Глава 1.
Что такое филателия?
Почтовые марки существуют уже более 130 лет, а их коллекционирование началось суть позже. Естественно, тот англичанин, который уже в 1841 г. оклеивал первыми марками стены своей комнаты, никакого отношения к коллекционерам не имеет, хотя некоторые и склонны считать его первым филателистом.
Слово «филателия» было предложено в статье под названием «Крестины» («Bapteme»), опубликованной в ноябре 1864 г. во французском журнале «Коллекционер почтовых марок». Автор статьи Жорж Эрпен, считая, что в последних шесть-семь лет коллекционирование и изучение почтовых марок получило значительное распространение и слово «маркомания» уже не определяет существующее положение вещей, предложил новый термин «филателия», образованный из двух греческих слов «филос» (друг, любитель) и «ателис» (свободный предмет, освобожденный от налога, оплаченный). Таким образом, писал автор, филателия означает любовь к изучению всего, что относится к франкировке. Этот термин получил широкое распромстранение и с тех пор употребляется во всем мире.
Определение филателии дает энциклопедический словарь. В нем можно прочесть «филателия – коллекционирование и изучение марок и других знаков оплаты почтовой корреспонденции любого вида, конвертов, а также почтовых карточек с отпечатанными на них марками, и так далее и тому подобное». Аналогичные определения даны в иностранных энциклопедиях, например, в такой, как «Oxford English Dictionary».
Итак, филателия – это коллекционирование и изучение. Другими словами, филателист отличается от коллекционера почтовых марок тем, что он, коллекционируя, изучает почтовые марки, а также и историю почты.
Почтовая марка во всех своих видах изучается в историческим и филателистическом аспектах. В последние десятилетия к этим двум аспектам добавился еще и третий – тематический.
Исторический аспект. Его определяют политические и экономические условия появления марки, время ее нахождения в обращении, условия использования, причины изъятия и т. д. Например, марки Дальневосточной республики 1920-1922 гг. рассказывают о героических годах гражданской войны и освобождении территории нашей страны.
Появление марок Колумбийско-германского общества воздушного транспорта (SCADTA) – также страничка истории. Это общество было организовано в начале двадцатых годов и является примером экономической экспансии капитализма в слаборазвитой стране. Оно пользовалось не только экстерриториальностью, но даже взимало особую плату за перевозимую почту, подтверждением чего являются специальные марки, выпускавшиеся этим обществом.
Особый исторический интерес представляют марки, выпущенные во время революционных событий, часто гашеные штемпелями с различными лозунгами, а также надпечатки наименований новых государств на марках, использовавшихся ранее на территориях, где образовались новые государства.
Во время боев за освобождение Бангладеш отряды бенгальских партизан захватили пакистанские марки. На них были сделаны надпечатки названия государства «Бангладеш» на бенгальском и английском языках, а на некоторых и надпечатки новой стоимости. Старое название «Пакистан» было перечеркнуто. Марки гасились штемпелем с надписью «Армейское почтовое отделение. Муджибнагар». На письмах ставился также прямоугольный штамп с надписью «Почта доставлена солдатами Бангладеш» на английском и бенгальском языках. Эти письма являются интересными историческими документами. Аналогичных примеров можно привести много.
При изучении марок в историческом аспекте особое значение приобретают целые письма, которые являются неоценимым материалом при изучении условий появления и использования марки.
Перейдем к филателистическому аспекту изучения марок. При изучении марки с филателистической точки зрения филателист уделяет внимание бумаге, на которой она напечатана, характеру и размерам перфорации, способу печати и его разновидностям, дефектам и ошибкам печати, водяным знакам, способам гашения, т. е. всему тому, что дает возможность судить о количестве тиражей, подтверждает аутентичность марки, определяет время ее выпуска и продолжительность обращения.
В филателистических исследованиях большое значение имеет реконструкция листов (платинг). Многие марки классических выпусков, а также выпуски, печатавшиеся в сложных условиях, выполнены таким образом, что каждая марка в листе (или надпечатка) имеет небольшие, иногда незаметные невооруженным глазом, отличия, которые характерны только для этой марки. Зная эти отличия, можно точно определить место марки в листе, а следовательно, подобрав эти марки, реконструировать и весь лист.
|