РИТУАЛ МЕЖПЛАНЕТНОЙ СВЯЗИ?
И. Смирнова

И. Смирнова. Ритуал межпланетной связи?

Ирина Смирнова
Ритуал межпланетной связи?

Текст печатается по изданию:
Журнал "Наука и Религия"
№ 10, 1991 г., стр. 20



Ритуал межпланетной связи?
И. Смирнова


Люди всех времен и народов обращались к различным богам с просьбой оказать им какое-либо содействие, ниспослать благо или предотвратить зло. В Древнем Египте, например, около середины XIV века до нашей эры молились о возвращении всех старых богов, когда культ Амона был заменен на культ Атона. У древних греков и римлян молитвы играли важную роль во всех областях частной и общественной жизни; любое пренебрежение к ним грозило страшным гневом богов. Уже в древности для разных событий были установлены специальные молитвенные формулы, восходившие к еще более древним заклинаниям и заговорам, связанным с верой в возможность воздействия с помощью слова на сверхъестественные силы. Обычно молитвы произносились жрецами, при этом обмолвки и запинки считались весьма дурным предзнаменованием. Большое значение имели и другие внешние обряды, сопровождающие молитву. Так, к молитве приступали, вымыв руки, во время молитвы воздевали руки к небу, при этом древние греки молились исключительно с непокрытой головой, а вот иудеи и римляне - с головой покрытой. Иудеи исстари считали свои молитвы по кораллам или шарикам, христиане и мусульмане – по четкам.

У буддистов и ламаистов с древних времен существовали специально придуманные молитвенные машины. Впервые они появились в Индии около 400 года нашей эры и представляли собой деревянные цилиндры огромных размеров, вращавшиеся вокруг своей оси посредством водяных или ветряных двигателей. На бумаге, обернутой вокруг цилиндра, по многу раз была записана молитва. Таким образом одному обороту цилиндра приписывалась сила, равная произнесению этой молитвы.

Особенно благочестивым делом молитва почиталась у мусульман. Мухаммед сам установил весь ритуал молитвы.

В Ветхом Завете встречаются указания на факт свершения молитвы (Исаак молится о Ревекке), но строгие молитвенные обряды установлены в нем только на случай выплаты десятины (Втор. 26). Позже молитвы подверглись самой тщательной регламентации. Например, были установлены часы, по которым совершалась молитва: 3-й (наш 9-й по полуночи), 6-й (наш 12-й), 9-й (наш 3-й пополудни). Придя в мир, Иисус Христос осудил многословие язычников: «А молясь, не говорите лишнего, подобно язычникам, ибо они думают, что в своем многословии будут услышаны» (Мф. 6:7). В Евангелиях же Иисус Христос говорит и о спасительном значении молитвы: «Итак бодрствуйте во всякое время и молитесь, так сподобитесь избежать всех сил будущих бедствий и предстанете пред Сыном Человеческим» (Лк. 21:36).

На основании учения Иисуса Христа и апостолов Церковь выработала единообразные, общие правила, которые определяли порядок свершения молитвы. Так, к примеру, от иудеев был перенят обычай молиться только стоя: «И когда вы стоите на молитве, то прощайте, если что на кого имеете, дабы и Отец ваш Небесный вам простил согрешения ваши» (Мф. 11:25). Однако кающимся стоять было запрещено. Коленопреклонение было заимствовано от иудейского же культа.

В христианских общинах рано установился обычай молиться с непокрытой головой, но для женщин – наоборот: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:4,5 и следующие).

Согласно заповедям Иисуса Христа о непрестанной молитве, христиане молились АО все времена суток. В первые века христианской эры общественные молебны совершались только накануне воскресений и в специальные дни. Ежедневные службы долгое время были делом частным, семейным. Однако со второй половины IV века ежедневные утренние и вечерние службы входят в обиход в Восточной церкви и вскоре, благодаря Миланской церкви, распространяются на Запад. С ростом монастырей на Западе, с легкой руки основателя ордена бенедиктинцев св. Бенедикта (ок. 480-543) число ежедневных служб возросло до восьми.

В религиозной жизни христианских общин имели место два вида молитвы. Молитва, совершенная без слов и других внешних знаков, так называемая внутренняя, «умная» молитва, получившая особое значение в мистике. И молитва, которая произносится вслух и сопровождается ритуальными действами, так называемая внешняя молитва. При этом постоянно сохранялась оппозиция между молитвой индивидуальной и публичной, эмоционально насыщенной и формально-ритуальной. В истории религии борьба за ту или иную форму молитвы нередко была связана с соперничеством общественных течений внутри церкви.

В XIV веке в Афоне возникла богословская дискуссия между варлаамитами, приверженцами византийского философа, астронома и математика Варлаама Калабрийского (1290-1348), и паламитами, сторонниками византийского богослова и церковного деятеля Григория Паламы (1296-1359), об «умной» молитве. Спор шел о природе так называемого «фаворского света», которым, согласно Евангелиям, светились риза и лицо Иисуса Христа в момент преображения на горе Фаворской (Мф. 17:2; Мк. 9:3; Лк. 9:29). Паламиты защищали особый вид молитвенного созерцания (исихазм), «умное делание», каковым они объявляли молитву. Они считали, что «фаворский свет» - это внутренний свет, которым просияло лицо Христа изнутри. Что свет был вечный, «присносущий» небесной природе Христа. Варлаамиты же полагали, что это был свет «внешний», созданный для «просвещения апостолов» и исчезнувший бесследно, поскольку был «внешним», мгновенно созданным и, так сказать, искусственно «отключенным». В 1341 году на Константинопольском соборе точка зрения Варлаама Калабрийского была осуждена, а воззрения Григория Паламы признаны истинно христианскими.

Но не содержится ли рациональное зерно во взглядах обоих христианских богословов?

МОЛИТВА И МЕДИТАЦИЯ

Верующим хорошо известно: не всякая молитва доходит до Господа. Уже изначально молитва мыслилась как акт непосредственного общения с богом; при этом человек должен был отвлечься от всего постороннего и всецело сосредоточиться на молитве. Так, идеалом Григория Паламы была молитва, несущая такое «просветление» духа, которое распространилось бы и на тело, «животворя» плоть. Последнее означает, что истинная молитва – это не просто обращение к сверхъестественному существу в форме просьбы, а сложный психофизиологический феномен.

Современные психологи подчеркивают ту важную роль, которую играет в жизни человека подсознание. Например, З.Фрейд и его последователи считают, что подсознание является резервуаром, хранилищем неприятных ощущений, которые человек старается вытеснить из своего сознания. К.Юнг и его сторонники полагают, что подсознание является хранилищем не только индивидуальной, но также и коллективной генетической памяти. Подвиг телесный - пост, бдение, слезы, поклоны, все то, что сопутствует молитве, - приводит верующего в состояние, при котором наступает так называемое «духовное видение»; в этом случае нередко говорят: на человека снизошла благодать. На самом деле в организме человека происходят вполне реальные психофизиологические процессы, сложное взаимодействие структур сознания и подсознания, вызванное посредством психического самовнушения с помощью молитвы и получившее название медитации.

С точки зрения современных исследователей, медитация представляет собой состояние, в котором достигается высшая степень концентрации внимания на определенном объекте (например, на идее бога) или же, наоборот, полное «рассредоточение» внимания.





Есть копия в Интернете

Наши уникальные публикации


РЕЛИГИЯ И АСТРОЛОГИЯ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА