ЛИЧНЫЙ ПОДВИГ САБУРО САКАИ
«Повесть о настоящем человеке» по-японски.
Как израненный пилот пролетел 1100 км над океаном и вернулся на базу
Все знают бессмертное советское произведение «Повесть о настоящем человеке», и легендарного советского летчика Алексея Маресьева, который совершил огромный личный подвиг, когда, серьезно раненый, потеряв обе ноги в воздушном бою, смог вернуться к своим, вылечиться и продолжать воевать. Пример этот хрестоматийный, но только для нас. А вот у японцев есть свой хрестоматийный пример, когда подбитый летчик ценой невероятных мучений умудрился вернуться к своим, вылечился и продолжал воевать.
Оба случая, конечно же, несопоставимы по многим параметрам, но то, что касается личного подвига – они совпадают полностью. Подвиг Маресьева у нас известен хорошо, поэтому расскажу о подвиге японского младшего лейтенанта Сабуро Сакаи, у нас практически неизвестном. Сведения взяты из личных воспоминаний самого Сакаи, а также его сослуживцев, которые были свидетелями некоторых моментов этой драмы.
Японский палубный истребитель A6M2 "Зеро", на котором Сабуро Сакаи совершил свой подвиг
Итак, 8 августа 1942 года группа японских морских истребителей «Зеро» вылетела на сопровождение бомбардировщиков с Новой Гвинеи (Рабаул на о. Новая Британия) в район Соломоновых островов, к Гуадалканалу, где американцы неожиданно высадили крупный десант. Пролететь предстояло 1100 км только в одну сторону, а потом столько же возвращаться обратно, поэтому было взято максимальное количество горючего, используя подвесные сбрасываемые баки. Проведя в воздухе 4 часа (летели на экономической скорости в 300 км/ч, чтобы не тратить горючее и не сильно оторваться от бомбардировщиков), японские истребители вступили в бой с американскими самолетами, защищавшими десант.
Сам Сабуро Сакаи к тому времени уже числился асом, за ним к тому моменту числилось более 50 сбитых самолетов врага. В описываемом бою ему тоже удалось отличиться, он сбил истребитель с каким-то американским асом (победа далась очень трудно) и пикирующий бомбардировщик. Но тут удача отвернулась от японского аса, и он, ошибочно приняв новые американские торпедоносцы за истребители, скрытно (как он думал), подкрался к ним сзади, но попал под огонь кормовых пулеметов.
Полученные японским пилотом ранения в результате этой атаки были очень тяжелыми. Две пули попали в голову и застряли в мозге, один глаз (правый) почти выбило, левую сторону тела полностью парализовало. Сабуро Сакаи оглох и потерял сознание. Его самолет стал падать, и когда он исчез в облаке, другие пилоты, которые следовали за ним, посчитали, что их товарищ погиб, и улетели.
Сабуро Сакаи за 3 года до своей бессмертной воздушной эпопеи, фото сделано в Китае
Но их товарищ не погиб. Самолет был тоже сильно поврежден, но, к счастью, ни одна пуля не попала в мотор и рулевое управление. Все стекла фонаря были выбиты, в них хлестал ветер, и этот поток воздуха вывел пилота и бессознательного состояния. Правый глаз ничего не видел, левый был сильно загрязнен кровью, но Сакаи понял, что самолет находится в штопоре и падает в море. Бессознательно, автоматически, он потянул правой рукой за рычаг, и ему удалось выровнять самолет. Левая рука и нога вообще не двигались.
То, что происходило дальше, было похоже на самый настоящий кошмар. Полуслепой, полупарализованный, с разрывающейся от боли головой, в 4 часах полета до своей базы, японский пилот начал сражаться за жизнь. Сначала он хотел отыскать какой-то американский корабль и врезаться в него, но никаких кораблей он найти не мог, так как, во-первых, его отнесло очень далеко в открытое море, а, во-вторых, он почти ничего не видел из-за залившей левый глаз крови. Вот тогда-то он и решил побороться за жизнь, чему поспособствовало осознание того, что мотор самолета работает как часы, он прекрасно слушается руля, и бензобаки каким-то чудом не пробиты.
Сабуро Сакаи удалось очистить левый глаз от крови, и он получил возможность оглядеться. Правда, он много раз терял сознание, один или два раза, приходя в чувство, обнаруживал, что летит вверх ногами, причем над самыми волнами. Но ему удалось определить направление, в котором нужно лететь и отрегулировать скорость самолета для наиболее экономного расходования горючего, при этом плохо видя и работая только одной рукой и одной ногой.
Летный шлем Сабуро Сакаи, хорошо видно отверстие над глазом, проделанное одной из пуль, попавших в голову летчику
Труднее было справиться с ранами. Из головы хлестала кровь, и ее нужно было во что бы то ни стало остановить. Все бинты, которые он пытался засунуть в глубокую рану в черепе, уносило ветром, но в конце концов ему удалось заткнуть пролом в черепе. Положение усугублялось тем, что у него была только одна рука, которой он должен был управлять самолетом. Тогда на истребителях не было автопилотов, и когда он бросал рычаг чтобы заняться раной, «Зеро» разворачивало и бросало в штопор. Но Сакаи все же справился, и кровотечение прекратилось.
Однако появилась следующая проблема. Раненого летчика из-за потери крови тянуло в сон, и, погрузившись в очередной раз в «бессознанку», он рисковал уснуть в летящем и плохо управляемом без участия человека самолете. Но он постоянно делал попытки пересилить сон, и это ему удавалось. Постоянно тошнило, видимо, от сотрясения мозга, голова просто раскалывалась, и при этом следовало держать курс по компасу, постоянно сверяясь с залитой кровью полетной картой. Один раз остановился мотор – кончилось горючее в подвесном баке. Из-за того, что у него действовала только одна рука, Сакаи никак не мог переключиться на другой бак, и самолет чуть не свалился в море окончательно. Но Сакаи снова повезло.
Сабуро Сакаи сразу после возвращения на базу с рейда на Гуадалканал
Таким образом искалеченный японский пилот провел в ужасном состоянии почти 4 часа, пролетев над просторами океана 1100 километров!. Мастерство на этот раз спасло его – он вывел свой «Зеро» точно к Рабаулу, где располагался его аэродром. Самым сложным в этом деле оказалась посадка. Боевые товарищи Сакаи, вернувшиеся еще за два часа до этого, увидев в небе самолет погибшего у них на глазах пилота, не могли поверить, что он выжил. Но Сабуро Сакаи, совершив ряд пробных заходов, все же умудрился посадить самолет, не произведя на аэродроме разрушений – у него ведь действовала только одна рука, а с одной рукой посадить самолет трудно даже здоровому пилоту!
Дальнейшая судьба Сабуро Сакаи подобна судьбе Алексея Маресьева. Японского летчика вылечили (вытащили из его мозга две пули калибра 12 мм и несколько крупных осколков из других частей головы!), восстановили его левый глаз, но правый так и не стал действовать, он ничего этим глазом не видел. Командование определило Сакаи в тренировочную школу обучать молодых пилотов искусству воздушного боя, но весной 1944-го ему все же удалось добиться отправки на фронт, где одноглазый пилот сбил еще несколько американских истребителей и бомбардировщиков.
Сабуро Сакаи с правнуками, 1997 г.
Как вы можете понять, речь шла не о боевом подвиге японского пилота, а о личном. То есть в том бою он хоть и сбил два самолета, но фактически проиграл, проявив потрясающую беспечность. Поэтому ни о каком боевом подвиге речь не идет. Это подвиг личный, показывающий, до какой степени может доходить мужество у человека, который оказывается практически в безвыходной ситуации.
Сабуро Сакаи умер в 2000-м году в возрасте 84 лет. В 1976 году о его подвиге был снят художественный фильм «Небесный самурай».
Опубликовано:
9.05.2020 г.
|