Л. Кащеев
"ИМЕЮ НА БОРТУ РАНЕНЫХ И ПОВРЕЖДЕНИЯ"
К годовщине налета японской авианосной авиации на
австралийский порт Дарвин 19 февраля 1942 г.

Л. Кащеев. Имею на борту раненых и повреждения


Л. Кащеев
"Имею на борту раненых и повреждения"
К годовщине налета японской авианосной авиации на
австралийский порт Дарвин 19 февраля 1942 г.

Источник неизвестен.
Примерно середина 90-х


Об этом событии австралийская пресса писала как о «втором Перл-Харборе», хотя, безусловно, его историческое и стратегическое значение гораздо менее значимо. Тем не менее, даже в отечественной прессе в напряженные дни февраля 1942-го было опубликовано краткое сообщение об успешной атаке японцами австралийского порта Дарвин: «19.02.42, чтобы исключить возможность доставки союзниками подкреплений на Яву из Австралии, авианосное соединение адмирала Нагумо совершило налет на этот порт».

Aichi D3A, японский авианосный пикирующий бомбардировщик …Утром 18 февраля 1942 г. в гавани Дарвина собралось множество кораблей: американские войсковые транспорты «Мейгс» и «Мануа Лоа» высаживали войска на пирс, австралийские транспорты «Тулаги» и «Портмар» ожидали своей очереди на якорях. Кроме того, в порту находились австралийское госпитальное судно, войсковой транспорт, норвежский танкер, американский транспорт «Адмирал Холстед» с грузом высокооктанового бензина, бразильский транспорт «Дон Исидоро», несколько корветов, буксиров и катеров. На подходе были английские транспорты «Нептун» и «Зеландия» с грузом боеприпасов и американский эсминец «Пири». В излучине гавани на якоре стояла американская база гидроавиации «Уильям Б. Престон».

19 февраля в 9.30 Дарвин подвергся неожиданному удару японской авиации (18 бомбардировщиков). Авиационное прикрытие (10 истребителей Р-40) было рассеяно в первые же минуты налета – при этом американцы и японцы потеряли по одной машине. Надо сказать, что в первые месяцы войны в «кидо бутай» у японцев летали поистине классные пилоты.

Удар первой волны бомбардировщиков пришелся в основном на город: от первых же бомб в порту взлетели на воздух наполненные взрывчаткой «Нептун» и «Зеландия», скрыв в клубах пара и дыма все остальные объекты. Вторая волна бомбардировщиков в 10.10 непосредственно занялась портом. В течение четверти часа взорвались или затонули «Мануа Лоа» (2 попадания), «Мейгс» (около 20 попаданий), «Портмар» (1 попадание), «Пири» (2 попадания), «Дон Исидоро» и «Адмирал Холстед» сгорели в результате воспламенения бензина от японских пулеметных очередей. У пирса затонули 2 австралийских корвета.

Оставшиеся бомбы предполагалось сбросить на береговые склады и причалы, когда японские бомбардировщики заметили скрывавшийся до этого в дыму американский корабль. «Престон» двигался полным ходом к выходу из гавани. Белые буруны пены и дым четырех труб придавали значительность этому в общем небольшому кораблю, так что в первый момент японские пилоты приняли его за крейсер…

«Уильям Б. Престон» не был крейсером – прежде это был эсминец, построенный в Норфолке по программе 1917 г. Как и другие корабли серии, построенные в 1919-1920 гг., «Престон» не успел принять участия в Первой мировой. К конце 30-х годов он уже изрядно устарел, поэтому в 1940 г. сначала два – «Хильберт» и «Уильям Б. Престон», а позже и еще 12 эсминцев этого типа были переоборудованы в малые базы гидроавиации (тип «Чайлдс»). Результат был весьма посредственным – новые гидроавиабазы обладали малой мореходностью и относительно небольшим радиусом действия. Помещений для отдыха пилотов и организации авиаремонтных мастерских явно не хватало. Зато под палубой оборудовали значительный резервуар для бензина вместо торпед и части палубной артиллерии. Да и зачем кораблю артиллерия, если один снаряд способен превратить его в пылающий факел?!..


Бомбардировка гавани Дарвина, 19 февраля 1942 г.



В первые минуты боя «Престону» не повезло: корабль получил два бомбовых попадания в носовую часть. В результате он лишился возможности выбрать якорную цепь, сильно осел носом, а в кормовой части из треснувшего резервуара бензин стал разливаться по внутренним помещениям. Потом наступил перерыв, когда дым от «Нептуна» и «Зеландии» заслонил порт от японских пилотов. Американский экипаж сумел справиться с первым замешательством, расклепал якорную цепь и дал ход. Во многом этому способствовала предусмотрительность капитана, приказавшего во время стоянки в Дарвине держать котлы на пару.

Первая пара второй волны японских бомбардировщиков была встречена огнем двух 102-мм универсальных орудий, двух стационарных пулеметов и четырех нештатных 12.7 мм и 7.62 мм, установленных заранее на корме по настоянию капитана. Японцам удалось достигнуть одного неконтактного попадания, сорвавшего обшивку в районе машинного отделения. Еще один заход – неконтактное попадание в районе кормы и прямое попадание в средней части. Помпы «Престона» откачивали за борт гремучую смесь из морской воды, мазута и бензина. Но зато у корабля, проскочившего ворота порта, появилась свобода маневра.


Американский эсминец Престон, Копенгаген, Дания, 1925 г.



И наконец, последний заход. 4 бомбардировщика одновременно по 2 с носа и с кормы. Одна бомба пробила палубу и обшивку, но не взорвалась, 7 неконтактных взрывов буквально выбросили корабль из воды…

Когда налет стих, «Уильям Б. Престон» медленно своим ходом подошел к стенке и доложил о прибытии. Доклад заканчивался словами: «…Имею на борту раненых и повреждения».

Он был единственным – других кораблей в гавани Дарвина больше не было.

Опубликовано:
4.6.2018 г.


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ САЙТА

КАРТА САЙТА

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЕННАЯ КНИГА

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

Где и как купить контент для сайта