АТЕИСТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
НАУКА, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ПРОТИВ РЕЛИГИИ

Атеистические чтения. Наука, литература и искусство против религии


Текст опубликован в журнале
"НАУКА И ЖИЗНЬ", № 6, 1964 г.

стр. 14

НАУКА, ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ПРОТИВ РЕЛИГИИ
Атеистические чтения

В КОНЦЕ МАРТА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ДОМЕ ЛИТЕРАТОРОВ СОСТОЯЛСЯ ОЧЕРЕДНОЙ ВЕЧЕР ИЗ ЦИКЛА «НАУКА. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ПРОТИВ РЕЛИГИИ». УЧЕНЫЕ И ПОЭТЫ, ЖУРНАЛИСТЫ И ПИСАТЕЛИ ГОВОРИЛИ О ЗАДАЧАХ АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ, О ПУТЯХ И МЕТОДАХ БОРЬБЫ С РЕЛИГИЕЙ. СО ВСТУПИТЕЛЬНЫМ СЛОВОМ К ПРИСУТСТВУЮЩИМ ОБРАТИЛСЯ АКАДЕМИК С. СКАЗКИН. ЗАТЕМ ВЫСТУПИЛИ ЧЛЕН-КОРРЕСПОНДЕНТ АН СССР Ю. ФРАНЦЕВ, ПИСАТЕЛИ В. БЕЛЯЕВ, С. ЛЬВОВ, КАНДИДАТ ФИЛОСОФСКИХ НАУК В. ЧЕРТИХИН, ПОЭТЫ С. ЩИПАЧЕВ, А. БЕЗЫМЕНСКИЙ, В. БЕРЕСТОВ, ЖУРНАЛИСТ А. БЕЛОВ, БЫВШИЙ ПРОФЕССОР БОГОСЛОВИЯ А. ОСИПОВ.

Президиум вечера Наука, литература и искусство против религии

Президиум вечера «Наука, литература и искусство против религии». Слева направо: В. П. Беляев, С. П. Щипачев, К. П. Францев, В. А. Чертихин, Л. И. Васильев, А. В. Белов, А. И. Безыменский, А. А Осипов. Выступает С. Д. Сказкин.

НИЖЕ МЫ ПУБЛИКУЕМ СОКРАЩЕННУЮ СТЕНОГРАММУ ВЫСТУПЛЕНИЙ НЕКОТОРЫХ УЧАСТНИКОВ ВЕЧЕРА.


РАЗОБЛАЧАТЬ ФАКТАМИ
Академик С. СКАЗКИН


Само собой разумеется, что, пока мир расколот на два лагеря, между ними всегда будет идти идеологическая борьба.

Чтобы понять, что сейчас происходит в капиталистическом мире, мне хотелось бы остановиться на том, что делает буржуазия для укрепления своих позиций. Она считает, что лучше всего это сделать, восстанавливая авторитет религии. В такой стране, как Соединенные Штаты Америки, в которой три четверти всего населения - протестанты, потомки пуритан, крупный капитал и монополии сейчас поддерживают католическую церковь. Почему? Как истинные бизнесмены, они об этом говорят совершенно откровенно: протестантизм чересчур рационален, в нем слишком много от ума. А католицизм - это такая религия, которая воздействует на эмоциональную сторону человека, иначе говоря, лучше оболванивает народ, вот поэтому его и поддерживают.

Что же делается а этом направлении?


В США существует несколько католических университетов, которые развернули большую издательскую деятельность. Только в Вашингтонском католическом университете, в этом центре католического образования Америки, за последние 30 лет вышло в свет свыше пяти тысяч диссертации по философии Фомы Аквината. Труды этого философа католической церкви, жившего в XIII столетии, были в 1879 году провозглашены папой Львом XIII философской основой католицизма. И потому с такой настойчивостью изучают современные католики философию Аквината. Существует точка зрения, что религия, в особенности католическая, если не спасет буржуазию, то, во всяком случае, укрепит ее позиции и, самое главное, может нанести удар по социализму, по марксизму-ленинизму и по Советскому Союзу в особенности.

Сейчас у меня на столе лежит книга некоего Гоммеса в 500 с лишним страниц. На первой странице он говорит: «Я задумал эту книгу с той целью, чтобы подвергнуть тщательному анализу марксизм-ленинизм, диалектический материализм с позиций философии Фомы Аквината».

Недостаток времени не позволяет изложить существо работы, но некоторые мысли ее очень характерны. Он говорит: «Марксистский метод проникнут историзмом; историзм - это основа всего марксизма, марксизм - это теория, которая рассматривает и природу и человека в его развитии, поэтому в марксизме человек неудержимо стремится всегда к улучшению орудий производства. Бог, который для автора существует как живое существо, для марксизма не существует. Поэтому и надо это безбожное учреждение и безбожную теорию уничтожить вовсе».

Белые братья, которых готовит Ватикан в Тунисе Известно, что церковь всегда была связана с реакционнейшими течениями. Этого не отрицают и сами богословы. Во все времена церкви, претендующие на название вселенских (их три: христианская, мусульманская и буддизм), всегда ставили своей задачей сохранение существующего порядка. Что это значит на нашем языке? Всегда охраняли существующую систему эксплуатации. Так было в рабовладельческом, феодальном, в капиталистическом мире. Так не будет, само собой разумеется, только при социализме. Но именно поэтому Гоммес - противник социализма.

Каким образом должны действовать мы? Конечно, нам необходимо готовить кадры, которые выступали бы с антирелигиозной пропагандой. Но как? Тут я напомню одно из замечательных высказываний Энгельса, найденное в его бумагах: «С такой религией, как христианство, нельзя покончить только с помощью насмешек и нападок, ее надо преодолеть научно, т. е. путем исторического объяснения, а с этой задачей нс в состоянии справиться даже естествознанием (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 10, стр. 352).

И я на своей кафедре - я руковожу кафедрой истории средних веков в Московском университете - даю в лекциях - иногда кратко, правда, - историю католицизма. Я считаю, что изложить историю католической церкви с точки зрения марксизма-ленинизма - самая лучшая форма антирелигиозной пропаганды. Когда рассказываешь о тех ужасах, которые творила католическая церковь в свое время, волосы становятся дыбом. Приведу лишь один факт.

Во второй половине ХV столетия в восточной части Франции, примыкающей к Швейцарии, было сожжено 1500 «ведьм». Мы знаем с вами, что никаких ведьм не существует, и люди, которые попали на костер, были либо душевнобольные, либо по невежеству верили в дьявола. В большинстве случаев это знахарки, которые народными средствами лечили людей. И вот этих женщин сжигали.

Любопытно отметить, что в XVII веке и протестанты жгли на кострах «ведьм». Вот какие гнусности прикрывали флагом религии? И только тогда будут сильны наши пропагандисты, когда они хорошо будут знать историю церкви. К сожалению, у нас таких людей еще немного.

Сейчас на Западе говорят, что католицизм возрождается. Чем это объясняется? Объясняется только одним - испугом буржуазии, которая хватается за соломинку, всячески поддерживая католицизм, в страхе перед возможным крушением. Недавно там вышла книга под названием «Будьте мудры, как змеи, и кротки, как голуби». В этой брошюре можно прочесть, что церковный деятель в социалистических странах не только должен уметь незаметно вползать и незаметно ускользать, но и уметь жалить, а в крайних случаях отправлять врага на тот свет. Какова направленность этих слов, видно из того, что центром адовых сил названа Москва как «символ антихриста».

Историческое рассмотрение деятельности различных религий, в том числе и христианской религии в целом, дает много материала, который прямо свидетельствует, что церковь всегда выступала на стороне господствующих классов.



ТО, ЧТО ВИДЕЛИ ГЛАЗА
Писатель В. БЕЛЯЕВ


Академик С. Д. Сказкин высказал очень верную мысль, что религию надо разоблачать фактами.

К сожалению, мы нередко прибегаем к общеизвестным, устарелым фактам, подчас забывая события недавних лет. В последнее время Ватикан и новый папа Павел VI пытаются, пусть, правда, робко, критиковать так называемые ошибки католической церкви в прошлом, вспоминая при этом о Галилее и Джордано Бруно как о невинных мучениках, павших жертвой ошибок старой церкви. Критикой этих ошибок они хотят прикрыть более современные злодеяния церкви.


Несколько лет назад Министерство культуры Украины предложило мне написать сценарий на любую антирелигиозную тему. Я стал перебирать события своей жизни, и на память вдруг пришли слова одного из известных писателей, Джозефа Конрада: «Письмена могут быть потеряны, ложь может быть написана, но то, что видели глаза, есть истина и остается в памяти».

Я вспомнил немало фактов из собственной жизни, когда мне приходилось соприкасаться с религиозной практикой. В голодные годы, в далеком детстве, мальчишкой, я носил кадило за дородным архимандритом - настоятелем монастыря святого Афанасия, что находится под Лубнами. Размахивал кадилом, а сам все думал: подарит ли этот важный монах мне хотя бы несколько кусочков сахара из того вагона, который он уворовал и притащил в свою обитель?

Вспомнился мне первый душепастырь - священник Серафимович, высокий, очень благообразный старик, собиравший детвору окраины Каменец-Подольска на погосте Георгиевской церкви. Он хотел оградить нас от влияния революции и делал это очень тонко, подкупая нестойкие детские души разноцветными книжечками - житиями святых, которые дарил после каждой беседы. Мы охотно приходили на эти беседы и слушали, как священник читает написанные эзоповским языком сказочки. Подлинный смысл этих сказочек поняли мы несколько позже, когда в один из осенних дней 1921 года к церкви подъехали военные тачанки и чекисты в кожаных куртках приказали открыть церковные подвалы; оттуда вытащили пулемет «Максим», винтовки, ящики с патронами. Враги революции использовали свою верную, исконную союзницу - церковь для подготовки контрреволюционного переворота в нашем городе.

В более поздние времена мир довелось видеть активные действия церковников на разных параллелях земного шара. Но из виденного более всего запечатлелась беседа с главой греко-католической церкви во Львове митрополитом и графом Андреем Шептицким. Духовный вождь униатов, прозванный националистами «украинским Моисеем», он в 1940 году не стеснялся открыто высказывать свои антисоветские взгляды. Он протестовал против введения пионерских отрядов в школах, сетовал, почему запретили преподавание закона божия детворе, грозился писать меморандумы Советскому правительству и писал их. А тем временем собирал свою агентуру на нелегальные конференции точно так же, как тогда, в годы первой мировой войны, призывал верующих сохранять верность австро-венгерскому монарху Францу Иосифу Габсбургу.

Впрочем, он и не мог действовать иначе, ибо был тесно связан с многими правящими династиями Европы. Подчиненная ему униатская церковь - религиозный плацдарм Ватикана, созданный для поглощения всего православия, веками верой и правдой служила всем угнетателям простого народа.

Вместе с тем мне было совершенно очевидно, что это хитрый и умный, весьма образованный враг, не чета многим православным епископам. А вот после войны стало известно, что почти ни одна церковь не скомпрометировала себя так, как греко-католическая церковь, руководимая Андреем Шептицким. Приняв желаемое за совершившееся, она была твердо убеждена в неизбежном падении советского строя и в том, что ей удастся первой выполнить далеко идущие планы религиозной экспансии Ватикана.

Вот почему я и решил показать многие действия этой церкви и ее иерархов сначала в сценарии, а затем и в фильме «Иванна». Хотелось именно фактами доказать, как в лихолетье народного горя церковь полностью разоблачила лживость своей заповеди «не убий» и как по-холопьи служила она любому кровавому гитлеровскому оккупанту, на поясной пряжке которого красовалась надпись: «Готт мит УИС!» - «С нами бог!».

Есть в фильме сцена, которую очень бы хотели предать забвению клерикалы: престарелый Шептицкий принимает у себя в палатах шефа немецкой военной разведки, пресловутого адмирала Вильгельма Канариса. Канарис приехал к Шептицкому просить помощи гитлеровской Германии в поставке пушечного мяса из украинской молодежи. Шептицкий согласился и уже после страшного поражения шестой армии фельдмаршала Паулюса на Волге, летом 1943 года, благословил создание украинской дивизии СС «Галиция», подчиненной непосредственно рейхсфюреру СС Гейнриху Гиммлеру. Митрополит послал в дивизию лучших своих каноников, назначил ее протопресвитером преспокойно пребывающею сейчас в Канаде доктора богословия и митрата Василия Лабу. Его представители принимали участие в парадах и других церемониях дивизии, когда она маршировала под командой гитлеровских офицеров по улицам Львова и Станислава с флажками «На Москву!».

С точки зрения даже примитивного политического разума, давать благословение церкви новому эсэсовскому формированию гитлеровцев уже после того, как определились судьбы войны, было безумием. Но, ослепленные ненавистью к коммунизму, Шептицкий и его иерархи шли «ва-банк». Будь, что будет! Они затыкали уши, закрывали окна, стараясь не слышать грохота советских пушек, которые уже гремели под Бродами, куда была брошена дивизия. Они закрывали окна и уши, надеясь, что всемогущий сотворит чудо и дарует победу их главному политическому шефу - Гитлеру, чьи войска они приветствовали колокольным звоном в июне 1941 года. Но чуда не произошло. Советская Армия вторично появилась на улицах Львова, и вскоре после смерти митрополита Андрея Шептицкого мы с членами комиссии по расследованию немецких зверств пришли в капитулу на Свято-юрской горе к преемнику Шептицкого - тогда еще архиепископу Иосифу Слипому. Кое-кто из неосведомленных членов комиссии наивно полагал, что этот опытный иезуит, завсегдатай всех фашистских банкетов, охотно поставит и свою подпись под актом о гитлеровских зверствах.

Не тут-то было. Слипый наотрез отказался подписать акт и сказал, что ни о каких таких зверствах ему неизвестно. Мало ли что болтают падкие до сенсаций люди?

Тогда я заметил его эксцеленсии, что сотни львовян рассказывали нам, что летом, когда гитлеровцы жгли на песках за предместьем Лычаков сотни и тысячи трупов своих жертв, запах сжигаемых тел слышался в центре города и на Свято-юрской горе.

- Видите ли, молодой человек, - цинично ответил мне на это владыка Слипый, поглаживая бриллиантовую панагию своими холеными пальцами, - я даже и летом имею обыкновение держать окна в капитуле закрытыми и не знаю ни о каких запахах суетного светского мира...

Неизвестный портрет Ярослава Галана, относящийся к 1945-му году Не только эта беседа подтолкнула меня к написанию сценария, призванного показать подлинное лицо греко-католической церкви.

Спустя несколько лет после посещения капитула, мне довелось попасть в глухой лес под Бродами. В одном из оврагов я увидел груду белых черепов. Дожди и ветры, осенняя слякоть и талые снега выбелили их. Еще одно напоминание о страшной войне, подумал я и спросил сопровождавшего меня колхозника:

- Чьи это черепа?

- 3 дивизии «Галичина», - спокойным, обыденным голосом ответил мой спутник.

Должно быть, не впервой пришлось ему натыкаться на подобные следы войны. А я долго стоял над грудой белых черепов и думал о чудовищном предательстве церкви.

И еще одно обстоятельство заставило меня взяться за перо и рассказать правду об униатской церкви. 24 октября 1949 года, то есть почти пятнадцать лет назад, воспитанниками церкви - украинскими националистами был подло убит в своем рабочем кабинете выдающийся украинский писатель трибун, коммунист, разоблачитель слуг тьмы Ярослав Галан. Он беспощадно показывал закулисную сторону религии, разоблачал ее фальшивые нравы, ее предательство.

Подготовив морально физических убийц Ярослава Галана, вкладывая в их руки топор, освященный клерикалами и, в частности, священником Денисом Лукашевичем, чей сынок был послан на совершение этого кровавого злодеяния, церковь осталась верной своей древней традиции - жестокой расправе с инакомыслящими, особенно с теми, кто хорошо знает многие ее сокровенные тайны.

А Ярослав Галан был одним из таких очень опасных и активных врагов церкви. Он хотел не тьмы, а света для своего освобожденного народа. Он хотел, чтобы все силы, вся энергия и разум народа были раскованы и освобождены от цепких и липких пут религиозных предрассудков и обмана.

Когда на поле борьбы с врагами падает солдат, его товарищам по оружию и единомышленникам следует взять из рук павшего винтовку и продолжать борьбу.

Надо продолжать смелое и нужное, честное дело Ярослава Галана, мобилизуя все силы нашей науки и литературы на борьбу со слугами тьмы.


Подписи к фотографиям:

1. Неизвестный портрет Ярослава Галана, относящийся к 1945 году. Фото отлично передает мужественный облик несгибаемого борца с религией. Этот снимок передал писателю В. Беляеву читатель А. Акимов.

2. «Белые братья», которых готовит Ватикан в Тунисе для миссионерской деятельности в Африке.

Опубликовано:
20.07.2018 г.


РЕЛИГИЯ И АСТРОЛОГИЯ

АРХИВ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Где и как купить контент для сайта