Колонизаторская деятельность Франции без прикрас, работорговля и работорговцы, приключения двух молодых французов, проданных в рабство в Центральную Африку, - таково содержание книги.
Действие происходит на фоне африканской природы, в бассейне великой реки Конго.
Автор книги Луи Жаколио, знаменитый французский писатель XIX века, завоевавший большую популярность своими приключенческими романами, действие в которых развертывается обычно на фоне экзотической природы Африки, Азии, Океании, описанной им с большим мастерством.
Это издание состоит из сокращенного перевода двух книг: "Берег черного дерева" и "Берег слоновой кости".
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Ю. Липец
стр. 189
После многих испытаний герои добрались до Либревиля - Свободного города. Путешествие по Африке окончилось. Это произошло сто лет тому назад, «в 185* году».
Где же побывали Барте и Гиллуа?
С кем они должны встретиться?
Что смогли увидеть?
Ведь в то время о посещенных им районах Африки знали очень мало; скупые рассказы старых путешественников были сбивчивы, часто противоречивы; карты пестрели белыми пятнами, а координаты нанесенных рек, озер, возвышенностей нуждались в серьезном уточнении.
Путешествие героев Жаколио началось в Анголе, там, где начались злоключения другого знаменитого путешественника – Дика Сэнда – «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна.
Таинственной «Реки мертвецов» - Рио-дас Мортес, о которой все время упоминается у Жаколио, на современных картах нет. Скорее всего это небольшая ангольская река Корока. Координаты мыса Негро совпадают с координатами мыса Понто-Албина. Реки Кунене и Кванза текут в тех же местах, а гористая местность, которую пересекал караван Гоби, носит название Серра-де-Шелла. Перейдя Кванзу, караван Гоби направился в столицу, раскинувшуюся на берегу Конго.
Во времена Жаколио о течении самой Конго и ее истоках, о бассейне и притоках знали очень мало. Экспедиция Такки, на которую ссылаются и Жаколио и Жюль Верн, дошла только до первых порогов Конго, расположенных при спуске реки с Африканского кристаллического щита на прибрежные равнины.
Глубинные районы описываемой территории были пересечены только «помбейруш» - бродячими португальскими торговцами и работорговцами с караванами рабов. Бродили здесь и одиночки европейцы, похожие на Лаеннека. Но точных топографических измерений, подробных научных описаний они не оставили. Поэтому Конго на картах имела самые неправильные очертания, ее течение нередко изображали значительно южнее истинного направления. Много мифических озер было нанесено на карты после рассказов об огромной озерной системе Центральной Африки. Такого и озеро Куффуа. Ближе всего к его координатам, данным в книге, теперь располагается озеро Леопольда II.
Первые исторически подтвержденные пересечения Южной Африки в то время были совершены Ливингстоном, Силвой, Камероном, да и то их маршруты пролегали южнее Конго.
Только в период между 1975 и 1887 гг., когда шел спор о колонизации и территориальном разделе бассейна Конго, Бразза, Стенли и другие исследователи установили истинное положение на карте всего бассейна великой африканской реки.
Гобби не знал о работах этих исследователей и у него не было современных карт. Поэтому путь до своей столицы он с помощью Жаколио прошел гораздо быстрее. Очутившись на берегах Конго, наши герои вскоре бежали на пироге и спустились по реке примерно до того же места, где впоследствии оказались герои Жюля Верна.
Смелый Дик Сэнд вывел мисс Уэлдон и маленького Джека прямо к океану по тропе в обход водопадов Конго. Более же опытный Лаеннек считал сухопутное путешествие по малярийным болотам Нижнего Конго очень опасным и, повернув на север, по возвышенностям правобережья благополучно довел свой отряд до Габона.
На пути от мыса Негро до Либревиля путешественники Жаколио пересекли низменности и возвышенности, пробирались по тропическому лесу, плыли по рекам и озерам. Обо всем увиденном Гиллуа рассказывает интересно и с пониманием дела; надо, конечно, учесть, что он получил образование в 50-х годах XIX в., и простить ему отдельные ошибки, неточности в описаниях и общих оценках.
Много различных африканских племен встретили путешественники. Африканцами управляли царьки и ганги (они же нганги или мганги). Когда Диогу Кан в 1484 г. Прибыл к берегам Конго, там существовало крупное государство, объединявшее большую часть племен. Португальцы долго вели войну за подчинение Конго; чтобы облегчить себе задачу, они разжигали междоусобные распри среди мирных племен, натравливали одно племя на другое. В обмен на свои товары португальцы требовали рабов – и царьки отдельных племен постоянно воевали друг с другом, чтобы захватить пленных для продажи.
Спустя 400 лет государство Конго еще продолжало существовать, но большинство племен было очень слабо связано между собой. Это помогло Стенли начать колонизацию Конго. Обманывая и спаивая вождей племен, он заключил от имени бельгийского короля более 400 договоров об уступке племенных земель Леопольду II.
И до и после Стенли каждый европейский путешественник выделял даже на небольшой африканской территории множество отдельных племен. Но и в наше время сложившиеся народности Южной Африки делят на десятки и сотни племен. Такое разделение очень удобно для колонизаторов и проводится ими в административной практике и поныне.
Названия большинства племен изменились. Мосиконги (Баконго) составляют основное население в Нижнем Конго, а Понгове (Мпонгве) – в Габоне. Мирными земледельцами стали и грозные воины-фаны, которых считали людоедами.
Почти все путешественники не удержались от обвинения африканцев в людоедстве. Жаколио обвинил в этом только фанов и показал, что остальные племена считают этот обычай недостойным человека.
Опубликовано:
14 мая 2019 г.
Обновлено:
24 июня 2020 г.
|