Послесловие
О. Егоров
Стр. 553
Творчество немецкого писателя-гуманиста и демократа Лиона Фейхтвангера известно советскому читателю.
В предвоенные годы были опубликованы его основные, наиболее крупные произведения. О средневековой Германии, раздробленной на карликовые княжества, повествовали «Безобразная герцогиня» и «Еврей Зюсс». Освободительной борьбе покоренной Иудеи против притязаний Рима на мировое господство были посвящены романы «Иудейская война» и «Сыновья».
«Лион Фейхтвангер – историк», - так определил Генрих Манн талант автора трилогии о Иосифе Флавии. Вместе с тем, романами на исторические темы отнюдь не исчерпывается вклад Фейхтвангера в немецкую литературу накануне второй мировой войны. Особенной известностью пользовались у нас те произведения, в которых писатель обращался к актуальным, жгучим проблемам современности.
Антифашистские романы «Успех» (1930 г.), «Семья Оппенгейм» (1933 г.) и «Изгнание» (1939 г.), полные ненависти к немецкому фашизму и нацистским поджигателям войны, сыграли большую роль в общей борьбе прогрессивных сил мира против империалистической реакции. В годы, когда немецкая военщина и рейнско-вестфальские магнаты угля и стали готовили кадры эсэсовских головорезов, вынашивали планы мирового господства и расправлялись в концлагерях со своими политическими противниками, Фейхтвангер поднял голос против нацизма.
В острых, динамичных сюжетах писатель-гуманист и демократ раскрыл непримиримый конфликт меду требованиями свободы и равенства, между утверждением прав личности и всей системой фашизма.
В «Успехе» - художественно наиболее впечатляющем убедительном произведении – Фейхтвангер в острой и яркой сатирической манере показал реальную опасность фашизма в Германии. В сатирической фигуре вождя баварских фашистов Руперта Кутцнера писатель воплотил то ужасное, омерзительное и достойное осмеяния, что нес с собой фашизм, что увидел в прообразе Кутцнера – Гитлере. Фейхтвангер изобразил трагическую судьбу честного и последовательного в своих убеждениях человека, Мартина Крюгера, который за свои гуманистические взгляды и защиту демократических принципов в искусстве был брошен в тюрьму накануне мюнхенского путча.
После гибели Крюгера против империалистической реакции в Баварии выступает с обвинительным актом Жак Тюверлен, написавший «Книгу о Баварии». Однако, как и Крюгер, да и сам Фейхтвангер, Тюверлен далек от мысли о необходимости революционного преобразования окружающего мира. Приводя знаменитое положение Маркса, что все предшествующие философы только объясняли мир, задача же в том, чтобы его переделать. Тюверлен утверждает, что для переделки мира – достаточно его объяснить. «Сколько-нибудь удовлетворительно объяснить мир – это и значит тихо и без шума переделать его воздействием разума… - говорит он. – Я больше верю в силу написанного слова, чем в пулеметы».
Опубликовано:
10 февраля 2018 г.
|