С. В. Тиркельтауб
ГАНГУТ, "ГАНГУТЫ", ГАНГУТЦЫ

С. В. Тиркельтауб. Гангут, Гангуты, Гангутцы

300 лет Российскому Флоту

Антикварная книга. Гангут, Гангуты, Гангутцы

Самуил Владимирович Тиркельтауб
Библиотека «Гангутского мемориала»
Выпуск 1
1994 г.

Издательство «Велень»
С.-Петербург ~ 1994
Издание за счет автора
64 стр., тираж 5000 экз.
Цена коммерческая

Библиотека «Гангутского мемориала»
Выпуск 1



Самуил Владимирович Тиркельтауб родился в 1920 г. в Петрограде. Участник войны 1939-40 гг. с Финляндией и обороны военно-морской базы на полуострове Ханко в 1941 году. При эвакуации с Ханко, в момент гибели корабля «Иосиф Сталин» в Балтийском море, попал в плен к финнам. Прошел через лагеря военнопленных Финляндии от Ханко до Заполярного Петсамо, последние полгода в плену работая батраком у хозяина. После перемирия в 1944 г. отправлен в советский «лагерь спецпроверки» на угольной шахте ст. Половинка (Сев. Урал). Из лагеря вернулся в Ленинград, окончил ЛЭТИ, работая инженером, мастером, начальником цеха на Запрудненском электроламповом заводе, затем начальником лаборатории в институте источников света в г. Саранске. С 1964 г. по 1994 г. – инженер института аналитического приборостроения АН СССР (позже РАН). Имеет более полутора десятков авторских свидетельств в области источников света и масс-спектрометрии. Активно участвует в дружественных контактах ветеранов Ханко Финляндии и России.



Гангут, "Гангуты", Гангутцы
События, корабли, люди
(К 280-летию сражения при Гангуте)


Стр.3

1.
Краткий экскурс в историю
По страницам документов Петровской поры

С. В. Тиркельтауб. Гангут, Гангуты, Гангутцы

Начавшись с поражения русских войск 19 ноября 1700 г. в бою со шведами под Нарвой, она, благодаря энергии, упорству и многогранным способностям Петра в военном, дипломатическом и многих иных искусствах, продолжалась с неизменной конечной пользой для отечества.

Судите сами, захватив после двухнедельной осады и упорного 12-часового штурма осенью 1702 г. крепость Нотебург (старинная русская крепость Орешек) на маленьком острове у выхода Невы из Ладожского озера. Петр, после того как «зело жестокий сей орех был счастливо разгрызен», а крепость переименована в Шлиссельбург (город-ключ), действительно открыл этим ключом путь в неприятельские земли.


С. В. Тиркельтауб. Уникальные архивные книги Очистив берега Невы от противника и дойдя в конце апреля до ее устья, после упорного боя, Петр взял на правом берегу реки крепость Ниеншанц, выиграв попутно и первое сражение на воде, когда два шведских корабля, не зная о падении Ниеншанца, вошли 5 мая в Неву. Петр на 30-ти простых лодках, экипаж которых был вооружен только ружьями и глиняными гранатами, атаковал эти корабли, имевшие на своих бортах 18 пушек. Разделив лодки на две группы, одной из которых командовал он сам, а другой князь А. Меньшиков, царь с двух сторон блокировал корабли, закрыв им выход обратно в море, и, взяв на абордаж, в жестокой схватке принудил противника к сдаче.

Теперь, когда вся Нева была освобождена, Россия получила выход к Балтийскому морю, и уже 16 мая 1703 г. в устье Невы Петр заложил маленькую деревянную крепость, получившую название Санкт-Петербург и ставшую в скором времени, после переезда из Москвы в 1713 году двора, сената и дипломатического корпуса, новой столицей государства.

Петр понимал, что завоевание выхода к морю требует строительства сильного военного флота, при этом флоту нужны не только корабли, но и хорошо подготовленные специалисты. Форсируя строительство кораблей и гребных судов на Архангельской и Воронежской верфях, он еще в 1697 году отбирает группу из 35 способных молодых людей (23 из них имели княжеский титул) и отправляет на обучение корабельному делу в Голландию, Венецию и Англию. В числе этих волонтеров, инкогнито, под именем Петра Михайлова, отправляется в Голландию и сам царь. «Инкогнито» саардамского корабельного плотника недолго сохранялось в маленьком городке, но его любознательность, наблюдательность, необыкновенная память, особая ловкость в работе, которой молодой царь не уступал многим опытным мастерам, поражала окружающих. Полученные за время учения опыт и знания Петр затем использовал в руководстве как строительством новых кораблей, так и действиями флота, и это уже подчинялось желанию царя выиграть войну.

В 1704 году были заняты Нарва и Дерпт (древнерусский город Юрьев), и хотя русские успешно продвигались вдоль южного берега Финского залива, шведы продолжали считать Балтийское море своим внутренним.

Характерным примером шведской заносчивости может служить эпизод с бригантиной «Фалк», отправленной летом 1709 г. из Кроншлота (Кронштадта) в Стокгольм с письмами пленных шведов на родину. Несмотря на то что бригантина шла под белым парламентерским флагом, она была задержана шведской стороной, а на требование вернуть корабль шведский адмирал Анкерштерн в ответном письме нашему вице-адмиралу Крюйсу от 24 июля 1709 г., в частности, говорит: «…что господину вице-адмиралу ненадобно и ненадлежало бы посылать так далеко по нашему морю мимо Выборга; это противно Королевскому Величеству, понеже то море в его владычестве».

5 августа 1709 г. Крюйс ответил Анкерштерну, «…что море открытое и общее, а на берегах южной стороны четыре русских крепости: Иван-город, Нарва, Ямбург и Копорье. И другие южные земли теперь лишь временно были силой захвачены шведами, а теперь возвращаются».

Нужно отметить, что эта переписка относится к периоду поражения в бою у деревни Лесной 16-тысячного отряда шведов 28 сентября 1708 г. и вскоре после полного разгрома 35-тысячной армии Карла XII под Полтавой 27 июня 1709 г.

К концу 1712 г. шведы почти полностью вытеснены из занятых ими ранее областей, и Петр начинает готовить наступление против неприятельских войск, оккупирующих Финляндию.

30 октября 1712 г. государь пишет графу Федору Матвеевичу Апраксину из Карлсбада:

«…Что пишете о походе в Финляндию, о той материи уже через Шушерина дубликат послан, извольте по тому поступать. Також что писано, чтоб зимой дойти до того места, где неприятель ныне стоял, сие кладется на ваше рассуждение о месте (зелоб изрядно, чтоб зимою Гельсинфорс взять) и где случай допустить сие главное дело, чтоб окончательно и будущую кампанию как возможно сильные действа, с помощью Божию, показать. ИДТИ НЕ ДЛЯ РАЗОРЕНИЯ, НО ЧТОБ ОВЛАДЕТЬ, хотя оный нам не нужда вовсе удерживать, но двух ради причин главнейших: первое было б, что при мире уступить (о котором шведы уже ясно говорить начинают), другое, что сия провинция суть титькою Швеции, как сам ведаешь, не только что мясо и прочее, но и дрова оттоль. И ежели Бог допустит летом до Абова, то ШВЕДСКАЯ ШЕЯ МЯГЧЕ ГНУТЬСЯ СТАНЕТ…» (выделено автором монографии).

Русский десантный корпус в 16 тысяч человек на галерах и других мелких судах в апреле 1713 г. отправился под командою Петра к Гельсингфорсу. Не встретив сопротивления, русские вступили в город. Без боя был занят и другой финский город Борго (Порво) на побережье Финского залива северо-восточнее Гельсингфорса.

В документах, написанных рукою государя при Гельсингфорсе 16 мая 1713 г., Петр несколько меняет свое отношение к занятию территории Финляндии: «1. Понеже сентеция нашего дела состоит в том, чтобы сие княжество от неприятеля отлучить, но и укореняясь по возможности в оном и из оного далее неприятелю досаждать для чего удобнее всех мест представляется город Або(в). Однако прежде надлежит иметь в сих шхерах добрый гавань (около сих мест для того, ежели зачем невозможно будет или неприятель силен будет дабы зимовать или ретироваться мочно было к своему магазейну) и там всегда имея фут, паки оттоль неприятелю докучать было мочно, который бы удобен был для привозу всегда из Петербурга провианту и во оном соблюден быть мог, також и приходящие суда могли во оном от неприятеля сохраняться, для чего то место надлежит фартофикатовать по возможности, а здешнее место к тому весьма неудобно для мелкости воды, но токмо разве на малое время для случения с генерал-майором Волхонским».

Во второй половине 1713 г. русские заняли город Або (Турку). Поражение шведов в кампании 1713 г. в Финляндии и Померании, завершившееся падением Штеттинской крепости, вызвало растерянность и уныние шведского правительства. Армия, которую теперь шведский король Карл XII мог противопоставить русским в Финляндии, составляла только 8 тысяч человек, но и эта армия была почти полностью разбита 18 февраля 1714 г. русским отрядом под командованием князя Голицына, также насчитывающим около 8 тысяч солдат. В этом бою вблизи города Николайштадт (Ваза) на побережье Ботнического залива шведы потеряли убитыми и ранеными свыше 5 тысяч человек. Трофеями русских стали 8 орудий, 20 знамен, в плен попало 535 шведов.

Самуил Владимирович Тиркельтауб Главнокомандующий силами противника генерал Армфельд отступил с остатками своих войск на территорию Швеции, а русский отряд, не имея перед собой более противника, вернулся в Або, где ожидал прибытия нашего флота с провиантом и боеприпасами для вторжения на галерах в пределы самой Швеции.

Сухопутные силы шведов были практически разбиты, и у них оставалась надежда только на свой мощный военно-морской флот.

В то время флот разделялся на корабельный (парусный) и гребной. Корабельный флот имел мощное вооружение, на крупных кораблях – до 100 орудий, расположенных по бортам. Орудия различались по весу ядер, в основном от 3 до 36 фунтов. Скоростные качества и маневренность кораблей зависели как от искусства кораблестроителей, так и в значительной степени от выучки, слаженности действий и самоотверженности командиров и экипажа. Корабли требовали для маневрирования открытых пространств, а возможности хода резко зависели от состояния погоды, скорости и направления ветра. Использовать корабли для боевых действий в узких проливах и островных архипелагах шхерных районов Финляндии было невозможно.

Гребной флот состоял из галер, полугалер (скампавей) и прамов. Галера – большое гребное судно с одним рядом весел вдоль каждого борта, несколькими (обычно 10-18) пушками на носу (вес ядер 3-18 фунтов), имевшее две-три мачты с косыми парусами, способное поднять до 300 человек десанта. Полугалера – несколько меньшее судно. Прам – гребное судно, плоскодонное, с сильной артиллерией, чаще всего передвигавшееся на буксире.

Гребные суда были предназначены для действий в шхерах и, в отличие от кораблей, неуютно чувствовали себя вдали от берегов. Их использовали в качестве десантных судов. Слабость артиллерии и необходимость размещать ее только в носовой части, а также невысокие борта не давали возможности вступать в бой с кораблями на равных. От команды галеры требовались не только сноровка и умение, сколько сила и выносливость при гребле.

В состав шведского флота в то время входили многочисленные парусные корабли, фрегаты и бригантины с сильными орудиями, хорошо обученными, имеющими боевой опыт командами и командирами. Мореходные качества шведских боевых кораблей славились во всем мире.

В русском флоте на Балтике, несмотря на огромное напряжение сил для постройки новых судов, в первое десятилетие Северной войны насчитывалось не более полутора десятков кораблей, включая закупленные в Голландии, Дании и Англии. Капитанами на кораблях были почти исключительно иностранные подданные.

Вот как выглядела приписка к донесению английского посла в России Витворта госсекретарю Харлею, из Москвы в мае 1708 года:


Список царского флота, расположенного на якоре в тридцати верстах от Петербурга между островом Ричард и Кроншлотом, под командой вице-адмирала Крюйса.

Корабли

Командиры

Национальность командира

Число орудий

Число людей

"Думкрат"

адмирал Апраксин

русский

32

180

"Елефант"

вице-адмирал Крюйс

датчанин

32

150

"Нарва"

капитан Шельтинд

голландец

28

110

"С.-Петербург"

капитан Симсон

англичанин

28

110

"Св. Михаил"

капитан Безмакар

голландец

28

110

Иван-город

капитан Слейс

голландец

28

110

"Триумф"

капитан Рос

голландец

28

110

"Кроншлот"

капитан Сиверс

датчанин

28

110

"Фам"

капитан Эдвардс

англичанин

28

110

"Дерпт"

капитан Пах

голландец

28

110

"Штандарт"

капитан Шонвик

голландец

28

110

"Шлиссельбург"

капитан Ганья

голландец

28

110

Итого кораблей

12

172 (так в оригинале)

1540 (так в оригинале)

Кроме кораблей:
галер

8

64

4000

Других судов
(брандеров и бомбардирских)

8

(6 - фунт.)

-

Всего судов

28

236

6540 (так в оригинале)

В корабельных журналах времен становления русского военного флота интересно отметить появление имен будущих великих адмиралов и мореплавателей. В росписи кораблей 1705 г. у Кроншлота капитаном на одной из галер – будущий адмирал Питер Сиверс, а командиром «на шхуне которая по дрва ходит» - поручик Витус Беринг.

В 1706 году в сражении под Выборгом ранен бомбардир Наум Синявин – будущий адмирал флота российского.

Не жалея сил и средств, Петр продолжает строить флот. На верфи в Шлиссельбурге спускает на воду галеры и скампавеи корабельный мастер Федосей Скляев; на адмиралтейской верфи в С.-Петербурге главные строители Козенц и Най один за другим закладывают большие корабли. Продолжается строительство на прежних верфях в Архангельске и Воронеже. Новые верфи строят корабли и галеры в Кроншлоте и Ревеле (Таллинне). Оба, северный и южный, берега Финского залива заняты русскими войсками, но на море по-прежнему владычествует сильный шведский флот, блокируя движение всех торговых и военных судов в заливе.










ЧАСТЬ II
"ГАНГУТЫ"


Опубликовано:
16 ноября 2016 г.
Обновлено:
27 января 2018 г. (15.01.2019 г.)



С. В. Тиркельтауб
Гангут, "Гангуты", Гангутцы
Монография



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

Как сделать бизнес на перепродаже контента