Юрий Коптев
ВИЗА БЕЗОПАСНОСТИ

Юрий Коптев. Виза безопасности

Юрий Коптев
Виза безопасности

Источник:
Международный издательский дом
X-files. СЕКРЕТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 20 ВЕКА
Журнал "Тайны секретных служб"

Криминальный отдел

Дело № 7 (22), 2008 г., стр. 91


ДОСЬЕ СЕКРЕТНЫХ СЛУЖБ
Виза безопасности
Юрий Коптев

Секретные материалы
Стр. 91

О существовании нового оружия – магнитных мин – моряки узнали еще в Первую мировую. В отличие от обычных, контактных, срабатывающих от удара, они реагируют на изменение магнитного поля. С ними незачем сталкиваться, они взрываются, когда над ними проходят громады кораблей, поражая самое уязвимое место – днище…

Накануне Второй мировой войны стало ясно, что применение этого оружия может стать настоящим бичом для флотов. Варианты защиты от магнитных мин разрабатывались по всему миру. В Советском Союзе изобретателем такого способа стал молодой ленинградский ученый Анатолий Александров, будущий президент Академии Наук.


АНГЛИЙСКИЙ СЮРПРИЗ

Идея создания взрывателя для магнитной мины проста. Известно, что стрелка компаса отклоняется, если к нему поднести железный предмет. Поворот подобной «стрелки», помещенный внутри мины, и использовался для замыкания контакта взрывателя. Коварство таких мин заключается еще и в том, что ее невозможно обезвредить обычным тралением из-за отсутствия якорного троса. Их устанавливают на дне, где они терпеливо поджидают свои жертвы…

Наши моряки с этими страшными новинками познакомились в сентябре 1919 года. Тогда стало известно, что на Северной Двине, чтобы закрыть на ней судоходство, интервенты-англичане установили мины. Но когда во время траления на них подорвались один за другим три тральщика, стало ясно, что здесь что-то не так. За дело взялись водолазы. Они нашли и подняли со дна одну из мин. Разобравшись в ее устройстве, специалисты обнаружили ее секрет – магнитный взрыватель.

Виза безопасности, Секретные материалы, № 7 (22) 2008 г. Очистить фарватер от английских сюрпризов оказалось не так-то просто. Моряки справились с работой только в начале лета 1920 года. Этот инцидент заставил корабелов задуматься. Раз есть магнитные мины, значит надо научиться бороться с ними. В тридцатых годах работы в этой области проводились во многих научных центрах мира, в том числе и у нас в Ленинграде, в Физико-техническом институте.


ВЕРТУШКА ЛФТИ

С тех пор как на кораблях стали устанавливать изделия из металла, у моряков начались неприятности с компасами – на них влияло магнитное поле самих судов, и они показывали неправильный курс. Чтобы избавиться от этого, ученые при помощи различных ухищрений научились размагничивать небольшие «пятачки», где находились навигационные приборы. Полностью е скомпенсировать необычайно сложное магнитное поле корабля было трудно. Считалось даже, что эта задача неразрешима.

Это мнение настолько глубоко укоренилось, что англичане вообще отказались от попыток размагничивания судов, чтобы избежать воздействия магнитных мин. Они предложили совсем иной, противоположный метод – усиливать их магнитное поле настолько, чтобы каждый корабль становился сам для себя тральщиком. В этом случае неконтактные мины взрывались перед кораблями, не причиняя им вреда.

Несмотря на то, что этот метод требовал мощных энергетических установок, что было не под силу маленьким суденышкам, его все е приняли на вооружение, за что потом пришлось заплатить дорогую цену. В начале войны морской флот Великобритании понес от немецких магнитных мин значительные потери.

Некоторые из наших специалистов посчитали, что если нельзя полностью уничтожить магнитное поле корабля, то его можно скомпенсировать, уменьшить настолько, чтобы мины не срабатывали. Они обратились с этим проектом в ЛФТИ, где за воплощение идеи взялись Борис Александрович Гаев и его сотрудник, будущий президент Академии Наук СССР Анатолий Петрович Александров.

Сущность предложенного учеными метода сводилась к тому, что на корпусе корабля следует уложить специальные металлические обмотки, через которые от судовых установок пропускать постоянный электрический ток. Геометрия обмоток и величина тока подбирались так, чтобы максимально скомпенсировать магнитное поле корабля.

Для проверки идеи в одной из лабораторий института из толстого стального листа изготовили простейшую модель корабля – прямоугольное вытянутое корыто длиной около полутора метров. Но для проведения измерений потребовалась специальная аппаратура, а ее-то и не было. Пришлось всё придумывать самим. На первых порах в работу шло всё, что попадалось под руку, даже лезвия от бритв. (Позже ученые создали прибор, получивший название «вертушки ЛТФИ», он и стал основным рабочим инструментом).

С помощью различных самоделок физики не только измерили магнитное поле «корыта», но и установили основные правила размагничивания. Это была долгая и кропотливая работа, но ее результат оказался настолько обнадеживающим, что эксперименты перенесли «на натуру» - в сухой док.


СЕРИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Первые измерения, проведенные на двух эсминцах, оказались неудачными – результаты искажались стоящими тут же в доке другими кораблями. Зато магнитное поле стоявшего «в печальном одиночестве» лидера «Ленинград» удалось не только промерить, но и отчасти скомпенсировать. Это уже был успех. Впервые в мире, задолго до аналогичных работ в других странах, ленинградцы показали жизненность метода, правильность выбранного пути.

В начале 1938 года о результатах экспериментов физики доложили на специальном совещании. Принял в нем участие и известный корабел, академик А. Н. Крылов. Его мнение было особенно важным. В своем сообщении А. П. Александров привел соображения и расчеты размагничивания некоторых кораблей, входящих в состав Балтийского флота. Крылов сначала возражал, высказывал свои сомнения, но все же, в конце концов, метод признали перспективным и постановили сначала опробовать его на малотоннажных судах.

В мае того же года в Ораниенбауме на корабле «Дозорный» была уложена временная размагничивающая обмотка, и судно вышло в залив. Там его уже ждала «магнитная мина». Конечно, она была разоружена – из нее извлекли заряд, а взрывной механизм подключили к сигнализации. «Дозорный» несколько раз «незамеченным» прошел над миной-контролером. Успех был налицо.

Теперь испытания перенесли подальше от любопытных глаз – на Онежское озеро. Работа была тяжелой и изнурительной. Требовалось провести множество измерений в различных точках корабля – как за бортом, так и под килем. Все это отнимало массу сил и времени, но участники работы были молоды, поэтому всё делали с шутками, весело.

Борис Алексеевич Гаев позднее рассказывал мне такую историю: после окончания очередных испытаний корабль тянул плот с измерительными приборами к далекому берегу. Устав от трудов, физики лежали на его бревнах и загорали. Увидев эту идиллическую картину, кто-то с корабля решил подшутить. Он пинком сбросил в воду ненужную железку и закричал, что упал ценный прибор. Услышав всплеск и крики, Александров и Гаев, не раздумывая, бросились в воду. В холодную воду! Но самое страшное было не в этом – судно, не сбавляя скорости, уходило, утягивая за собой и плот. Догнать его ученым никак не удавалось. Лишь поняв, что физики уже с трудом держатся на плаву, моряки «притормозили».

Испытания на Онеге тоже закончились успешно, и ученых с аппаратурой перевели на Днепровскую флотилию. Здесь были успешно размагничены монитор «Левачев» и бронекатер. Но сомнения все же оставались. Одно дело маленькие суденышки, другое – огромный броненосный корабль. Чтобы победить скепсис оппонентов, решили размагнитить один из самых больших кораблей на флоте – линкор «Марат».


В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Работу ученые выполнили точно в срок. 13 июня 1941 года линкор с физтеховцами на борту должен был выйти из Кронштадта в Таллин, где намечалось провести испытания «системы ЛФТИ». Но поход не состоялся. В открытом море с «Марата» увидели несколько неопознанных подводных лодок, и командование приняло решение вернуться.

Новую приемку перенесли на 22-е число. Уже за два дня до этого срока ученые снова прибыли на «Марат», и комиссия приступила к работе. Были заслушаны отчеты физтеховцев и моряков, проверена установка оборудования. Все прошло нормально, и акты приемки подписали без замечаний. Но покой на борту длился недолго. Его нарушили гудки, гул самолетов и голоса команд. В 4 часа утра на «Марате» объявили боевую тревогу – со стороны Финского залива появились немецкие самолеты. Однако приблизиться к кораблям они не решились.

С этого дня жизнь ученых пошла по иному графику. Уже через день они сошли на кронштадтский берег и стали устанавливать на боевых кораблях противоминное оборудование. Хотя физики оставались всю войну сугубо штатскими, но их работа была подчинена суровым приказам военного времени. На первых порах предстояло с помощью моряков-минеров размагнитить несколько тральщиков, и 27 июня они вышли на выполнение боевого задания.








Досье секретных служб, Виза безопасности

Опубликовано:
14 декабря 2017 г.
Обновлено:
5 сентября 2019 г.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ТЕХНИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Где и как купить контент для сайта