый бомбардировщик,
Н - летающая лодка-бомбардировщик,
J - истребитель-перехватчик,
К - учебный самолет,
L - транспортный самолет,
М - бомбардировщик специального назначения,
N - поплавковый истребитель,
Р - многоцелевой скоростной бомбардировщик,
Q - патрульный скоростной бомбардировщик,
R - дальний сухопутный стратегический разведчик.

Число, которое следовало за этой буквой, было порядковым номером типа самолета данного назначения, изготовленного фирмой.

Третьей по порядку снова была буква, обозначающая фирму изготовителя.

Четвертая цифра показывала вариант самолета. Иногда за большой последней цифрой стояла еще маленькая буква, указывающая на небольшие доработки основной модели. Например, В6N2а означало, что это палубный бомбардировщик-торпедоносец, шестой по порядку у фирмы НАКАШИМА, вторая модель. Небольшие доработки и несущественные изменения в модели обозначались сокращением за типовым двузначным числом. Первоначальные японские иероглифы постепенно заменились латинской транскрипцией.

Kai - обозначало изменение в конструкции,
Ко - обозначало изменение в моторе или технические улучшения всей силовой установки,
Ocu - обозначало изменение в оборудовании или временное изменение боевого применения,
Hei -означало изменение вооружения.

Японская морская авиация начала использовать имена для обозначения своих самолетов во второй половине 1943 года. До этого времени таких имен для отдельных типов самолетов практически не существовало. Введение этой системы было, очевидно, вызвано стремлением японского командования скрыть тип самолета. Из японской документации как письменной, так и устной с этого момента исчезают какие-либо численные или буквенные обозначения. Их сохранили только фирмы-изготовители, чтобы не потерять ориентацию. За секретным названием самолета указывалось боевое назначение его по системе Kata. Например, Suisei Kaiqekiki Kata 33 соответствовало D4Y3 модель 33.

Чтобы обеспечить хоть какой-то порядок, японская морская авиация установила следующие правила.

Истребители стали называть явлениями метеорологии (имена оканчивались на -ри и -fu). Истребители-перехватчики - названиями молний (имена оканчивались на -den).

Штурмовики - названиями гор.
Разведчики - названиями облаков (-ип).
Бомбардировщики - названиями звезд (-sei) или созвездий (-zan).
Патрульные самолеты - названиями морей и океанов.
Транспортные самолеты - различными состояниями неба.
Учебные самолеты - названиями цветов, деревьев, растений.
Остальные - названиями явлений природы.

Союзники, воевавшие на Тихом океане против Японии, для названия японских самолетов пользовались именами собственными. При выборе имен для отдельных видов самолетов за основу было взято следующее:

- мужские имена давались истребителям и поплавковым разведчикам;
- женские имена давались наземным и палубным бомбардировщикам, летающим лодкам и транспортным самолетам;
- названия деревьев давались учебным самолетам;
- названия птиц давались планерам.

Существовало правило, по которому имена должны были быть короткими. Имя давалось там, где новый самолет впервые появлялся на фронте. Все остальные регионы должны были использовать это имя.



МАСКИРОВОЧНАЯ ОКРАСКА САМОЛЕТОВ

До января 1932 года японские самолеты окрашивались алюминиевой краской, которая потом полировалась и покрывалась прозрачным лаком. Металлические части хромировались. Таким хитрым приемом Япония хотела ввести в заблуждение другие государства, пытаясь выдавать обтянутые перкалью самолеты за цельнометаллические.

В 1932 году, когда начался китайско-японский конфликт, небо над Китаем чаще бывало серым, чем голубым. И металлический блеск японских самолетов вне всяких сомнений стал помехой – вместо технического совершенства он теперь указывал местоположение самолета, привлекал внимание противника и препятствовал внезапным ударам по китайским позициям.


Тогда-то и был выпущен приказ Кайгун Ко-Шо 7/148, согласно которому было необходимо перекрасить все самолеты в полуматовый светло-серый цвет. Вскоре после осуществления этого мероприятия оказалось, что для бомбардировщиков наземного базирования МИЦУБИСИ G3M эта окраска не дала ожидаемых результатов – они были по-прежнему очень хорошо различимы на своих аэродромах. В отношении истребителей дело обстояло намного лучше, поскольку они базировались на авианосцах. Но для бомбардировщиков G3M пришлось искать другой способ окраски. Образец отыскался довольно быстро. В то время для самолетов армейской авиации уже использовалась окраска в виде отдельных цветовых полей, разделенных тонкой голубой линией. Японская морская авиация, не раздумывая долго, ввела такой же способ окраски для камуфлирования своих бомбардировщиков.

Однако в ближайшее время схема была доработана. В основном она стала двухцветной – сочетание земляного коричневого и темно-зеленого цветов. Разделительная линия исчезла, а сами цветовые поля приобрели несколько иную форму. Это изменение осуществлялось до конца 1932 года, и такая окраска сохранялась вплоть до конца 1942 года.

Нарастающая японская экспансия, разумеется, не могла не сказаться на окраске техники. Постепенно операции начали перемещаться к югу, стали проходить чаще над морем. Превосходство над авиацией союзников было подавляющим, поэтому особой необходимости в скрытных ударах не было. Более того, надо было показать свою мощь. Поэтому был выпущен приказ Кайгун Ко-Шо 17/15, в соответствии с которым окраска японских самолетов морской авиации приобрела единообразие. В нем указывалось, что все самолеты, за исключением учебных и опытных машин, должны иметь верхние поверхности темно-зеленого цвета, поверхности нижние – светло-серого цвета, серо-голубого или могли оставаться натурального цвета алюминия. В этом вопросе окончательное решение оставалось за командиром части и зависело от того, где действовала данная часть. Все краски должны были быть полуматовыми.


Разведчик E7K в окраске под металл


Разведчик E7K в окраске под металл

Как уже говорилось, приказ был выпущен в начале 1942 года. Но только в середине 1943 года можно было констатировать, что он был выполнен. Причиной не могла быть низкая дисциплина, скорее наоборот. Торопливость в выполнении этого приказа как раз и способствовала тому, что окраска самолетов японской морской авиации оказалась столь разнородной. Выполнение приказа затянулось на полгода, из-за нехватки краски, которая предоставлялась в первую очередь фирмам-изготовителям для покрытия самолетов. Таким образом, командирам боевых частей не оставалось ничего другого, как использовать ту зеленую краску, которая была под рукой. В японских технических службах было три основных типа зеленой краски – для танков, автомобилей, пушек и иной боевой техники. Кроме этого, имелись два оттенка зеленой униформы. Этим и объясняется невероятный разнобой в окраске японских самолетов в период с 1942 по 1943 год – от серого через светло-синий до различных оттенков зеленого цвета.

Приказ Кайгун Ко-Ши 17/15 установил окраску, которая удержалась до самого конца войны. Разумеется, были и исключения, но в подавляющем большинстве случаев речь шла о временном изменении или изменение касалось определенного региона, или даже только определенного типа самолета.


ПЕРИОД 1942–1943 ГОДОВ

Быстрое развитие боевых действий оказало свое влияние и на маскировочную окраску. Центр тяжести операций переместился в пространство над джунглями и над морем. Надо было приспособить к этому обстоятельству и камуфляж самолетов, к которому предъявлялись требования достаточной эффективности и простоты. Новая окраска позволяла камуфлировать технику и в полевых условиях. Наиболее подходящей оказалась комбинация темно-зеленой краски на верхних плоскостях вместо сегментной окраски и бледно-серой или матово-серебристой на всех остальных поверхностях. Зеленая камуфляжная краска покрывала почти всю боковую поверхность фюзеляжа до уровня задней кромки крыла и обычно заходила и под стабилизатор. Большинство самолетов с моторами типа «Звезда» воздушного охлаждения имели моторные капоты матово-черного цвета. Исключение составляли бомбардировщики МИЦУБИСИ G4M и истребители МИЦУБИСИ J2M и КАВАНИШИ N1K-J.

На передней кромке от корневой части крыла до половины размаха имелась оранжевая полоса. Хиномару на всех поверхностях имели белую окантовку. На киле, а иногда и на фюзеляже, появились цветные полосы, которые обозначали как часть, так и положение самолета в части. Идентификационные надписи были белыми и размещались на киле.

Указанная схема окраски должна была быть введена до 30 июня 1940 года. До этого времени надо было сделать все, чтобы самолеты имели хотя бы временную маскировочную окраску. Тем самым, начался самый пестрый, в отношении окраски, период в истории японской морской авиации. Наиболее заметный разнобой окраски был у истребителей, чему в немалой степени способствовало стремление как можно быстрее выполнить приказ. Наземный персонал на всех базах окрасил самолеты той краской, которая оказалась под рукой. Самым распространенным способом камуфлирования было нанесение множества небольших зеленых пятен на верхние поверхности крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа. Результат зависел от фантазии того, кто красил самолет.


САМОЛЕТЫ НА АВИАНОСЦАХ 1941-1943 ГОДОВ

В начале военных действий на Тихом океане основной окраской самолетов была светло-серая. Идентификационные надписи были заменены цифрами, которые имелись только на хвостовом оперении, причем были черного или красного цветов. Лопасти винтов имели натуральный цвет металла с цветными полосами на концах. Хиномару были без окантовки.

Очень пестрой была окраска самолетов, принимавших участие в японском ударе по Пирл-Харбору. Было разрешено практически все. Командиры всех степеней могли разукрашивать свои самолеты по своему усмотрению, чтобы «деморализовать» противника.

Вскоре после налета на Пирл-Харбор пришел приказ изменить окраску самолетов. Верхние поверхности крыльев, хвостового оперения и фюзеляж сверху и с боков должны были быть темно-зелеными. Остальные поверхности – серо-голубыми, бледно-серыми или светло-серыми, то есть того цвета, в который самолет был окрашен ранее целиком. Однако, нужной краски зачастую в наличии не было, и не оставалось ничего иного, как использовать ту зеленую краску, которая была под рукой.

Перекрашивание началось уже при «пересменках» палубных самолетов на наземных базах, где летчики отдыхали, а наземный персонал украшал их самолеты различными «узорами», состоящими из линий, пятен, полос и т. п., которые обычно наносились кистью. В основном, все зависело от того, кто красил самолет, его фантазии, умения обращаться с кистью и времени, которым располагал «маляр».

Самой распространенной окраской верхних поверхностей самолетов японской морской авиации в указанный период были пятна различных оттенков зеленого цвета, сравнительно небольших размеров, иногда в перемежку с коричневыми пятнами. На фюзеляже появились цветные полосы. Идентификационное обозначение на вертикальном хвостовом оперении было желтого, черного и красного цветов.


ПЕРИОД 1943-1945 ГОДОВ

В завершающем периоде войны практически все самолеты японской морской авиации уже имели стандартную окраску, то есть темно-зеленые верхние поверхности крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа; нижние поверхности – светло-серые или бледно-серые. Передняя кромка крыльев от корневой части примерно до половины размаха была оранжевого цвета, подобно тому, как на армейских самолетах Японии. У некоторых самолетов, имевших звездообразные моторы, сохранились черные капоты. Однако, черный сегмент за капотом на фюзеляже исчез окончательно. Переход от одного камуфляжного цвета к другому был постепенным и неровным – он имел вид неправильной волнистой линии. Идентификационные надписи были только на вертикальном хвостовом оперении и имели белый цвет, хотя не исключался и желтый. На хвостовой части фюзеляжа имелись цветные «командирские полосы». Хиномару несли белую окантовку. Полуматовый черный цвет капотов двигателей на самолетах фирмы МИЦУБИСИ имел легкий сине-фиолетовый оттенок. Коки винтов, помимо серого и зеленого цветов, могли быть цвета металла, а также белого, красного и красно-коричневого цветов. Поплавковые самолеты и летающие лодки окрашивались практически по той же схеме.


ПОЛОСЫ НА САМОЛЕТАХ

Японская морская авиация использовала на своих самолетах несколько видов обозначений с помощью полос. Эти обозначения зависели от того периода, в котором они применялись, и в большинстве случаев были связаны с другими идентификационными знаками, а также зависели от типа самолета и его назначения.


Палубные самолеты

Вплоть до 1943 года палубные самолеты несли обозначение в виде вертикальных цветных полос на фюзеляже за кабиной пилота. Цвет полос указывал на принадлежность к определенному дивизиону авианосца, а количество полос определяло, какому авианосцу принадлежит самолет. Здесь была прямая зависимость от буквенного и цифрового обозначения на киле самолета.

Красные полосы несли самолеты I дивизиона,
синие полосы – самолеты II дивизиона,
без обозначения – самолеты III дивизиона,
желтые полосы – самолеты IV дивизиона,
белые полосы – самолеты V дивизиона.


Обозначение цветом полом принадлежности самолета к одному из дивизионов авианосца сохранилось и после битвы у острова Мидуэй, когда была изменена нумерация и количество дивизионов на авианосце. После 1943 года использовалось только буквенно-цифровое обозначение.


Самолеты наземного базирования

У этих самолетов обозначение полосами было несколько сложнее. Истребители до начала войны на Тихом океане несли полосу на задней части фюзеляжа. Принадлежность к низшему подразделению в рамках высшего (Шотай в рамках Хитокай) указывалась цветом. Самолеты первого звена (Шотай) несли полосу белого цвета, самолеты второго звена – синюю полосу, самолеты третьего звена – желтую. Белая полоса обычно имела красную окантовку. Разумеется, и здесь существовала прямая связь с обозначением на киле.









Уникальные журнальные публикации


Обновлено:
7.6.2019 г.
(16.09.2019)



Авиа Color
Выпуск 1. 1995



ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ИНОСТРАННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу