Виктор Бакурский
МИДУЭЙ - ЗАБЫТЫЙ АТОЛЛ

Виктор Бакурский. Мидуэй - забытый атолл

Виктор Бакурский
"Мидуэй - забытый атолл"

Текст взят из издания:
"Крылья Родины", № 3 (758), № 6 (761) 1994 г.
Издатель - ИПК "Московская Правда"
Москва ~ 1994 г.
Тираж - 23000 (оба номера)



Виктор Бакурский:
"Мидуэй - забытый атолл
Часть 1.

Стр. 27

Безусловно, воздушные сражения в небе Кубани, Курской дуги, над Берлином - одни из выдающихся во второй мировой войне. Но неизвестный у нас бой у атолла Мидуэй тоже является одним из наиболее важных. Американцы даже считают его переломной точкой в войне на Тихом океане, по значимости сопоставляют со Сталинградской битвой.

Виндикейтор - легкий бомбардировщик корпуса морской пехоты США Наряду с разгромом американского флота в Пирл-Харборе («КР» № 4-92) это событие довольно широко освещено в зарубежной и специальной отечественной литературе. Однако для большинства эта информация осталась недоступной. Наша задача - сделать открытие для читателей.

Итак, 18 апреля 1942 г. группа самолетов В-25 «Митчелл» стартовала с американского авианосца «Хорнет» и нанесла удар по Токио. Это событие вызвало шок у японского военного командования: каким образом сухопутные фронтовые бомбардировщики оказались над столицей. Самым правдоподобным виделось: налет совершен с аэродромов атолла Мидуэй, расположенного в самом центре Тихого океана, между Японией и Гавайскими островами. Эго подтолкнуло японцев к проведению операции по захвату Мидуэя. Однако планы главнокомандующего флотом адмирала Ямамото простирались гораздо шире. Захватив Мидуэй, он предполагал выманить в океан весь американский морской флот, дать ему генеральное сражение и довершить уничтожение кораблей, начатое в Пирл-Харборе.

Для достижения этой цели японцы задействовали силы, почти вдвое превосходящие американские. При этом выполнение основной задачи вновь возлагалось на авианосцы.

В конце мая 1942-го силы вторжения направились в район атолла Мидуэй. В операции было задействовано 7 линейных кораблей, в том числе и самый мощный корабль японского флота - линкор «Ямато» водоизмещением 68 000 тонн. В состав сил вторжения входили два легких авианосца «Дзуйхо» и «Хосе», предназначенные для противолодочной и противовоздушной обороны флота, и отдельное ударное авианосное соединение адмирала Нагумо, состоящее из четырех тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю» и большого числа кораблей прикрытия. Соединению адмирала Нагумо ставилась задача нанесения воздушных ударов по военным базам Мидуэя, кораблям противника и уничтожения его авиации. Именно этому авианосному соединению и пришлось вынести всю тяжесть боев в операции.

Ранним утром 4 июня с «Акаги», «Кага», «Сорю» и «Хирю» поднялась первая ударная группа из 108 самолетов. В ее составе было 36 пикирующих бомбардировщиков Аичи тип 99, прозванных американцами «Вал», 36 бомбардировщиков-торпедоносцев Накадзима тип 97 («Кейт») и 36 истребителей Мицубиси тип 0 («Зеро»). (подробнее об этих самолетах см. «КР» 6-91, 1-92).

Однако неожиданного удара не получилось. Несмотря на то, что вылет авиагруппы производился еще затемно, японские машины были обнаружены американской летающей лодкой примерно в 250 км от цели. Передав по рации о приближающемся противнике, американские пилоты незаметно следовали за японской авиагруппой. В 50 км от острова они набрали высоту и сбросили светящуюся авиабомбу прямо над строем японских самолетов. Американские истребители, которые уже находились в воздухе, сразу бросились в атаку. Правда, успеха она не принесла. В ходе 25-минутного воздушного боя им не удалось сбить ни один из японских бомбовозов.

Жемчужина японского флота - авианосец Кага (довоенный снимок) Истребители «Зеро» сковали действия американских перехватчиков и обеспечили возможность ударным самолетам атаковать наземные цели. Однако эти удары не нанесли американцам особого ущерба. Все самолеты (в том числе и бомбардировщики) были подняты в воздух и ушли из зоны поражения. Второго Пирл-Харбора не получилось. Японцам оставалось бомбить лишь пустые ангары и взлетно-посадочные полосы.

Серьезные потери понесла американская истребительная авиация. Из 26 машин только две вернулись на свои базы без повреждений. Остальные были или сильно повреждены, или сбиты.

Почти полное поражение американских истребителей определило в дальнейшем и судьбу бомбардировщиков. Они были вынуждены действовать против японского флота без авиационного прикрытия и понесли значительные потери.

Интересно отметить, что после первого налета на Мидуэй японские летчики заявили о 42 сбитых американских машинах, хотя в воздухе находилось 26 истребителей. Зато уж американские пилоты доложили о 43 сбитых японских машинах. Еще десять записали на свой счет зенитчики.

Жемчужина японского флота - авианосец Акаги (довоенный снимок)


На самом деле на японские авианосцы не вернулись только четыре бомбардировщика и два истребителя.

В связи с тем, что американские бомбардировщики в ходе налета японской авиации не пострадали, Нагумо решил нанести повторный удар по аэродромам противника в тот момент, когда американские самолеты, израсходовав горючее, вернутся на свои базы.

Правда, сделать это быстро не удалось. Дело в том, что вторая группа из 108 самолетов первоначально предназначалась для удара по американскому флоту. Следовательно, на все торпедоносцы подвесили торпеды. Их надо было заменить на бомбы. Машины спустили с полетной палубы на ангарную, где и производилась смена вооружения. Кроме того, соединению адмирала Нагумо не давали покоя появлявшиеся время от времени американские самолеты.

В тот самый момент, когда самолеты первой волны бомбили Мидуэй, авианосное соединение подверглось нападению береговой авиации США. По приказу командующего флотом адмирала Нимица командир военно-морской базы Мидуэй капитан I ранга Симард послал против японской эскадры шесть новейших торпедоносцев «Эвенджер» (см. «КР» № 8-92) и четыре бомбардировщика В-26 «Мэродер» с подвешенными торпедами. Никакого прикрытия у них не было, так как все истребители в это время готовились к отражению налета японской авиации.

Первая атака японского соединения американскими самолетами оказалась неэффективной. Половина машин была сбита еще на подходе к цели. Ни одна из сброшенных торпед в японские корабли не попала, причем одну из торпед обстреляли из пулеметов и она взорвалась, не причинив никакого вреда. Обратно на свою базу вернулись только два В-26 и один сильно поврежденный «Эвенджер».

В полете Эвенджер Через некоторое время авианосное соединение подверглось налету «летающих крепостей». 14 самолетов В-17 еще до начала японского налета поднялись с Мидуэя с целью потопить десантные суда японцев. Но, встретив на своем пути авианосцы, они атаковали эту куда более важную цель. Сбросив с высоты 6000 м по четыре тонны бомб на авианосцы «Хирю» и «Сорю», они удалились, не понеся потерь и не добившись ни одного попадания.

Как только В-17 скрылись из виду, с японских авианосцев начали подниматься самолеты второй ударной группы. Первыми взлетели истребители, и им тут же нашлась работа. К авианосному соединению приближались 16 легких бомбардировщиков «Виндикэйтор». Японцы даже удивились, почему американцы не прибегли к эффективному бомбометанию с пикирования, а шли в горизонтальном полете с небольшим снижением. Но, увы, летчики этой эскадрильи были еще неопытными, и командир майор Хендерсон вынужден производить обычное бомбометание с планирования. Японские истребители «Зеро», которые в это время уже находились в воздухе, начали громить противника. Несколько машин, в том числе и Хендерсона, сразу сбили. Остальные сбросили десять бомб на авианосец «Хирю», но не попали. Потеряв восемь машин, американцы вернулись на базу. При этом из восьми вернувшихся самолетов шесть настолько сильно пострадали, что их не имело смысла ремонтировать.

Через двадцать минут еще 11 «Виндикэйторов» попытались атаковать авианосное соединение японцев.. Но когда командир эскадрильи майор Норрис увидел целую тучу приближающихся «Зеро», то счел за лучшее отбомбиться по ближайшему линкору («Харуна») и ретироваться. Правда, и на этот раз американцы не добились ни одного попадания и потеряли два самолета.

Один из Эвенджеров, сумевших вернуться на Мидуэй Столь неэффективные действия береговой авиации тем не менее сыграли большую роль в общем ходе сражения. Из-за этих атак японским авианосцам приходилось все время маневрировать. Они не могли идти строго против ветра. Следовательно, постоянно откладывался вылет второй волны ударных самолетов. Поднятые в воздух истребители тратили свои силы на малочисленного и практически небоеспособного противника, расходовали горючее. Когда же небо полностью очистилось от американских машин и можно было выпускать бомбардировщики, к авианосному соединению подошли возвращающиеся с Мидуэя самолеты первой волны. Они провели в воздухе почти четыре часа и держались на последних каплях топлива. Палубы авианосцев вновь пришлось очистить и начать принимать вернувшиеся самолеты.

Таким образом, в 9 часов утра все четыре японских авианосца были забиты самолетами, половина из которых имела подвешенные бомбы и полные баки горючего. Казалось, что теперь самое время послать их в очередной налет на Мидуэй. Но адмирал Нагумо получил сообщение с разведывательных самолетов о кораблях противника, среди которых был и похожий на авианосец. Он и решил сначала нанести удар по вражеской эскадре, затем продолжить бомбардировку военно-морской базы Мидуэй. И отдал роковой приказ: вновь сменить бомбы на торпеды.

Обслуживающий персонал складывал снятые бомбы тут же на ангарной палубе, ибо времени на уборку их в артпогреба просто не было. И тут авианосцы атаковали американские самолеты.

В отличие от Нагумо, командующий 16-м оперативным авианосным соединением ВМС США адмирал Спрюэнс прекрасно был осведомлен о составе сил и действиях своего противника. Его глазами и ушами стали разведывательные самолеты, которые постоянно висели над японским соединением вне зоны досягаемости корабельной зенитной артиллерии. Большая высота позволяла им легко уходить от японских истребителей, которым для набора требовалось много времени. И хотя силы американцев были существенно слабее (два авианосца «Хорнет» и «Энтерпрайз»), Спрюэнс не уклонился от боя.

Тонущий Уайлдкэт Получив донесение о налете японцев на Мидуэй, он решил «подловить» их в момент подготовки ко второму вылету. В ударную группу вошли 67 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» (см. «КР» № 6-92) и 29 торпедоносцев «Дивэстэйтор». Их прикрывали 20 истребителей «Уайлд-кэт» («КР» № 5-92). Несколько позднее в воздух поднялись 12 торпедоносцев «Эвенджер» и 17 «Донтлессов» и под прикрытием шести «Уайлдкэтов» с авианосца «Йорктаун» из 17-го оперативного соединения ВМС США, которое находилось недалеко от эскадры Спрюэнса. Однако до цели долетели далеко не все. Так, одна из групп (35 «Донтлессов» с авианосца «Хорнет» в сопровождении истребителей) вообще нс нашла японское соединение. Из-за нехватки топлива 13 пикировщикам пришлось совершить посадку на Мидуэе. Два самолета упали в лагуну. Все истребители, не дотянув до берега, попадали в море.

Не очень здорово проявили себя и американские истребители с «Энтерпрайза». Вылетев на сопровождение эскадрильи торпедоносцев, они вскоре ее потеряли. Правда, через некоторое время они пристроились к другой группе, но умудрились потерять и ее. В результате ударные самолеты с «Хорнета» и «Энтерпрайза» появились над японскими кораблями без истребительного прикрытия и стали легкой добычей «Зеро». Лишь шестерка «Уайлдкэтов» с «Йорктауна» дошла до цели. Но справиться с многочисленными истребителями противника ей было не под силу. В небе над японским соединением началось жуткое избиение американских торпедоносцев.

Первой появилась группа из 15 торпедоносцев «Дивестэйтор» с авианосца «Хорнет». На ее перехват тут же бросились 50 истребителей «Зеро», которые буквально с ходу расстреляли всю группу. Из тридцати американских летчиков в живых остался только один. Его на следующий день подобрала из воды летающая лодка «Каталина» (««КР» № 9,10-92).

Вслед за первой эскадрильей с «Хорнета» в бой вступила эскадрилья торпедоносцев с «Энтерпрайза». Но и они без истребительного прикрытия стали легкой добычей японских асов. Не следует забывать и о мощнейшем зенитном огне с самих авианосцев и кораблей охранения. Буквально через несколько минут из 14 торпедоносцев десять рухнули в воду. Ни одна из пущенных торпед в цель не попала.

Дивестейтор - бомбардировщик-торпедоносец флота США Едва закончилась эта атака, как подошла эскадрилья «Эвенджеров» с авианосца «Йорктаун» в сопровождении шестерки «Уайлдкэтов». В мгновение ока американские истребители были подавлены, после чего вездесущие «Зеро» занялись истреблением торпедоносцев. Из 12 «Эвенджеров» только пять смогли подойти к авианосцам и сбросить торпеды. Но ни одна из них не попала в цель. Уйти же из зоны ПВО сумели только два экипажа. Остальные были сбиты.

В результате из 41 торпедоносца, участвовавшего в атаке, соединения Нагумо, лишь шесть вернулись на свои авианосцы! Семи самолетам удалось сбросить торпеды, но ни одна из них не достигла цели.

Отсутствие истребительного прикрытия и несогласованность атаки эскадрилий привело к столь трагическому результату. Тем не менее молодые американские летчики сделали главное - они вызвали на себя весь огонь японского авианосного соединения и стянули к самой воде все японские истребители. Внимание орудийных расчетов было сосредоточено на линии горизонта. И тут на японские авианосцы свалились пикирующие бомбардировщики «Донтлесс»...


Окончание в № 6

ПОДПИСИ К ФОТОГРАФИЯМ
1. «Виндикейтор» - легкий бомбардировщик корпуса морской пехоты США.
2, 3. Жемчужины японского флота - авианосцы «Кага» и «Акаги» (довоенные снимки).
4. В полете «Эвенджер».
5. Один из «Эвенджеров», сумевших вернуться на Мидуэй.
6. Тонущий «Уайлдкэт».
7. «Дивестейтор» - бомбардировщик-торпедоносец флота США.



Окончание (начало в № 3)
Часть 2.

Стр. 26

Появившиеся над японскими авианосцами американские пикирующие бомбардировщики «Донтлесс» в корне изменили ситуацию. Можно сказать, что им просто сильно повезло. Вылетев в разное время с авианосцев «Энтерпрайз» и «Йорктаун», они неожиданно сошлись вместе над эскадрой противника и практически одновременно бросились в атаку. При этом 37 «Донтлессов» с «Энтерпрайза» обрушились на авианосцы «Кага» и «Акаги», а 17 пикировщиков с «Йорктауна» - на «Сорю». Пикируя с высоты 4300 м, они не встретили противодействия вражеских истребителей (ведь те были заняты уничтожением торпедоносцев).

Йорктаун в огне Первым получил свою порцию бомб авианосец «Сорю», «Донтлессы» с «Йорктауна» спикировали на него тремя группами с разных ракурсов и поразили тремя бомбами. Первая попала в носовую часть корабля. Пробив полетную палубу, она взорвалась в ангаре, забитом самолетами, вокруг которых лежали бомбы, не убранные в артпогреба. Вторая попала в скопление самолетов, готовящихся к вылету. При этом взрывной волной смахнуло за борт стартующий истребитель «Зеро». Третья бомба взорвалась около кормового подъемника. Вскоре «Сорю» напоминал пылающий факел. Никакие меры пожаротушения не дали результата, и через 20 минут прозвучала команда покинуть корабль. К вечеру, выгорев до основания, он погрузился в морскую пучину, унося с собой тела 719 человек и все находившиеся на нем самолеты.

Примерно в то же время, когда 500-фунтовые бомбы взорвались на палубе «Сорю», другие «Донтлессы» пикировали на «Кага» и «Акаги». Девять из них поразили «Кага» четырьмя бомбами. При этом одна упала перед капитанским мостиком и взорвала цистерну с авиационным бензином. Все офицеры управления с командиром корабля сгорели на месте. Пламя охватило авианосец. А вскоре произошел взрыв огромной силы (очевидно, взорвался бомбовый погреб), в результате чего корпус корабля получил сильные повреждения. В 19.25 «Кага» затонул. Это произошло всего через 12 минут после того, как под водой скрылся «Сорю».

Дольше всех сопротивлялся флагманский авианосец «Акаги». Однако когда число погибших на нем резко возросло, командир отдал приказ оставить корабль. И все-таки пылающий авианосец не собирался тонуть. Только на следующее утро, в связи с приближением американского флота «Акаги» был добит своими же эскадренными миноносцами.

Лишившись трех авианосцев, на каждом из которых погибло 700-800 человек, и потеряв три четверти боевых самолетов, японское авианосное соединение еще продолжало существовать. «Хирю», единственный из авианосцев, не получивший повреждений, представлял собой сильную боевую единицу. На нем оставалось 18 боеготовых пикирующих бомбардировщиков, 10 торпедоносцев (один с «Акаги») и два десятка истребителей (два с «Кага»). Кроме того, основные ударные силы японского флота - линкоры и тяжелые крейсера не пострадали в результате налета. Учитывая значительный перевес своих морских сил, адмирал Ямамото решил дать противнику морской бой и уничтожить его огнем корабельной артиллерии. Для того чтобы ослабить авиационную поддержку американского соединения, было решено нанести удар по его авианосцу самолетами, оставшимися на «Хирю».

Правда, пока Ямамото обдумывал свой план, 18 пикировщиков с «Хирю» в сопровождении шестерки «Зеро» уже летели к цели. Они исполняли приказ атаковать вражеские корабли, который не успели выполнить экипажи «Кага», «Акаги» и «Сорю».

На пути к цели ведущий группы капитан-лейтенант Кобаяси заметил американские самолеты, возвращавшиеся на свои авианосцы, и отдал команду незаметно следовать за ними. И хотя два истребителя самовольно вышли из строя и набросились на ничего не подозревающие американские торпедоносцы, ослабив тем самым истребительное прикрытие, Кобаяси достиг своей цели и вывел группу точно на авианосец «Йорктаун». Но здесь нападавших встретила большая группа «Уайлдкэтов». Японские истребители, проклиная двух своих товарищей, погнавшихся за легкой добычей, вступили в бой.

Однако превосходство в воздухе было за американцами. Прежде чем «Вэлам» удалось прорваться к кораблям, американские истребители уничтожили десять из них. Еще два сбила зенитная артиллерия. Тем не менее 8 пикировщиков прорвались через сплошную стену огня и поразили «Йорктаун» тремя бомбами. Одна взорвалась на ангарной палубе, в результате чего начали гореть находящиеся там самолеты, вторая - несколько глубже, на четвертой палубе, а третья попала точно в дымовую трубу. От ее взрыва заглушило пять из шести котлов силовой установки корабля, и он практически полностью лишился хода. И все-таки команда американского авианосца сработала довольно оперативно. На ангарной палубе была включена система создания водных завес, бомбовый погреб затоплен водой, а возгорание цистерн с бензином предотвращено с помощью углекислоты. Через некоторое время кочегары смогли вновь запустить четыре котла.

Герой Мидуэя лейтенант Маклоски, сбивший семь японских самолетов, в кабине своего Уайлдкэта В отличие от японского соединения, застигнутого врасплох, американцы заранее знали о приближении вражеских бомбардировщиков. Этим они были обязаны радиолокационной станции «Йорктауна», обнаружившей воздушного противника еще за 60 км. Правда, в результате японского налета РЛС вышла из строя.

К тому же на борту «Йорктауна» осталось мало самолетов. Ведь все торпедоносцы, за исключением одного, были сбиты, а пикирующие бомбардировщики, за которыми увязались японцы, находились еще в воздухе и им заранее дали сигнал отойти в сторону.

Пока американские моряки боролись за спасение своего авианосца, японские самолеты с большими потерями вернулись на «Хирю». Из 18 бомбардировщиков было сбито 13, трех машин лишились истребители. Летчики доложили о поражении «Йорктауна», что вызвало у командования большое удивление. Ведь японцы считали его потопленным еще во время боев в Коралловом море. Мало того, экипаж вернувшегося с разведки самолета сообщил, что в составе американской эскадры находится не один, а три авианосца. Это уже в корне меняло дело. Тем не менее, японцы вновь решили нанести удар по американскому соединению всеми оставшимися у них самолетами.

На этот раз в атаку на американскую эскадру вылетели 10 торпедоносцев в сопровождении шестерки истребителей. По иронии судьбы японцы вновь вышли на «Йорктаун». В это время пожар на нем был потушен, и летчики приняли его за другой авианосец.

Между тем над «Йорктауном» барражировала лишь четверка «Уайлдкэтов». Остальные только что сели и производили дозаправку. Получив сообщение о приближающихся японских самолетах, американцы успели поднять в небо еще восемь истребителей с почти пустыми баками. Возможно, часть из них просто упала в воду из-за остановки двигателей. Во всяком случае, японцы впоследствии докладывали о восьми сбитых истребителях противника. Тем не менее и пилоты «Уайлдкэтов» уничтожили несколько японских машин. Когда же торпедоносцы подошли на расстояние 3 км, американские крейсера открыли огонь из орудий главного калибра, поставив перед ними «водяную завесу». От взрывов снарядов образовывались огромные столбы воды, при ударе о который самолеты разваливались на куски. И все-таки четырем «Кейтам» удалось прорваться и сбросить торпеды, две из которых поразили авианосец. Корабль потерял ход и начал крениться на правый борт. Опасаясь опрокидывания, командир «Йорктауна» приказал экипажу покинуть корабль. Однако авианосец долгое время продолжал оставаться на плаву.

Следующим утром на него высадилась аварийная партия, которая обследовала весь корабль и установила, что поспешное бегство экипажа было преждевременным. После этого на «Йорктаун» вернулась часть команды и его взяли на буксир с намерением привести в Перл-Харбор. В это время авианосец атаковала японская подводная лодка. Две торпеды, попавшие в корабль, сделали борьбу за его спасение безнадежной, и примерно через сутки «Йорктаун» медленно перевернулся и затонул.

Японский торпедоносец, пораженный зенитным снарядом В то время как японские торпедоносцы атаковали «Йорктаун», американские разведывательные самолеты обнаружили последний неповрежденный японский авианосец. По приказу адмирала Спрюэнса с «Энтерпрайза» взлетели 24 «Донтлесса» (десять из них были «беженцами» с «Йорктауна»). В связи с тем, что японцы не располагали радиолокационными станциями и остались практически без истребительного прикрытия (к этому моменту на «Хирю» осталось всего шесть «Зеро»), удар «Донтлессов» был неотразим. Из 24 американских пикировщиков 13 набросились на «Хирю» и поразили его четырьмя бомбами. Еще шесть бомб упали в воду в непосредственной близости от корабля и сильно повредили его подводную часть. Другие пикировщики в это время нанесли удар по кораблям сопровождения.

Но американцы на этом не успокоились. По японскому соединению начала «работать» базовая авиация с Мидуэя. Ктому же с Гавайских островов прилетели тяжелые бомбардировщики В-17, которые к вечеру еще раз бомбили уже неподвижный авианосец. (Кстати, ни одна из бомб в него так и не попала). Тем не менее «Хирю» был обречен. Борьба с пожаром и поступлением воды через пробоины в корпусе не принесла результатов, и команде пришлось покинуть судно. Самое ужасное заключалось в том, что машинное отделение было отрезано огнем, и люди медленно погибали там от удушья. Две отчаянные попытки спасательных команд пробиться туда окончились неудачей.

Оставшись без авианосцев, а следовательно, и без авиационного прикрытия, японцы уже не решились атаковать американский флот и отступили, бросив догорающий «Хирю» в сопровождении всего лишь двух миноносцев. Утром следующего дня торпедными залпами они «помогли» утонуть агонизирующему кораблю. При этом произошло чудо... Взрывы торпед открыли выход из машинного отделения оставшимся в живых кочегарам, которых впоследствии подобрал американский корабль.

Итак, японцы проиграли сражение. Кроме чисто материальных потерь, они потерпели и моральное поражение. Правительственные круги были в состоянии шока. Битва за Мидуэй нанесла удар по самоуверенности японской правящей верхушки и ее генеральному штабу. Это привело к отсрочке запланированного наступления на Новую Каледонию, Фиджи и Самоа. Мало того, японский флот уже никогда больше не отваживался на крупные наступательные операции вдалеке от своих баз. Япония была вынуждена перейти от наступления к обороне.


НА СНИМКАХ:
«Йорктаун» в огне.
Герой Мидуэя лейтенант Маклоски, сбивший семь японских самолетов, в кабине своего «Уайлдкэта».
Японский торпедоносец, пораженный зенитным снарядом.

Опубликовано:
18.1.2018 г.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ САЙТА

КАРТА САЙТА

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ КНИГА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

Тайна острова Оук. А. В. Бирюк. Читать книгу