БАРБАРА ПИМ
БЕЗ ОТВЕТНЫХ УВЕРЕНИЙ В ЛЮБВИ
Журнал «Англия», 4/1980 (№ 76)


В январе нынешнего года в возрасте 66 лет умерла писательница Барбара Пим. Большую часть своей трудовой деятельности она проработала в Международном институте Африки в Лондоне, где она была заместителем главного редактора журнала «Африка». С 1949 по 1961 год она регулярно писала романы (один в два года), и у нее сложился небольшой, но верный круг читателей. В шестидесятых и в начале семидесятых годов изменения литературных вкусов, как издателей, так и читающей публики оттолкнули писательницу, и она не создала ни одной новой книги. В 1974 она снова начала писать. В результате появился роман «Осенний квартет». Герои романа – четыре служащих, приближающиеся к пенсионному возрасту.

Барбара ПимПо случайному совпадению, в начале 1977 года, когда она искала издателя для своей книги, редакция «Таймс литерари сапплемент» обратилась с вопросом к ряду видных деятелей о том, какой, по их мнению, писатель нашего столетия относится к числу самых недооцененных. Барбара Пим была единственной, кого упомянули дважды: Филип Ларкин отметил ее «уникальный дар видеть мелкие неурядицы и смешные стороны повседневной жизни», а лорд Дэвид Сесил назвал ее романы «лучшими образцами высокой комедии, появившимися в Англии» в то время. За «Осенним Квартетом» в 1978 году последовал роман «Умер голубок», укрепивший ее место в английской литературе. Последний ее роман «Несколько зеленых листьев» был опубликован после ее смерти.

Как и писательница Джейн Остин, с которой ее нередко сравнивают, Барбара Пим считала роман одной из величайших форм литературы. Два основных качества писательницы – мягкая ирония и юмор. Она писала о людях, которых хорошо знала: представителях среднего класса, воспитанных в духе морали англиканской церкви (ее отец был поверенным и пел в церковном хоре, мать была органисткой). Жизнь этих людей нередко очень ограничена и одинока, но есть у них и свои маленькие радости. Увиденная глазами Барбары Пим, жизнь их послужила богатым юмористическим материалом для ее произведений.

Роман «Без ответных уверений в любви» (1961) рассказывает о «приключениях» мисс Далси Мэннеринг, научного сотрудника и библиографа. На одной конференции она познакомилась с Виолой Дэйс, та оказалась ее коллегой и работает в редакции журнала. На этой же конференции она знакомится с философом Эйлвином Форбсом. Далси увлечена им, и, скрывая свой интерес к нему в рамках профессиональных отношений, наводит неофициальные справки о семействе Форбсов. Эйлвин разошелся со своей женой Марджори. Его мать держит небольшую гостиницу на берегу моря, а брат его Невилл – священник. Постепенно, по мере того, как события все теснее вовлекают ее в жизнь этой семьи, Далси становится все труднее скрывать свои чувства.

В приведенных ниже отрывках рассказывается о пребывании Невилла, Эйлвина, Далси и ее коллеги Виолы в гостинице мисс Форбс.


Опубликовано:
28 апреля 2017 г.


Барбара Пим. Без ответных уверений в любви


БЕЗ ОТВЕТНЫХ УВЕРЕНИЙ В ЛЮБВИ
Журнал «Англия», 4/1980 (№ 76)

Скатерти в ресторане частной гостиницы «Дом под орлом» застилались обычно в вербное воскресенье в ожидании приезжавших на пасху гостей. Имея сына-священника, миссис Форбс обнаружила, что удобнее придерживаться распорядка, совпадающего с церковным календарем. Одновременно, с помощью одной из вспомогательных приставок пылесоса «Гувер», производилась ежегодная чистка чучела большого орла в холле, которому гостиница была обязана своим названием. В руках расторопной женщины свирепый на вид царь птиц подвергался различным унизительным процедурам. Была, конечно, и уйма других, нуждавшихся в присмотре вещей, самая важная из них, пожалуй, - уборка и проветривание гостиной для постояльцев. Фотография в рекламном проспекте с надписью «Уголок гостиной для постояльцев» не передавала настоящей атмосферы комнаты, которую гости обнаруживали, придя туда в сырой день или чтобы отдохнуть после обеда или завтрака – вот тогда они имели возможность вкусить ее.

Однако в этом году привычный ход был несколько нарушен. Начать с того, что миссис Форбс только в середине великого поста обнаружила, что скатерти в ресторане так и не были убраны по окончании летнего сезона. Объяснялось это тем, что это были новые, пластиковые скатерти, которые не нуждались в стирке. Затем, как будто это было дурное предзнаменование из классической литературы, орел, казалось, воспротивился ежегодной чистке и «набросился» на женщину, орудовавшую приставками к «Гуверу», сильно оцарапав ее когтем.

Третьим необычайным происшествием было появление сына миссис Форбс Невилла, который однажды вечером вдруг появился во мраке перед дверью гостиницы с перекинутым через руку черным священническим плащом и маленьким чемоданом в руке. Чтобы священник оставил свой приход, хотя его вряд ли можно было бы назвать «одним из бойких лондонских приходов», в середине поста, было делом совершенно необычайным. Миссис Форбс хотелось бы, чтобы вместо него приехал Эйлвин, - по крайней мере от него было бы больше проку, да и к тому же он был ее любимым сыном. Вряд ли Невилла можно было попросить обслужить хотя бы столы: он настаивал на том, чтобы не снимать рясы, но даже если бы он и надел обычный темный костюм с пасторским воротничком, он все равно выглядел бы немного странно, принимая из окна блюда и поднося их к столу. Кроме того, людям вообще не нравится, когда по гостинице бродит священник; оставалось только надеяться, что он удалится до приезда гостей на Пасху.





Наши публикации, журнал Англия, 1980 г.


ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ЗНАМЕНИТОСТИ

ГЛАВНАЯ САЙТА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА