Посвящается Кристине
ПРЕДИСЛОВИЕ НОРМАНА ДЭЙВИСА
Недавнее нападение России на Грузию застало врасплох многих лидеров западных стран. Он породил комментарии о «новом повороте российской политики», о неожиданном кризисе отношений между постсоветским Востоком и Западом, о «нежелании возвращения к методам советского времени». Когда российские танки ворвались на территорию соседней демократической страны, появились мысли о твердом ответе Запада и – не совсем оригинальные – о новой «холодной войне». Предположение, кажется, заключалось в том, что президент Медведев придерживается более твердой и жесткой линии, чем та, какой придерживались на протяжении предыдущего десятилетия при президенте Владимире Путине.
Напротив, хоть большинство комментариев имели критический характер, в западных средствах массовой информации хватало оценок, которые служили эхом заявлений самого Кремля. Россию, мол, спровоцировали. НАТО вмешивалось в «принадлежавшие России угодья». Российские войска были посланы только для защиты российских граждан. «Настоящий агрессор» - неуравновешенный и безответственный грузинский президент Михаил Саакашвили. А Россия имела абсолютное право на «самооборону».
Проводились многочисленные параллели между действиями России и её отношением к Грузии и политикой Запада относительно Косово. Распространенное мнение можно оценить словами «око за око». НАТО бомбардировало Сербию, одну из приятельниц России, и предложило признание взбунтовавшимся антисербским сепаратистам в Косово. Поэтому Россия теперь напала на Грузию, одну из приятельниц НАТО, и предложила признание взбунтовавшимся антигрузинским сепаратистам в Абхазии и Южной Осетии. Что может быть проще. Пусть чума упадёт на оба те дома. Игра в обвинения взяла верх. А расчетливый анализ выпорхнул в окно.
Невзирая на то, что непосредственной темой была российская политика на Кавказе, мало кто из комментаторов подумал провести гораздо более очевидную параллель с грустной судьбой Чечни. Десять лет после краха Советского Союза Россия играла в кота и мышь с мусульманскими чеченскими сепаратистами, родина которых размещается на пару клеток от Осетии на кавказской шахматной доске. Потом, после первой чеченской войны, которая не дала окончательного результата, президент Путин начал вторую войну и использовал огромное преимущество в силе, чтобы задушить зверя в его логове. Погибли десятки тысяч людей. Сотни тысяч людей отправились в изгнание. Столицу Чечни Грозный осквернили. Поставили марионеточный режим. Вывод должен был быть очевиден. Если сепаратисты отваживаются действовать в черте российских границ, их следует нещадно уничтожать. А если они появляются на территории соседей России в так называемом ближнем зарубежье, особенно вблизи важных трубопроводов, их необходимо поощрять.
Грузинский кризис снова продемонстрировал, что российские чиновники – непревзойденные мастера политических словесных игр, и мало кто из западных лидеров способен конкурировать с ними. Президент Медведев нагло заявил, что Россия взяла на себя обязанность защищать российских граждан в Южной Осетии. И большая часть света без вопросов согласилась, что осетинское меньшинство в Грузии каким-то образом может быть россиянами. На самом деле осетины не менее далеки от россиянства и славянства, чем грузины. Осетины – потомки древних аланов и разговаривают на языке, близком к языку фарси в Иране, их, как и остальную часть Кавказа, Российская империя завоевала в XIX веке. Осетины повернулись к православному христианству, чтобы отличить себя от соседних мусульман: ингушей и чеченцев. Когда Грузия стала суверенным членом ООН, их можно было бы лучше всего охарактеризовать как грузинских граждан осетинской национальности. А вот президент Медведев и не собирался прояснять вопрос, как, вследствие какого такого невероятного процесса эти грузинские граждане получили после прибытия в 1992 г. Российских «миротворцев» российские паспорта. А теперь тщательно отобранных руководителей этих иранских владельцев российских паспортов вышколили, чтобы они, не кривляясь, просили Москву о помощи. Этот финт руками совершили с мастерством, какое имело множество прецедентов в российской истории, хотя мало кто из граждан Западного мира когда-либо замечал его. Но его сопровождала такая демонстрация праведного гнева, которая навряд ли была бы более грандиозной, если бы Грузия напала на Россию, а не Россия на Грузию.
Войска интервентов, которые в ночь с 7 на 8 августа ринулись через Рокский туннель на грузинскую территорию, выполняли, как можно было предвидеть, «миротворческую» миссию. Их послали спасать поддерживаемую Россией североосетинскую милицию, которая первой начала стрельбу и подготовила западню президенту Саакашвили. Российские интервенты, возможно, не могли бы действовать так быстро, если бы их операцию не подготовили заранее. Как причудливо пояснил президент Медведев, их послали, чтобы «принудить грузин к миру». Но войска, выполнив это задекларированное задание, не остановились. Скоро уже видели, как они разоряют важный нефтяной порт Поти, топят грузинские корабли, разрушают важные шоссейные и железнодорожные мосты и занимают грузинские города далеко за границами боевых действий. И внезапно, - о диво! – задолго до того, когда можно было бы созвать международную встречу и обсудить будущее Абхазии и Северной Осетии, Москва тотчас признал бунтарские республики. Её североосетинская марионетка заявила, что его страна вскоре войдет в состав России.
Обновлено:
24 июня 2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ НОРМАНА ДЭЙВИСА (стр. 6)
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К УКРАИНСКОМУ ИЗДАНИЮ (стр. 13)
ВСТУПЛЕНИЕ (стр. 16)
1.
Восхождение Путина к власти: как КГБ захватил власть в России (стр. 47)
2. Путин во главе власти: победители и неудачники нового режима (стр. 76)
3. Зловещая игра: использование Кремлем государственной власти для борьбы с инакомыслием (стр. 110)
4. Почему деньги - наибольшая сила России и наша наибольшая слабость? (стр. 163)
5. "Новое самодержавие": что вдохновляет проводников России? (стр. 188)
6. Как Восточная Европа очутилась на передовой новой "холодной войны" (стр. 234)
7. Политика трубопроводов: угроза и реальность (стр. 291)
8. Бряцанье оружием или её продажа? Перепутье российской внешней политики (стр. 336)
9. Как выиграть новую "холодную войну": почему Запад должен верить в себя? (стр. 368)
ПРИМЕЧАНИЯ (стр. 383)
БЛАГОДАРНОСТИ (стр. 446)
УКАЗАТЕЛЬ (стр. 449)
|
|
|