Ричард Роуан
Из истории разведки
Сокращенный перевод с английского С. Займовского
ПРЕДИСЛОВИЕ
Д. Заславский
Стр. 3
Английские издатели книги Роуана сообщают о нем такие биографические данные.
Ричарду Уилмеру Роуану ныне под пятьдесят лет. Родом он из Филадельфии, учился в университете, начал свою деятельность юмористическими рассказами. Впервые заинтересовался вопросами разведки и контрразведки, когда стал близок к борьбе чехословаков за свою независимость накануне первой мировой войны. После того как США вступили в ту войну, Роуан стал выполнять секретные обязанности в отделе службы химической войны.
В 1928 году вышла в свет его книга «Разведка и контрразведка». Он написал также книгу «Пинкертоны: династия сыщиков». Много статей по вопросам шпионажа он напечатал в различных американских журналах. Благодаря всем этим работам он пользуется в США славой выдающегося знатока международного шпионажа.
Книга «Разведка и контрразведка» в 1937 году была переведена на русский язык и печаталась в «Правде», после этого вышла отдельным изданием.
Выходящая теперь в русском переводе книга «Очерки секретной службы» была издана в Лондоне в 1938 году.
В книге Роуана собран богатый и довольно пестрый материал о шпионаже и разведке в разные времена и у разных народов. Секретная служба, по расчетам Роуана, существует не меньше чем 33 века. Точнее сказать, она существует столько же времени, сколько существуют войны. В любом военном столкновении находит свое применение военная хитрость, рассчитанная на обман противника. Но, чтобы обмануть и победить врага, надо его знать.
Будучи явлением историческим, шпионаж, так же как и войны, в разные времена принимает различные формы. Типы и характеры шпионов и разведчиков меняются в зависимости от общественного и государственного строя, которому они служат. С течением времени видоизменяется также и само понятие секретной службы, а вместе с тем и понятие военной и государственной тайны. Меняется также отношение общества к тем, кто несет секретную службу. В одни времена это неведомые герои, в другие – презренные наемники. Слову «шпион» история придала весьма нелестный оттенок. Слово «разведчик» окружено уважением. Различие между этими понятиями не в технике их профессии, а в ее общественном и политическом характере.
Книга Роуана подтверждает этого многочисленными примерами. Есть глубокое, принципиальное различие между героями-разведчиками революционных войск Франции в конце XVIII века и продажными шпионами европейской реакции, хотя и те и другие преследовали как будто одну и ту же задачу: пробраться в тыл противника и разведывать его военные тайны.
Меняются в историческом развитии человечества типы шпионов и разведчиков, меняются средства и приемы разведки, меняются объем и масштабы деятельности секретной службы. Но при всех и всяких условиях она является важнейшей составной частью военного дела. Борьба в тылу не только сопутствует боевым действиям на фронте, но и предшествует им. Разведка не прекращает своей деятельности и тогда, когда враждебные армии заключают между собой мир. Вспомним, что говорил товарищ Сталин о деятельности шпионов и диверсантов в тылу у буржуазных государств.
В ЭТОМ МЕСТЕ ВРЕМЕННО УТЕРЯН ЛИСТ 5-6 СТР.
…тие отечества еще совпадает с понятием монархии. Дворяне служат своему королю, абсолютному монарху. Известны, однако, стихи:
Унд дер кениг абсолют,
Венн эр унзерн вилле тут.
«Король пользуется абсолютной властью до тех пор, пока он выполняет нашу волю». Поэтому верность дворянства королю относительна. История феодальных монархий в Англии, Франции, России полна случаев измены, предательства, «отъезда» на службу к враждебным монархам. На этой почве богато расцветают заговоры, и государственная атмосфера полна тайн. Чем сильнее разлагается феодальный строй, чем ближе монархии к своему падению, тем явственнее соединяются в профессии разведчика и шпиона черты продажности и предательства. В эту профессию идут наименее устойчивые представители своего сословия. Дворянская честь, которая раньше увлекала на подвиги во славу монарха или отечества, теперь не может устоять перед соблазном золота.
Эпоха буржуазных революций богата войнами, государственными переворотами, заговорами. Создаются армии нового типа. Образцом их являются армии революционной Франции, с их комиссарами, наблюдающими за генералами старой монархической школы, с их полководцами, вышедшими из народа. В военное дело втягиваются широкие народные массы.
Соответственно этому видоизменяются формы разведки и шпионажа, контрразведки и контршпионажа. Противники революции во Франции, противники независимости американских колоний в Англии действуют не только с помощью оружия, но и средствами подкупа, государственной измены, переманиванием на свою сторону видных генералов и государственных деятелей. Печальный «герой» американской войны за независимость генерал Арнольд становится классической фигурой предателя-шпиона. Имя его покрыто проклятьем в истории США. Таких же предателей, выдавших врагу военные тайны Конвента, мы встречаем и в истории Франции.
Центр монархической французской реакции в Кобленце, штабы европейской контрреволюции, английский кабинет Пита засылают в тыл революционной Франции тучи шпионов и диверсантов. Часть из них убежденные враги революции, дворяне, лишившиеся поместий, охваченные жаждой мести народу. Большинство просто наемники, авантюристы, искатели приключений, люди без отечества, иногда без роду и племени. В них отражен моральный облик контрреволюции, ее историческая бесчестность.
Создав армию нового типа, а с ней и стратегию и тактику нового типа, буржуазная революция в Европе и Америке создает и разведку нового типа. Бдительность народа становится необходимым средством в борьбе с коварным врагом. Марат призывает французский народ быть всегда настороже, не доверять противникам и колеблющимся, учиться разоблачать предательство, измену. Наступает время ожесточенной и самоотверженной борьбы народов за свою свободу, и народы выдвигают из своей среды разведчиков-патриотов, людей смелых и бесстрашных, готовых отдать свою жизнь на опасной службе разведки и контрразведки. Особенность этой разведки в том, что она опирается на содействие народов, что у разведчика-патриота есть сотни и тысячи помощников в народе.
В книге Роуана читатель найдет фигуры патриотов-разведчиков эпохи французской буржуазной революции XVIII века и американской войны за независимость. Мы встречаем этот тип разведчика-патриота, беззаветно преданного своей родине и делу свободы, во всех последующих европейских освободительных войнах, в том числе и в войне революционного французского пролетариата против контрреволюционного Версаля.
|