Н. И. Владинец
ИСТОРИЯ ПОЧТОВОЙ МАРКИ
Филателия. Глава 2.

Н. И. Владинец. История почтовой марки. Глава 2


Глава 2.
История почтовой марки


Стр. 13

Почта – очень древний вид связи. В Персии, Египте, Греции и Римской Империи, а несколько позднее в Китае и Монголии, процветала почта на лошадях, так называемая эстафетная почта. На отдельных, можно так выразиться, почтовых станциях, которые отстояли друг от друга на расстоянии 20-30 километров, верховые почтовые гонцы находились всегда. В дальнейшем, с развитием почтовых сношений, появились почтовые гонцы в кибитках, санях.

Организация почты сосредоточивалась в руках светских и духовных властей. С развитием и увеличением торгового капитала почта уверенно начинает переходить в ведение вольных городов. С XIV в. в Европе почти повсеместно устанавливается институт городских гонцов. Укрепляющаяся централизованная городская власть в XVI-XVII вв. не могла не обратить внимание на почту как на важный фактор государственного значения. В это время в различных странах государственная централизованная власть, достаточно окрепшая, объявляет свое исключительное право, то есть право правительства страны, содержать почтовые станции. Однако города, не желавшие терять прибыли от почты, продолжали держать ее в своих руках. Быстрое централизованное развитие почта получает с появлением пароходного и железнодорожного сообщений.

Для оплаты расходов по переписке и доставке почты адресату почтовая организация в обязательном порядке устанавливала свои почтовые тарифы. На каждое почтовое сообщение составлялась самая подробная опись. Имея в своем распоряжении карты местности, служащие почтовых станций составляли сложный маршрут пересылки почтовых отправлений, вычисляли покилометровый пробег почты, стоимость любого типа отправлений и т. д. За каждый лишний километр, за каждую перегрузку почты неизменно взималась отдельная дополнительная плата.

При этом почту в одних странах оплачивал только отправитель, а в других странах – получатель. К тому же в одних и тех же странах, в зависимости от числа арендаторов почты и стоимости ее откупа, существовали различные тарифы оплаты. Эти положения, естественно, создавали ряд неудобств. Возникла мысль о введении единых государственных тарифов для почтовых отправлений и единых знаков их оплаты.

18 июля 1653 г. Жан Жак Ренуар де Вилайе получил от французского короля Людовика XIV привилегию на доставку писем жителей Парижа из одного района города в другой. На каждое письмо отправитель получал квитанцию, в которой говорилось: «В… день года 16… за пересылку уплачено …». Эта квитанция к письму прикреплялась таким образом, «чтобы почтальон ее мог легко прочесть и без проблем отделить от письма». Кроме того, отправитель к письму мог приложить заранее оплаченную незаполненную квитанцию, которая получателю дала бы возможность прислать ответное письмо, не оплачивая его. Эти квитанции по сути и являлись предшественниками современной почтовой марки, хотя и отличались от нее своим видом. Почта де Вилайе была закрыта в 1662 г.

1 января 1784 г. во Франции в силу вступил специальный декрет о почте, и согласно этому декрету почтовый комиссар почтового отделения места отправления на письме должен был делать отметки об оплате отправителя. Рукописные записи отнимали достаточно много времени и комиссары ввели специальные штампы – один с буквами «Р. Р.» (Port paye), а второй – с названием почтамта. Немного позже оба штампа были заменены одним. Эти штампы имели различную форму. Так возникли штемпели оплаты почтового сбора, существующие и сегодня.

В Лондоне в 1663 г. Возникла городская почта Уилльяма Докра. Письма здесь тоже оплачивались отправителем и на них ставился красный треугольный штамп с надписью «Penny post paid».

В Сардинии в 1819 г. Была введена специальная штемпельная бумага для писем. Письма доставлялись лишь в том случае, если они были написаны на этой бумаге. Стоимость листа равнялась 15, 25 и 50 чентезими. На штемпеле стояло изображение всадника с почтовым рожком. В зависимости от номинала форма штемпели была круглой, овальной или восьмиугольной. Вначале эта бумага была обязательной только для государственной почты, а позднее - и для частной. Изъята из обращения в 1837 г. Эта штемпельная бумага является предшественницей цельных вещей.

Проследим дальнейшие попытки, которые способствовали появлению марки. В 1823 г. шведский офицер фон Треффенберг предложил ввести концерты с надписью, говорящей об оплате стоимости пересылки письма. Предложение было отклонено. С 1834 по 1838 гг. Джеймс Чалмерс, книготорговец и книгопечатник в Денди, пытался изготовить марки, которые можно было бы наклеивать на письма. В 1836 г. Лауренц Кошир в Австро-Венгрии предложил ввести почтовую марку. Аналогичные попытки делались и другими лицами, но все были отклонены.

В 1835 г. английское правительство создало Комиссию по развитию почтовой связи. В числе ее членов был Роуленд Хилл. В 1837 г. он представил проект реформы почтового дела в Англии. В основу проекта были положены следующие принципы:

- стоимость пересылки оплачивает отправитель с помощью марок;

- вводится единый тариф в 1 пенни независимо от расстояния. Вводятся специальные конверты со штемпелем.

Британское почтовое управление отклонило проект как «дикий и фантастичный». Однако 7 августа 1839 г. Предложения были приняты и получили силу закона. Был объявлен конкурс на проекты марок и конвертов, на который поступило 2700 предложений. Принятый проект марки Чевертона не был реализован.

10 января 1840 г. почтовая реформа вступила в силу, а 6 мая в обращение поступили первые марки и конверты, названные но имени автора - конвертами Мальреди.

Началась эпоха почтовой марки.

Познакомимся ближе с первой почтовой маркой мира. На ней изображена королева Виктория в профиль. Марку гравировал Фредерик Хит по медальону работы Уильяма Войона. Металлографическая печать фирмы Перкинс, Бэкон и Пич. Марка печаталась на листе из 240 штук. Стоимость листа составляла 1 фунт. Бумага с водяным знаком «малая корона» для каждой марки. Лист неперфорирован. Печаталась марка с 11 печатных форм.

Лист состоял из 20 горизонтальных рядов по 12 марок. В нижних углах марки помещены буквы, определяющие ряд и место марки в ряду. Например, ряд 1, буквы АА, АВ, АС и т. д.; ряд 2, буквы ВА, ВВ …; ряд 20, буквы ТА, ТВ, … и т. д. На краях листа надписи. В коллекции Британского музея имеется полный лист этой марки.

В 1864 г. была сделана так называемая «королевская» допечатка на бумаге с перевернутым водяным знаком «большая корона». Марки встречаются на голубоватой бумаге. Бумага окрашивается в голубоватый цвет под воздействием химических составляющих красок, которые использовались при печатании марок в 1841 г.

На первой марке мира имелись следующие типы гашений – штемпель «мальтийский крест» красного, черного, синего, желтого и красно-лилового цветов, штемпель типа «мальтийский крест» с номерами от 1 до 12 внутри (Лондонский почтамт 1843-1844 гг.), круглые штемпели черного, красного и желтого цветов почтовых отделений городов, номерные штемпели образца 1844 г. черного цвета.

Хотя принято считать первой маркой «черный пенни», было бы правильнее сказать: первыми марками были «черный пенни» и «синий двухпенсовик», марка синего цвета номинальной стоимостью в 2 пенса.

Все вышесказанное относится и к синему двухпенсовику, но печаталась она только с двух печатных форм. Было отпечатано около 75 миллионов марок обоих достоинств.

Интересно отметить, что юная королева Виктория, изображенная на марках, не «старела» до 1900 г. Дело в том, что королева приказала не менять на марке ее портрет.





Наши публикации. Филателия, Глава 2



В НАЧАЛО

ФИЛАТЕЛИЯ

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

Как сделать бизнес на перепродаже контента