МИХАИЛ БУЛГАКОВ
О ТРЕХ РОМАНАХ МИХАИЛА БУЛГАКОВА

М. А. Булгаков. О трех романах Михаила Булгакова

Наши публикации

Антикварная книга. О трех романах Михаила Булгакова

М. А. Булгаков
О трех романах Михаила Булгакова
Константин Симонов

Текст печатается по изданию:
Издательство "Художественная литература"
Москва ~ 1978 г.
816 стр., тираж 50000 экз.
Цена 4 р. 30 к.
Художник М. Шлосберг
Предисловие К. Симонова


Романы
"БЕЛАЯ ГВАРДИЯ"
"ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН"
"МАСТЕР И МАРГАРИТА"



О трех романах Михаила Булгакова
Константин Симонов


В эту книгу входят «Белая Гвардия» и «Театральный роман», ранее включенные в однотомник прозы Михаила Булгакова, выпущенный издательством «Художественная литература» в 1966 году, и роман «Мастер и Маргарита», публикуемый в последней прижизненной редакции автора.

М. А. Булгаков "О трех романах Михаила Булгакова" Михаил Афанасьевич Булгаков, родившийся в 1891 году, умер незадолго до Великой Отечественной войны после тяжелой и мучительной болезни – склероза почек, не дожив до пятидесяти лет. Умер в расцвете своего таланта, чему свидетельством является его последняя книга – «Мастер и Маргарита»; уже смертельно больной и, как врач, твердо знающий, что дни его сочтены, он вносил в рукопись последние поправки, диктуя их своей жене и другу Елене Сергеевне Булгаковой.


При жизни Булгакова были опубликованы первая часть его романа «Белая гвардия», книга его фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов «Записки юного врача» и его многочисленные газетные фельетоны, появившиеся в печати главным образом в первые годы нэпа.

На сценах театров в разное время ставилось несколько его драматических произведений; среди них – классическая инсценировка «Мертвых душ» Гоголя и написанная по мотивам романа «Белая гвардия» пьеса «Дни Турбиных», так же, как и «Мертвые души» надолго удерживавшаяся в репертуаре МХАТа.

Остальное – пьесы «Последние дни», «Иван Васильевич», «Бег», вторая часть романа «Белая гвардия», романы «Жизнь господина де Мольера», «Театральный роман» и «Мастер и Маргарита» - было напечатано в 50-60-е годы; и с их публикацией талант Булгакова занял в сознании читателей принадлежащее ему место, которое нет нужды ни преуменьшать, ни преувеличивать.

Включенные в этот том романы Булгакова были написаны им между 1923 и 1940 годами. Роман «Белая гвардия» писался в двадцать третьем – двадцать четвертом году и был частично опубликован в двадцать пятом. Созданная на материале романа пьеса «Дни Турбиных» писалась в двадцать шестом. Работа над романом «Мастер и Маргарита» заняла двадцать лет – с двадцать восьмого по сороковый год. Создание не законченного автором «Театрального романа», который писался в тридцать шестом – тридцать седьмом году, относится к этому же периоду.

Напомнив о времени, когда создавались все три романа Булгакова, помещенные в этом томе его прозы, скажу о своем понимании их ценности и их особенностей.

«Белая гвардия» была первым крупным прозаическим произведением Булгакова. Время, когда он писал роман, было отделено всего тремя-четырьмя годами от падения Перекопа и одним-двумя годами от освобождения Владивостока, положившего конец гражданской войне и интервенции.

Я напоминаю о краткости дистанции между той бурей гражданской войны, о которой написан роман, и временем его создания, потому что это существенно и для понимания самого романа, и для понимания резкости критических оценок, которыми были встречены при своем появлении и опубликованная в журнале первая часть «Белой гвардии», и, несколько позже, пьеса «Дни Турбиных».

Для осмысления авторской позиции самого Булгакова и тех перемен, которые вносило в нее время, надо обратить внимание на дальнейшее развитие «Белой гвардии», которое заметно и в «Днях Турбиных», и в особенности – в написанной через два года после них пьесе «Бег».

Духовная катастрофа, происходившая с той частью русской интеллигенции, которая привязала себя к колеснице белого движения, с большой силой была разработана Булгаковым уже в «Белой Гвардии». И дело не только в том, что в романе перед нами развертываются страницы военного поражения. Дело в том, что на фоне их развертываются и страницы поражения духовного, что к концу романа все усиливается ощущение безвыходности, бесперспективности тех обращенных в прошлое идеалов, которыми продолжают жить герои романа. Рядом с физической их гибелью соседствует и гибель их идеалов. А сама безвыходность положения начинает толкать их на поиски выхода. И эти поиски, едва-едва намечающиеся в «Белой Гвардии», заметно усиливаются в «Днях Турбинных», а в пьесе «Бег», к концу ее, превращаются уже в главную проблему, которую пытаются решить для себя не только безвольно захлестнутый волной эмиграции Голубков, но до последнего часа гражданской войны с оружием в руках исступленно воевавший против народа Хлудов.

В моем представлении, хотя Булгаковым в конце романа «Белая гвардия» и поставлена точка, на самом деле роман все-таки не окончен. Некоторые его сюжетные линии заставляют думать о случайности этой точки, о том, что первоначальные замыслы автора выходили далеко за пределы романа и что многим его героям предстояло еще жить и действовать.

Для меня это почти несомненно. Не потому, что я располагаю какими-то биографическими или текстологическими доказательствами этого, а потому, что это заложено в самом тексте романа, в самой его композиции, во многих его сюжетных линиях, в сущности, оборванных на полуслове.

И когда я думаю о том, чем бы мог завершиться этот роман, будь он завершен, передо мной мысленно возникает «Бег», картины последних боев, бегства, катастрофы, распада, эмиграции и возвращения на родину тех, кто, испив чашу до дна, решился, как Голубков, или посмел, как Хлудов, вернуться обратно – в Россию, ставшую советской Россией вопреки всему, что они сделали для того, чтобы она не могла ею стать.

Однако не будем забегать вперед. Да, несколько лет спустя Булгаков напишет пьесу «Бег», в которой он скажет обо всем этом.

Но в 1924 году он поставил в романе «Белая гвардия» точку именно там, где она стоит.

Разоблачены духовное убожество, растленность, антинародная сущность верхушки контрреволюции.

Показан трагизм положения интеллигентов, одетых в офицерские кителя и юнкерские шинели, людей, силою своего прошлого, силою своих классовых и житейских связей впрягшихся в антинародное дело.

Уже возник вопрос – а как же быть дальше, неужели и дальше продолжать защиту того дела, которое все чаще и чаще кажется безнадежным?

Но ответа на этот вопрос в романе нет. Вместо него – точка, поставленная, быть может, как раз потому, что сам автор внутренне еще не был готов ответить на этот вопрос так, как он ответит на него потом в «Беге».

Хотя и в «Беге» полного ответа на этот вопрос все-таки не будет – ибо для того, чтобы показать всю силу разочарования человека в одних идеях, нужно показать всю силу других идей, опрокинувших в его душе прежние. Не только силу обстоятельств, но и силу идей.

Роман «Белая гвардия» не только талантливая проза, а еще и очень любопытный документ эпохи, - в нем с предельной честностью отражены взгляды, существовавшие у автора к тому времени, когда он писал свою книгу, на ту эпоху, которую он изобразил в ней.

В 1925 году, сразу после публикации в журнале первой части «Белой гвардии», Н. Осинский писал на страницах «Правды» о Булгакове:

«Претензии автору за то, что он белых юнкеров показал не злодеями, а обыкновенными юнцами из определенной классовой среды, терпящими крушение со своими дворянско-офицерскими «идеалами», предъявлять не приходится. Но чего-то, изюминки какой-то не хватает, а не хватает автору, печатающемуся в России – писательского мировоззрения, тесно связанного с ясной общественной позицией…»

Пройдет пятнадцать лет – и в 1940 году, после смерти Булгакова, мысленно оглядывая его путь, одним из первых этапов которого была «Белая гвардия», А. Фадеев скажет об ее авторе:

«И люди политики, и люди литературы знают, что он человек, не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью, что путь его был искренен, органичен, а если в начале своего пути (а иногда и потом) он не все видел так, как оно было на самом деле, то в этом нет ничего удивительного: хуже было бы, если бы он фальшивил».

Мне думается, что оба эти высказывания, отделенные друг от друга пятнадцатью годами, многое объясняют и в жизни, и в творчестве Булгакова.

И оба их небесполезно вспомнить, приступая к чтению романа «Белая гвардия» сейчас, через полвека после того, как он был написан.

Если я говорил о незавершенности «Белой гвардии» как о своем писательском ощущении, как о догадке, имеющей некоторые не столько внешние, сколько внутренние психологические основания, то «Театральный роман» - книга, вне всяких сомнений, не дописанная до конца.

И дело не только в том, что она имеет подзаголовок «Записки покойника» и обрывается посредине фразы – такая концовка может оказаться и литературным приемом, этому есть примеры. Дело в том, что есть много свидетельств людей, знавших со слов самого Булгакова и то, что он собирался продолжать повествование, начатое в «Театральном романе», и даже то, какие именно новые сцены и главы были им задуманы.

И, однако, при этом «Театральный роман» у меня, например, не оставляет горького ощущения незаконченности.

В моем представлении это вообще скорей не роман, а то сатирические, то юмористические сцены из московской театральной жизни конца 20-х – начала 30-х годов.

Они написаны с таким блеском и юмором, что, конечно, жаль с разбега останавливаться, вдруг увидев вместо следующей сцены многоточие; но ощущения незавершенности авторского замысла нет. Просто он, этот замысел, реализован на меньшем количестве сюжетных поворотов, чем это, очевидно, замышлялось вначале.

Незавершенность «Театрального романа», как мне кажется, объясняется не какими-либо причинами внешнего свойства, а причиною внутренней: тем, что Булгаков почувствовал потребность вернуться к той своей главной работе, которую он прервал и которую ему было необходимо завершить – к «Мастеру и Маргарите».

И сделать это Булгаков мог без насилия над собой, ибо все то, ради чего писался «Театральный роман», в сущности, уже было выражено в его написанных к тому времени сценах.

Столкновение крупных талантов и высоких принципов большого искусства с такими внутритеатральными проблемами, как человеческое и актерское тщеславие, как коленопреклонение перед авторитетами, как непонимание неотвратимости смены поколений, как связанная с пристрастиями и антипатиями борьба за роли, и многое другое, принижающее, стаскивающее с облаков на землю великое чудо театра, - все это Булгаков успел достаточно широко изобразить в написанных им главах романа.





Наши публикации


Опубликовано:
27 мая 2017 г.
Обновлено:
1 июля 2018 г.



М. А. Булгаков
1973 г.

Михаил Булгаков, 1973 г., Собрание сочинений

1975 г.

Михаил Булгаков, 1975 г.

"О трех романах Михаила Булгакова"

Издательство "Художественная литература", 1975 г.

Михаил Булгаков, собрание сочинений, 1975 г.



М. БУЛГАКОВ

БИОГРАФИИ

ПИСАТЕЛИ

ГЛАВНАЯ ПОРТАЛА

КАРТА САЙТА

Где и как купить контент для сайта