Сергей Сидоренко
НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ЗДРАВОГО СМЫСЛА

Сергей Сидоренко. Независимость от здравого смысла

Заметки сквозь смех и слезы об украинской независимости

Независимость от здравого смысла

Сергей Сидоренко (Украина, г. Знаменка)
Независимость от здравого смысла
Главы из книги

Текст печатается по изданию:
Журнал "Порог"
г. Кировоград (Украина)
№ 7, 2000 г., стр. 5

Журнальный вариант во многих местах значительно отличается от варианта книги, вышедшей в 2005 г.



1.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Содержит нудные рассуждения самого общего свойства


Кто не помнит то время, всего несколько лет назад, когда обращать сколько-нибудь заметное внимание на национальность того человека, с которым по каким-либо причинам имеешь дело, считалось весьма неприличным; и если приходилось спорить на национальную тему, то неизбежно возникало чувство неловкости.

Никто не волен выбирать, где ему родиться, - так что сильно радоваться или горевать по поводу того, что судьбою выпало появиться на свет в этом, а не другом месте – занятие, в общем, праздное.

Человек, сам ничего не достигший и рассчитывающий «выехать» на своей национальности – немногого стоит. В этом смысле «средний европеец», допустим, немец, ничуть не лучше «среднего папуаса» - скорее хуже, потому что опаснее: так как у него есть соблазн воспользоваться авторитетом великих своих соотечественников – всех Шиллеров, Кантов, Бетховенов, - подобными которым его папуасский аналог похвастаться не может, воспользоваться для того, чтобы узаконить свое превосходство над папуасом и освятить собственный свой произвол авторитетом великих предков, к которым сам он имеет лишь то отношение, что разговаривает на одном с ними языке. Именно так стал возможен немецкий фашизм – папуасский же фашизм нам, слава Богу, не угрожает, оттого что у папуаса нет под рукой авторитетов, которыми он мог бы спекулировать.

Истины эти очевидны… Однако тех, кому нужно объяснять эти очевидные истины, со временем становилось все больше, а так как люди зачастую начинают уделять повышенное внимание национальной своей принадлежности и национальной принадлежности окружающих не только по своей инициативе, но и под влиянием национального характера притязаний, обращенных к ним со стороны других людей, то очень скоро стало происходить нечто вроде цепной реакции: число зараженных «национальным вирусом» стало стремительно расти, и всеобщая озабоченность, казалось бы, выдуманными и нереальными проблемами постепенно привела к очень даже реальным последствиям…

Похоже, что сам Господь Бог смешал наши языки, возмутившись нашими попытками построить коммунистическую Вавилонскую башню.

Национальный вопрос прочно встал у нас на первое место…

Вообще следует отметить, что заражению упомянутым «национальным вирусом» подвержены в большей степени те люди, для которых причины их радостей и неудач находятся во внешнем для них мире. В отличие от такого типа мировосприятия, характерной чертой всех религий является то, что у всякого религиозного человека основное его внимание направлено на собственную его личность, главный его враг гнездится всегда в нем самом и главный для него источник радости и жизненных успехов – тоже он сам.

В Писании сказано, что для Бога «нет ни эллина, ни иудея» (Кол., III, 11). «Ни эллина, ни иудея» нет не только для Бога, но даже и для Карла Маркса, как и вообще для сколько-нибудь серьезных мыслителей. Однако, что касается Карла Маркса, то несмотря на проповедуемый им интернационализм, в Марксовой системе взглядов изначально была заложена опасность для последователей его учения. Деля человечество на классы тружеников и паразитов, разделяя его на правых и виноватых, он (быть может, сам того не желая) выдал огромной массе людей патент на непогрешимость, которым до этого обладал один только папа римский.

Наш народ, прошедши Марксову школу, обрел пагубную привычку видеть всегда помеху себе – в других, причину своих затруднений – в чьих-нибудь кознях. Те, кто приучен искать корень зла и источник всех бед в помещиках и капиталистах, а также окружающих нас со всех сторон капиталистических хищниках, после смены исторической формации с легкостью превращаются из интернационалистов – в националистов, и начинают видеть этот самый корень зла в коварных инородцах, мешающих нам жить, и в происках враждебно к нам настроенных соседей – то есть опять-таки не в себе.

Вспомним, с какой готовностью «широкие массы трудящихся» в нашей стране приняли после революции из рук большевиков, руководствовавшихся классовым подходом, всеобщее, на все времена, ощущение грехов и свидетельство о непогрешимости и всеобщей правоте, иными словами, то самое «право на бесчестье», о котором писал Достоевский.

И точно так же, с неменьшей готовностью и восторгом, эти «широкие массы» принимают теперь такое же свидетельство о непогрешимости и правоте – только уже из рук националистов, во главу угла ставящих исключительно национальный признак.









Заметки сквозь смех и слезы об украинской независимости



ПОЛИТИКА

ЖУРНАЛЬНАЯ ПУБЛИЦИСТИКА

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Как перепрдавать уникальные статьи